Культура эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:55, контрольная работа

Краткое описание

В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение». В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, «процесс національного відродження в Україні»). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных.

Содержание

1.Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии.
2.Типология и периодизация культуры Возрождения.
3.Характерные черты итальянского Возрождения.
4.Характерные черты Северного Возрождения.
5.Проблема украинского возрождения.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура эпохи Возрождения.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

       Но  все же эта эпоха вошла в  историю как вздох освобождения, как рождение надежды. Именно в трактатах  деятелей итальянского Возрождения  впервые осмыслена великая роль новаторства, декларирована необходимость  создания чего-то нового как оправдания человеческого существования. Именно итальянские гуманисты сделали первую попытку научного осмысления как предыдущей культуры, политики, государственности, так и своей (например, Маккнавелли в трактате “Государь”). Именно итальянские гуманисты оказались способны создать модель нового общества, основанного на идее демократии и веры в Бога (утопия Томазо Кампанеллы “Город солнца”).

       В феодально-крестьянской Европе еще  большей была пропасть между культурной элитой и основной массой носителей  культуры. Но именно здесь было достигнуто равновесие между античными и средневековыми источниками нового духовного движения. В Северном Возрождении важнее оказалась не внешняя «перестройка» поведения, быта, чувств, а глубокие внутренние изменения взглядов на мир, а через них – и взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом, а позже – между человеком и Богом, выразившиеся в могучем религиозном движении Реформации. И хотя не было недостатка в технических открытиях, среди которых и изобретения книгопечатания немцем И. Гуттенбергом, создание новых сталей, технологий обработки металла, стекла, ветряных мельниц и т.д. – едва ли не главным открытием Северного Возрождения стало открытие человеком «Бога в себе» и права на непосредственное общение с ним на родном языке верующих, а не на мало кому здесь понятной латыни. Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Эрих фон Гуттен), быстро овладевает умами самых широких масс. Борьба за внутреннее благочестие – пиетизм – приводит вначале к возникновению Братства Общего Духа, внецерковного объединения верующих на религиозных основах, затем к появлению переводов Священного Писания на национальные языки и, наконец, к мощному разрыву с католической церковью.

       Северное  Возрождение отличается предельной экзальтированностью внутренних переживаний. Она проявлялась и в речах популярных проповедников, за которыми толпы слушателей ходили из города в город (например, мастер Иоганн Экхард, Антуан Фраден Францисканец, доминиканец св. Винцент Феррер или исповедник Жанны д’Арк юрат Ришар), и в произведениях мастеров искусства Северного Возрождения. Среди них особенно выделяются братья ван Эйки (которым легенда приписывает изобретение масляной живописи), семьи художников Кранахов, Гольбейнов, великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нервно-напряженное мироощущение эпохи находит свое воплощение в скульптуре и архитектуре. В целом в искусстве Северного Возрождения происходит соединение средневековой символики и по-новому осмысленного мистицизма, порождающее и новые пласты в понимании искусства.

       Одно  из важнейших открытий совершено  культурой Северного Возрождения  в сфере политико-экономической. Речь идет о так называемом магдебургском («немецком») праве – появлении городов, живших на основе самоуправления, свободных экономико-политических объединений, вплоть до выбора князей. Магдебургское право послужит источником создания европейских гражданских кодексов Нового времени.

       Во  второй половине XVI века на смену Реформации приходит Контрреформация – движение католической церкви за возвращение утерянного влияния. В Европе наступает эпоха непрерывных внешних и внутренних войн, которая продлится вплоть до начала XVIII столетия. В огне этих сражений сгорят останки ренессансных идеалов гуманизма. Но в них же возникнет и новое представление о мире и человеке. Эта новая картина будет описываться уже не языком гармонии, породившим ренессансное искусство, а языком неразрешимых противоречий и трагической дисгармонии. Наиболее ярким художественным отражением новой, постренессансной картины мира станет искусство барокко (XVII-XVIII вв.).

       В XV-XVII вв. УераинаЮ находясь на периферии европейских культурных процессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своей территории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского) княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала в сжатом, «свернутом» )по третьему из указанных выше вариантов) типу период вначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры

       Ренессансные  процессы на Украине происходили в первую очередь в городах, находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVI веке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, то есть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцы из Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собой распространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной и экономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать и о «моде» на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции в искусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.

       Борясь  за равные с иностранцами-иноверцами права в городской и религиозной  жизни, православные украинцы – русины начинают объединяться в особые организации, получившие название братств. Вначале братства преследуют цель поддержания православных храмов, но вскоре в круг их забот входят и национальные вопросы, в первую очередь образование. Украинские братства несколько напоминают распространенные в ренессансной Италии «скуолы» – объединения прихожан (обычно членов одного ремесленного цеха), бравшие на себя заботы о церковном здании, финансировавшие его ремонт и украшение. Но украинские братства. Возникшие в чужом, иногда агрессивном религиозном окружении, выполняли гораздо более важную роль. Постепенно они стали очагами национальной культуры и сыграли важную роль в украинской духовной жизни.

