Культура стран Пиренейского полуострова XVI – первой половины XVII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

Общность исторических судеб, одинаковые социально-экономические и политические процессы, а также особенности культурных традиций стран Пиренейского полуострова обусловили сходство их культурного развития. В нем можно выделить два основных этапа. Особенностью первого (XVI — начало XVII в.) было заметное влияние ренессансного мировоззрения на духовную жизнь Испании и Португалии. Второй период (XVII в.) связан с возникновением культуры барокко, отражающим кризис гуманистических идей.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология 2 курс.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

С критикой порядков, царивших в странах Иберийского полуострова, дополненной размышлениями о  наилучшем правителе, выступали и такие мыслители, как иезуит Б. Грасиан-и-Моралес (1601—1658) и дипломат Д. Сааведра Фахардо (1584—1648).

В XVII в. на смену рыцарским  и пасторальным романам пришел глубоко  реалистический, чисто национальный жанр плутовского романа, обличавшего пороки современного общества, в котором процветали мошенники и воры. Он являлся как бы выражением социально-экономического и политического кризиса, переживаемого странами Пиренейского полуострова. Его форма позволила авторам резко критиковать нравы различных слоев общества. Начало плутовскому роману как литературному жанру было положено выходом в свет еще в 1554 г. книги неизвестного автора “Жизнь Ласарильо с берегов Тормеса”. Однако его популярность относится к XVII в., когда гуманистические идеалы уступили дорогу новым ценностям, свойственным культуре барокко.

С выходом в свет в 1599 г. первой, а в 1604 г. второй книги  М. Алемана “Жизнеописание Гусмана  де Альфараче” плутовской роман прочно утвердился как литературный жанр. К нему обращались Ф. де Кеведо (“История жизни пройдохи по имени Дон Паблос”), драматург Л. Велес де Гевара (“Хромой бес”) и др.

Наивысший расцвет в  первой половине XVII в. переживала испанская  драматургия. Подлинный переворот  в драме осуществил Лопе Феликс де Вега Карпьо (1562—1635), которого по праву можно считать создателем испанского национального театра. Лопе де Вега нарушил традицию разграничения драмы на трагедию и комедию и установил единый тип, получивший в испанской драматургии название комедии, выступал против принципа трех единств, сохранив только единство действия. Спои принципы он изложил в “Новом руководстве сочинять комедии в наши дни” (1609). Лопе де Вега был глубоко убежден в необходимости создавать пьесы, близкие и понятные народу. За свою долгую жизнь он создал около 2500 пьес. Особое место в его творчестве занимает народно-героическая драма “Фуэнте Овехуна”, рассказывающая о борьбе крестьян против феодалов.

В своих пьесах Лопе де Вега утверждал утопический идеал  “народной монархии”, осуждал феодальный произвол и распри, стоял за единое национальное, централизованное государство. Наиболее зримо ренессансные идеи отразились в его комедиях “плаща и шпаги”. Герои его пьес в борьбе с сословно-дворянскими предрассудками отстаивали свое право на счастье и любовь.

Среди последователей Лопе де Веги наиболее талантливым был Л. Велес де Гевара (1579—1644). Большинство его пьес основаны на народных преданиях и романсах, лучшие из них — “Разбойница Верских гор”, “Луна Сьерры”, “Быть королевой после смерти”.

К школе Лопе де Веги принадлежал X. Руис де Аларкон-и-Мендоса (1581?—1639), написавший несколько исторических драм с осуждением феодальных усобиц. С глубоким сочувствием он изображал представителей из народа, показывая их нравственную чистоту и благородство. Аларкон проложил новые пути для испанской драматургии, создав “комедию характеров”. Он, как и Лопе де Вега, видел идеал правления в “народной монархии”. К школе Лопе де Веги относится и монах-мерсенарий Г. Тельес, известный под псевдонимом Тирсо де Молина (1583/84—1648). Он писал не только пьесы на библейские сюжеты, но и светские комедии. В его творчестве уже отчетливо видны барочные элементы. Как Лопе де Вега и Аларкон, Тирсо де Молина обращался к историческим хроникам, однако стремился более точно придерживаться подлинных фактов.

Ярким представителем культуры барокко был драматург П. Кальдерон  де ла Барка (1600—1681). Все его творчество проникнуто философско-религиозным  содержанием. Всемирную известность  Кальдерону принесли его “драмы чести”. Большинство современников драматурга считали честь исключительным достоянием дворянства. Кальдерон вышел за рамки сословных представлений и объявил честь благом, дарованным всем людям. В “Саламейском алькальде” он показал благородство людей из народа и лицемерие дворян. В философской пьесе “Жизнь есть сон” Кальдерон изобразил свой идеал правителя. Большинство его пьес представляют собой дальнейшую разработку так называемых аутос сакраменталес.

В XVII в. в иберийских странах  театр играл огромную роль. Каждая новая пьеса становилась предметом  бурного обсуждения. В комедиях драматурги высказывали свои идеи, отношение к жизни, окружающей обстановке. Правительство не раз пыталось запретить театральные представления, но под напором народного протеста отменяло собственные распоряжения. Филипп II при смерти сокрушался о том, что в Испании вновь введены при его попустительстве театральные представления.

