Культура языческой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных
факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на
котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические Группы и
народности; утверждение православия как особой ветви христианства,
сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям;
длительная временная изолированность развития от западно-европейских
цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой
замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над
личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства

Содержание

Введение
1. Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской
культуры
3. Культура Киевской Руси
4. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Языческая Русь.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

Культура языческой Руси  

План.

  Введение

    1. Языческая  культура древних славян

    2. Принятие  христианства - переломный момент  в истории русской

       культуры

    3. Культура  Киевской Руси

    4. Культура  Московского царства (XIV-XVII вв.)

 

  Список литературы

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ.

    Отечественная  культура  на  протяжении  всех  веков  ее   формирования

неразрывно  связана   с   историей   России.   Наше   культурное   наследие,

складывалось в процессе становления и развития  национального  самосознания,

постоянно обогащалось собственным и  мировым  культурным  опытом.  Оно  дало

миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в  мировую

культуру.

    Особенности  формирования российской культуры  видятся в  таких  основных

факторах: необходимость освоения огромного географического пространства,  на

котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические  Группы  и

народности;  утверждение  православия   как   особой   ветви   христианства,

сосредоточенной  на  духовности,   приверженности   устоявшимся   традициям;

длительная  временная  изолированность   развития   от   западно-европейских

цивилизационных  процессов  и  напряженная  борьба  за   преодоление   такой

замкнутости;   превалирование   идеи   приоритета   государственности    над

личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства

    Чтобы  наглядней  представить  сказанное,  рассмотрим  основные   этапы

формирования  отечественной  культуры  от  VI  века,   когда   началось   ее

становление, до конца XX века, когда наша  национальная  культура  приобрела

завершенные формы.

 

 

 

                    1. Языческая культура древних  славян.

    На ранних  этапах развития природа страны  накладывала огромный отпечаток

на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие  речных

путей  на  Восточно-европейской  равнине,  которые   облегчили   грандиозные

процессы  колонизации  племен,  предопределили  особенности  и  разнообразие

хозяйственной деятельности  народа.  Но  природа  не  охраняла  общество  от

чужеродных вторжений.

    С V века  до н. э. на северном побережье  Черного  моря  греки  основали

колонии, привлекая  местных  жителей  на  свои  рынки,  подчиняя  их  своему

культурному  влиянию:  Торговля  сблизила  греков  и  туземцев.  Создавались

смешанные поселения. В  раскопках  найдены  предметы  греческого  искусства,

сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом,  греческое

искусство  служило  вкусам  местных  жителей  —  скифов  —  иранской   ветви

арийского племени. Затем вместо скифов в  южной  Руси  оказываются  сарматы,

аланы—  иранские   кочевники.   Наступает   упадок   греческих   городов   и

одновременно  некоторый  подъем  культуры   скифов   пахарей.   Но   никакие

катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда  с  ростом

Римской  державы   изменилась   карта   мира   и   римские   города-крепости

распространились  до  Приазовья,  Поднепровье  оказалось  подготовленным   к

восприятию элементов римской  культуры.  Носителем  культуры  этого  периода

было  раннее  славянское  население.  С  IV  века  и  на  протяжении  целого

тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока

    Летопись  не помнит времени прихода  славян из Азии в Европу. Она  застает

их уже на Дунае, в Карпатах.  Падение  Западной  Римской  империи,  массовое

движение славян через Дунай  приводят  к  возникновению  крупных  славянских

племен. Латинские и византийские  писатели  VI-VIII  веков  говорят  о  двух

ветвях славян -— антах и славянах. Начался новый период в истории  восточных

славян. Он  подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей  в

Киевское время.

