Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:11, реферат
Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных
факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на
котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические Группы и
народности; утверждение православия как особой ветви христианства,
сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям;
длительная временная изолированность развития от западно-европейских
цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой
замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над
личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства
Введение
1. Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской
культуры
3. Культура Киевской Руси
4. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)
Список литературы
Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и
драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее
влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были
характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году
Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и
одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя
единственной защитницей христианства. Она принимает миссию спасения,
возрождения и распространения по миру православия. Таким образом,
Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».
Развитию
московоцентризма
княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус
самоуправления, и пошли по пути развития по общеевропейской модели.
Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе —
антагонизм между православием и католицизмом.
Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве
наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь
государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалов стало
религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами
Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.
С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство Русь стала называться
Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия. В
1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние
культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял
европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия,
где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была
самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории
Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный
для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же
типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь— молодой Петр I.
Главная психологически-поведенческая особенность подобных «карнавалов»
видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже и пугачевские
«генералы»), вели себя как завоеватели к в собственной стране, это была
психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по
отношению к существующим нормам и одновременно утверждающих новую
узаконенность своей власти основанную на праве силы.
Политический
«карнавал» и самозванство
России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины
проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав
экономически независимую власть собственника, который мог быть основой
формирующегося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общество
высказалось за ликвидации церковной собственности. Забота церкви о душе,
экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о
церковной собственности вышли на более высокий круг вопросов—о путях ее
развития. Был подтверждая принцип единения церкви и государства.
К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского
национального самосознания:
1) Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на
высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к
свободе, демократии, характерной для Запада.
2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание.
3) Приверженность к ценностям православия с его своеобразным
миропониманием.
4) Приоритет государственных начал, интересов державы. Держава,
обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным
национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы
лично каждого.
. XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда
перемешалась старина и новизна. Разрушается Средневековое мировоззрение,
изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали
как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух
культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая
под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся» На место
религиозной, вертикальной
концепции времени «вечность-
горизонтальная «прощлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется
идея единства, быстротечности бесконечности истории, переориентация с
прошлого на будущее. В начале Щ XVII века Борис Годунов проявлял интерес к
просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с
Западом, для обучения
за границу были посланы
Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами
культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь
2 % населения. Основная масса населения — крестьяне. Положение их
оставалось без изменений, страна скатывалась к гражданской войне.
С 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет
на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения
авторитета государственной и церковной властей. Документы того периода
фиксируют «непочтительно» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся»
поведение как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в
реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в
духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Церковь
преследовала цели:
устранение
различий в богословской
церквами. Это позволяло восстановить связь с европейским православным
миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности
для влияния в христианском мире,
введение единообразия в
местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих
культов.
Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией
на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивление значительной части
общества и церкви. Произошел раскол. С этого времени общественный раскол
как последствие реформы, будет сопровождать всю историю России. Сторонники
Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в
неизменном виде православной старины. И там и тут были люди различных
слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской
власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о
необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская
православная
церковь сблизилась с
сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I —
великому преобразователю России.
В период Московского царства идет процесс становления русского
национального характера. Характер— это совокупность Ц психологических
особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях. Это
устойчивое начало в человеке. Его становление очень длительно. На его
формирование оказали влияние природные условия, определенные архетипы,
лежащие в основе поведения одного человека. Во всей сложности русский
характер был «открыт» в XVII Д веке. Писатели современники стали замечать и
описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от
богословской точки зрения на него, начавшимся с XVI века.
«Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение
на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной
судьбы. Новый
человек ощущал себя
создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его
трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к
европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века
появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм,
прорываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о
человеческом благе.
В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения,
освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй
половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской
культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической
литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем
идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на
Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа. Возник ряд
произведения, которые призывали к единению русских земель для освобождения
врага. Значительным
памятником этого периода
Сафонием Рязанцем,
воспевающая великую победу
В устном народном
творчестве былины уступили
которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке
(«Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается
летописание Москвы. Каждая летопись— это своеобразная историческая
энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года,
летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого, государства.
В XVI веке создаются
крупные летописные
царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная
книга»-— с описанием портретов и времени правления великих русских князей.
Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского
централизованного государства. Написание последних летописей относится к
XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский
престол.
В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в
записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену
«уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической
точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI
века — скоропись, близкая к современному письму.
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди
народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории
того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 гиду сербом
Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка
Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века —
появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год,
когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван
Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но
рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.
Шел процесс накопления
крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие
математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике,
геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для
бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения
были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки
озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с
многочисленными мостами соединяла острова.
Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к
рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие
торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами
привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных
слов—азбуковников.
После
татарского нашествия более
каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во
многом приходилось начинать сначала. Строительство сосредоточилось в двух
основных районах; на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской
земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви.
Лучшие памятники этого типа— церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине.
Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие оборонного