В XVI в. процесс секуляризации  затронул и музыкальное искусство. Популярными стали концерты в  светских салонах. Произведения исполнялись  обычно на виуэле, в конце столетия уступившей место гитаре. Композиторы обращались в своем творчестве к народным формам. Виуэлисты Л. де Милан, Т. Л. де Виктория, А. де Мударра, прославившиеся виртуозным исполнением, создали настоящую музыкальную литературу. На церковную органную музыку оказали некоторое влияние итальянская и фламандская школы. Знаменитыми стали выдающиеся органисты А. Кабесон (1510—1566) и Ф. де Салинас (1513—1590), известный также своими работами по теории музыки и математики.

В первой половине XVII в. развитие музыкально-драматического театра в иберийских странах привело к возникновению сарсуэлы — национального жанра, своеобразно сочетающего в себе вокальные номера, танец и сценический диалог. В 1629 г. в Мадриде была поставлена лирическая драма “Лес без любви” на слова Лопе де Веги.

В XVII в. большую популярность и распространение в Испании  и Португалии, а затем и в  европейских странах получил  иберийский музыкальный инструмент — гитара. Продолжала развиваться  и органная музыка. В странах Пиренейского полуострова выделилась группа лучших исполнителей, а также теоретиков этого вида искусства: испанцы — Б. Клавихо, X. Каванильес; португальцы — Ф. Корреа ди Аражу, П. Фалезиу.

В первой половине XVII в. в  европейском изобразительном искусстве  особое место заняла испанская живопись. Несмотря на преобладание религиозной тематики и подражание манере итальянского художника Караваджо, испанское искусство, отличаясь глубоко национальными чертами, развивалось в реалистическом направлении.

Страстный поиск жизненной  правды, глубокий интерес к внутреннему миру человека отличают творчество выдающихся испанских художников X. де Риберы (1591—1652) и Ф. Сурбарана (1598 —ок. 1609). Рибера большую часть жизни прожил в Италии, оказав большое влияние на многих итальянских художников, но не порывал связи с родиной. Он создал ряд выдающихся полотен, занявших почетное место в музеях мира,— “Мученичество Святого Себастьяна”, “Аполлон и Марсий”, “Смеющийся Демокрит”, “Диоген”. Большая часть картин, созданных Сурбараном, сыном эстремадурского крестьянина, посвящена сценам из жизни святых. Его полотна отличаются глубоким реализмом, лишены фантастических и потусторонних элементов, несмотря на использование художником религиозных сюжетов.

Творчески обосновать преимущества реалистического принципа в изобразительном искусстве попытался Ф. Пачеко в своем труде “Искусство живописи”. Он ратовал за подражание природе, писание с натуры, требовал ясности в картине. Творчество ученика Пачеко Диего Родригеса де Сильвы Веласкеса (1599—1660) приобрело мировую славу. Веласкес был придворным живописцем, вынужденным маневрировать между различными враждующими группировками при дворе, но он сохранил высокое духовное благородство и человеческое достоинство, создавая глубоко реалистические, правдивые образы. Современники прозвали его художником Истины. Написанные им картины (“Сдача Бреды”, портрет графа-герцога Оливареса, “Менины”, “Пряхи”, цикл портретов придворных карликов) навсегда вошли в фонд сокровищницы мировой культуры.

Несмотря на реакционную  роль испанского абсолютизма, вставшего на позиции Контрреформации во второй половине XVI в., иберийская культура сохранила демократические, народные черты. Поэты, писатели, художники других стран нередко черпали свое вдохновение в испано-португальской культуре. Француз Лесаж, переработав “Хромого беса” Велеса де Гевары, создал одноименное произведение. Сюжет Дон Жуана, впервые использованный Тирсо де Молиной, перешагнул Пиренеи и стал излюбленной темой поэтов и драматургов других стран (Мольер, Байрон, Пушкин).

Сведения, полученные в ходе великих географических открытий, способствовали подрыву доверия к средневековым авторитетам и церкви к становлению научных представлений о мире.

Формирование иберийских культур шло в тесном взаимодействии с общеевропейским культурным развитием. Испытав на себе воздействие передовых форм, выработанных итальянским гуманизмом и так называемым Северным Возрождением, культура Испании и Португалии не только сохранила и развила самобытные, чисто национальные черты, но и обогатила своими достижениями мировую культуру.

 

Литература

  1. Балашов Н. И. Испанская классическая драма. М., 1975.
  2. Державин К. Н.  Сервантес: Жизнь и творчества. М., 1958.
  3. Каптерева Т. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения.. М., 1989.
  4. Каптерева Т. П.  Искусство Португалии. М., 1990.
  5. Мартынов И. И. Музыка Испании. М., 1977.
  6. Ортега-И- Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997.
  7. Силюнас В. История испанского театра XIII – XVI вв. М., 1995.



Информация о работе Культура стран Пиренейского полуострова XVI – первой половины XVII вв.