       Первое  из братств возникло в 1463 году во Львове при Успенской церковной общине, второе, Хрестовоздвиженское, появляется в Луцке в 1483 году. Эти своеобразные "«национальные цеха"»украинских городов начинают развитие национального образования, которое должно было противостоять католическим и протестантским школам, активно насаждавшимся на украинских землях. В 1586 году открыта первая Успенская братская школа во Львове, ставшая образцом для всех братских школ. Наука в ней была доступна детям любого достатка: бедные учились за счет братства, состоятельные родители вносили установленную сумму. До наших дней дошел устав Луцкого братства («Школы греко-латино-славянской»), из которого можно узнать немало любопытного о школьной науке в Украине начала XVII века. Определенные обязательства брали на себя школа, ученики и их родители. Не разрешались опоздания и пропуски занятий; обучение включало и физический труд: ученики должны были сами убирать помещение, колоть дрова и т.п. Текст договора зачитывался отцу при свидетелях. Договор также включал требования к учителям: они должны были быть добропорядочными, рассудительными, сдержанными, не употреблять спиртных напитков и обращаться с учениками ласково (!) – впрочем, система телесных наказаний процветала: за провинность пороли розгами. Существовала и система поощрений: места на скамьях от первого до последнего. Наиболее успевающих учеников величали «сенаторами» и сидели они на первых местах. Свои обычаи существовали в бурсах (общежитиях), где проживали студенты.

       В братских школах учили чтению и письму, позже – риторике, грамматике, диалектике, музыке, изучали Святое Писание, входили  в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалось особое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили и писали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды на содержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева. Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всех европейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрах насчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только в городах. При поддержке православных магнатов братские школы возникают и в селах. Издавались учебники, печатавшиеся в основном на территории Польши немецкими и полесскими типографиями; позже при братствах возникли собственные типографии. Во Львове в 1596 году напечатан «Букварь» Ивана Федорова, в 1591 году – грамматика славянского языка «Адельфотес». Школы стали одним из активных факторов национально-культурного движения в Украине.

       На  средства братств талантливые юноши  могли продолжать образование в  европейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже, Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергского университета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинских земель, больше половины из них – русины (украинцы), которые обычно записывались как «рутены». Иногда они достигали блестящих научных успехов. Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы-гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна. Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника Юрий Дрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века в области астрономии, математики и медицины. В Волонском университете он получил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканом медицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. Юрий Дрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: там напечатано его сочинение «Прогностическая оценка текущего», то есть научных знаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителем знаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонского университета, являющегося центром европейской юридической науки, на протяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).

       Не  все студенты-выпускники европейских  университетов возвращались на родную Украину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученых возросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем – Киево-Могилянской.

       Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематику религиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнат князь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский язык Священного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая из европейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди них были, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580 году Острожская Академия – фактически первое научное и высшее учебное заведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыграла весьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовила научно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейских текстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Это украинское издание широко известно как Острожская Библия – первая печатная Библия славянского мира.

       В многочисленных типографиях наряду с богослужебной и религиозно-полемической литературой издаются в Украине  XVI века грамматики, словари-лексиконы («Грамматика словенска языка» Лаврентия Зизания). В период украинского Ренессанса закладываются основы украинской грамматики, лексикологии, музыковедения. Особенно значительную роль в становлении научной мысли сыграла группа ученых, работавших в Киево-Печерской лавре при архимандрите Елисее Плетенецком, человеке широкой образованности и взглядов. Из этой гуманистической богословско-полемической атмосферы разовьется в последствии Киево-Могилянская Академия.

       Центром ренессанской культуры на украинских землях в XVI веке был Львов. Здесь наиболее отчетливо «прочитываются» черты новой культурной эпохи. Они сказываются и в духовной жизни, в самосознании народа как отдельного этноса, имеющего собственную национальную идею, и в искусстве: архитектуре, живописи. Скульптуре. Украинских художников из Львова приглашали расписывать не только православные церкви, но и католические костелы на территории Речи Посполитой. Это позволяет говорить о «Львовском Ренессансе» как отдельном культурном феномене (заметим, что в истории архитектуры этот термин употребляется применительно к ренессансным зданиям, возведенным во Львове: ансамбль Успенского братства, капелла Боимов, так называемая «Чорна кам’яниця» и др.).

       Демократизм украинской ренессансной культуры даст свои плоды в культуре украинского барокко, духовным центром которого станет вначале Киев, а затем Запорожская Сечь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Использованная  литература. 

  1. Аллатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения – М. 1976
  2. Антонович Д. Лекцii з iсторії української культури – K. 1994
  3. Європейське Відродження та українська література XIV-XVIII ст.: збірка статей – K.1993
  4. Хайзенга, Йоханн, Осень Cредневековья – M. 1988

Информация о работе Культура эпохи возрождения