    Придя  в  Поднепровье,  славяне  не  нашли  здесь  такой   культуры   и

цивилизации, как германские племена в Западной  Римской  империи.  Но  с  VI

века памятники позволяют говорить о  собственной  и  в  достаточной  степени

определившейся  культуре  восточных   славян.   До   образования   Киевского

государства они  имели  значительную  историю,  заметные  успехи  в  области

материальной культуры:  знали  секреты  обработки  металла,  земледельческие

орудия. У них были выработаны известные представления о земном  и  загробном

мире, сложились строго  соблюдаемые  ритуалы,  и  когда  завершился  процесс

этногенеза,   формирования   древнерусской   народности,   эти    культурные

достижения прошлого не были забыты.

    Древнерусская  (российская)  культура  не  является  чисто  славянской.

Древнерусская народность складывалась в смешении  нескольких  субэтнических

компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая  из  соединения  трех

хозяйственно-технологических регионов — земледельческого,  скотоводческого,

промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего;  в

смешении нескольких этнических потоков — славянского,  балтийского,  финно-

угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского,  в

пересечении влияния  нескольких  религиозных  потоков.  Таким  образом,  на

основной территории Древнерусского  государства  мы  не  можем  говорить  о

численном  преобладании   славян   в   этногенезе.   Единственный   элемент

древнерусской культуры, в  котором  славянское  доминирование  не  вызывает

сомнений — это язык.

    В VI-IX веках  идет процесс интенсивного  развития  народов,  населявших

Восточно-европейскую  равнину.  Пашенное  земледелие  вытесняет  подсечное,

выделяется ремесло, завязываются  тесаные  культурные  связи  с  Византией,

Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля,  которая  велась

значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады  арабских

монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение

имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию,

познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с  Византией.

К Х веку сложились определенные формы и традиции  торговых  соглашений.  Об

этом свидетельствуют договоры,  подписанные  князьями  Олегом  и  Игорем  с

греками. Они были составлены на  двух  языках—  русском  и  греческом.  Это

подтверждает то, что письменность у славян появилась  задолго  до  принятия

христианства, а также то, что до появления первого свода  законов  «Русской

правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о  «Законе

русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали  в

Западной Европе.

    С древних  времен рядом с земледелием  и скотоводством население  Древней

Руси успешно занималось торговлей. При  таком  условии  можно  предположить

раннее существование городов, уже в VII-VIII веках.  Летопись  не  приводит

времени их появления. Они  были  «изначала»  —  Новгород,  Полоцк,  Ростов,

Смоленск, Киев— все на речных,, торговых путях. Города являлись  не  только

пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они —  центры  политической,

культурной  жизни,  ремесленного   производства.   С   появлением   частной

собственности, богатых земледельцев, возникают грады —  хоромы  (замки).  В

скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась  «Гардариком»—  страной

городов,  формирующаяся  культура  Киевской  Руси  была  городской.   Таким

образом, до второй половины IX века, до образования государства,  восточные

славяне имели уже значительную историю и успели достигнуть заметных успехов

в области материальной  культуры,  которая  являлась  основой  общественной

жизни.

    Центральное  место в культуре этого периода  занимала языческая  религия.

Язычество—  это  религиозная  форма  освоения  человеком  мира.  Религиозные

взгляды  древних  славян   отражали   мировоззрение   наших   предков.   Они

развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного  развития

религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В  центре

ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно  выделить

несколько этапов развития языческой культуры.

        . На первом этапе обожествлялись  силы природы. Вся  она  населялась

          множеством духов, которых надо  было умилостивить,  чтобы  они  не

          вредили  человеку,  помогали  в  трудовой  деятельности.  Славяне

          поклонялись Матери-Земле, довольно  развиты были  водяные  культы.

          Они считали воду стихией, из  которой  образовался  мир.  Славяне

          населяли  ее  различными  божествами   —   русалками,   водяными,

          морянами, посвящали им праздники.  Почитались  леса  и  рощи,  их

          считали жилищами богов. Почитались  бог  солнца  —  Даждьбог,  бог

          ветра— Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит  от

          богов. Автор «Слова  о  полку  Игореве»  называет  русский  народ

          «Даждьбоговыми внуками».

        . На втором  этапе  в  русско-славянском  язычестве  развивается  и

          держится дольше других видов  верований  культ  предков.  Почитали

          Рода - творца Вселенной и Рожаниц  —  богинь  плодородия.  Славяне

          верили  в  потусторонний  мир.   Смерть   воспринимали   не   как

          исчезновение, а как переход в  подземный мир.  Они  сжигали  трупы

          или предавали их земле. В первом  случае предполагалось, что после

          смерти  жить  остается  душа,  в  другом  допускалось,  что   они

          продолжают жить, но в ином  мире. Душа  после  сожжения  сохраняла

          связи с материальным миром, принимая  иной образ, вселяясь в новое

          тело. Славяне считали, что Предки  продолжали и после смерти  жить

          с ними, постоянно находясь рядом.

        . На третьем этапе  развития  языческой  религии  появляется,  «Бог

          богов», удаленный от  мира.  Это  уже  существо  небесное,  глава

          иерархии  богов.  В  VI  веке  повелителем  Вселенной  признавали

          бога—громовержца Перуна. В договорах  Х  века  с  греками  русские

          князья     клялись      двумя      богами:      Дружинным—Перуном

          (впоследствии—княжеским богом), а  купцы — Белесом —  богом  скота

          (впоследствии  —  богом   богатства   и   торговли).   У   славян

          существовали довольно развитые  формы языческой обрядности, т.  е.

          организованной,  упорядоченной   системы   магических   действий,

          практическая  цель  которых  в  том,  что  бы  воздействовать  на

          окружающую природу, заставить  ее  служить  человеку.  Поклонение

          идолам сопровождались языческими  ритуала ми, которые не  уступали

          христианским  по  пышности,  торжественности  и  воздействии   на

          психику. Языческая обрядность включала  и различные виды искусств.

          С помощью скульптуры, резьбы,  чеканки  создавались  изображения,

          обладание которыми, думали; славяне,  давало  власть  над  силами

          природы, предохраняло от бед  и  опасностей  (амулеты,  обереги).

          Языческие символы проявлялись,  в  славянском  фольклоре  (образы

          березы,  сосны,  рябины),  в  зодчестве  —   на   кровлях   жилищ

          вытесывались изображения птиц, конских голов

    Славяне  строили многокупольные деревянные  языческие храмы. Но  их  храм

был скорее местом хранения предметов поклонения.  Обряды  же  сопровождались

произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на  музыкальных

инструментах, элементами театрализованных  действий.  Византийские  историки

упоминали о трех музыкантах,  захваченных  в  VI  веке  в  плен  по  пути  в

Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне  сообщили,

что  они  не  умеют  владеть  оружием,  а  только  умеют  играть  на   своих

инструментах. Это сообщение свидетельствовало о привилегированном,  почетном

положении древних  музыкантов.  Выполнять  дипломатические  поручения  могли

люди,  облеченные   доверием.   Такое   совмещение   функций   было   широко

распространено в средневековой  Западной  Европе.  В  феодальной  Руси  этот

обычай некоторое время еще будет сохранен.

    В связи  с потребностью внутреннего  объединения,  княжеский  бог  Перун

становится богом общегосударственным. В  славянском  пантеоне  были  и  боги

неславянского  происхождения.  Финская  богиня  Мокош,  бог  солнца  народов

Востока  Хорос.  В  результате  обычные  межплеменные   конфликты   получали

закрепление в религиозной сфере.  В  980  году  Владимир  предпринял  первую

религиозную  реформу,  суть  которой—слияние  разнородных  богов  в   едином

пантеоне.  Но  она  потерпела  неудачу.  Очень  рано  к  славянам   проникли

языческие  религии  соседних  народов.  Они  были  знакомы   и   с   другими

вероисповеданиями:  иудаизмом,  католицизмом,  православием.  С  ними   Русь

Информация о работе Культура языческой Руси