Культура языческой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных
факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на
котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические Группы и
народности; утверждение православия как особой ветви христианства,
сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям;
длительная временная изолированность развития от западно-европейских
цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой
замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над
личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства

Содержание

Введение
1. Языческая культура древних славян
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской
культуры
3. Культура Киевской Руси
4. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.)
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Языческая Русь.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

Руси, особенно в сфере  мировоззрения.  Страна  оставалась  христианской,  и

драматические события истории восточно-христианской церкви оказали  решающее

влияние на формирование той системы ценностей и картины мира,  которые  были

характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454  году

Русская  православная  церковь  постепенно  обретает   самостоятельность   и

одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает  себя

единственной  защитницей  христианства.  Она  принимает   миссию   спасения,

возрождения  и  распространения  по   миру   православия.   Таким   образом,

Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».

   Развитию  московоцентризма способствовал  также  внешний  фактор—  Великое

княжество Литовское, где в XV веке многие  русские  города  получили  статус

самоуправления,  и  пошли  по  пути  развития  по  общеевропейской   модели.

Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его  основе  —

антагонизм между православием и католицизмом.

   Если на  Западе общество освобождается  от влияния  церкви,  то  в  Москве

наоборот, это влияние возрастает,  оказывая  большое  воздействие  на  жизнь

государства  и  повседневную  жизнь  людей.   Общественным   идеалов   стало

религиозное подвижничество во  имя  Христа,  общества.  Духовными  символами

Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

   С 1547 года, с  венчания  Ивана  IV  на  царство  Русь  стала  называться

Россией. Официальное название страны —  Российское  государство,  Россия.  В

1480 году была ликвидирована  зависимость Москвы от Золотой  Орды. Но  влияние

культуры восточного типа на русские земли не ослабело.  Иван  IV  не  принял

европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная  монархия,

где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина.  Она  была

самым своеобразным в культурно-психологическом  отношении  событием  истории

Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой  практике,  нетипичный

для России «политический карнавал». Почти полтора  века  спустя,  такого  же

типа «карнавал» (но с иными целями) затеет  другой  царь—  молодой  Петр  I.

Главная  психологически-поведенческая  особенность   подобных   «карнавалов»

видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже  и  пугачевские

«генералы»), вели себя как завоеватели к  в  собственной  стране,  это  была

психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной  законности  по

отношению  к  существующим  нормам   и   одновременно   утверждающих   новую

узаконенность своей власти основанную на праве силы.

   Политический  «карнавал» и самозванство вылились  в весьма специфичный для

России инструмент узаконивания массового  насилия.  В  результате  опричнины

проблема  власти  и  государства  решилась  в  пользу  власти,  ликвидировав

экономически независимую  власть  собственника,  который  мог  быть  основой

формирующегося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке  общество

высказалось за ликвидации церковной собственности.  Забота  церкви  о  душе,

экономические дела — заботы  светские.  В  России  в  XV  веке  дискуссии  о

церковной собственности вышли на более  высокий  круг  вопросов—о  путях  ее

развития. Был подтверждая принцип единения церкви и государства.

   К  XVI  веку  сформировались  особые,   специфические   черты   русского

национального самосознания:

   1) Соединение  характерной  для  Востока  духовности,  сосредоточенной  на

      высшем  смысле сущего, выраженного  в  православии,  со  стремлением  к

      свободе, демократии, характерной для Запада.

   2) Коллективизм  и слабо выраженное личностное  сознание.

   3)  Приверженность   к   ценностям   православия   с   его   своеобразным

      миропониманием.

   4)  Приоритет  государственных   начал,   интересов   державы.   Держава,

      обретенная  в  ходе  борьбы  за   независимость,   считалась   главным

      национальным  достоянием, и ее  интересы  воспринимались  как  интересы

      лично  каждого.

.      XVII  век  в  истории  культуры  России   был   «бунташным»,   когда

 перемешалась  старина и новизна.  Разрушается  Средневековое  мировоззрение,

 изменяется картина  мира. Люди XVII века закат прошлой  культуры  переживали

 как личную  и национальную  трагедию.  Это  было  время  соперничества  двух

 культур —  барокко и «мужицкой». Старую  обиходную культуру  вытесняет  новая

 под лозунгом  «Чем  мы  прежде  хвалились,  того  ныне  стыдимся»  На  место

 религиозной, вертикальной  концепции времени «вечность-временность»  приходит

 горизонтальная  «прощлое-настоящее-будущее». В русской  культуре  появляется

 идея  единства,  быстротечности  бесконечности  истории,  переориентация  с

 прошлого на  будущее. В начале Щ XVII века Борис  Годунов проявлял интерес  к

 просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась  торговля  с

 Западом, для обучения  за границу были посланы несколько  дворянских «робят».

 Много  внимания  уделялось  развитию  городов.  Они   становились   очагами

 культуры, в Москве  отстраивался кремль. Но в городах  России проживало  лишь

2  %  населения.  Основная  масса  населения  —  крестьяне.  Положение   их

 оставалось без  изменений, страна скатывалась к  гражданской войне.

      С 1613 года в России правит новая  династия Романовых, которая пробудет

 на престоле  более  300  лет.  С  XVII  века  начинается  процесс  крушения

 авторитета государственной  и  церковной  властей.  Документы  того  периода

 фиксируют «непочтительно»  отношение к царю, так называемое  «отклоняющееся»

 поведение как  симптом  социальной  активности  масс.  Россия  нуждалась  в

 реформировании,  но  это  было  невозможно  без  предваряющих  изменений  в

 духовной  сфере.  К  этим  реформам  приступил  патриарх   Никон.   Церковь

 преследовала  цели:

      устранение  различий в богословской практике  между греческой и  русской

 церквами. Это  позволяло  восстановить  связь  с  европейским  православным

 миром, привязать  Россию к Европе духовно и  тем самым расширить  возможности

 для влияния  в христианском мире,

       введение единообразия в церковной  службе по всей стране, так  как  на

 местах  богослужение  велось  по-разному,  наличествовали  черты  языческих

 культов.

      Реформа  Никона была умеренной, несравнимой  с  религиозной  реформацией

 на Западе. Но  даже эта попытка  вызвала  сопротивление  значительной  части

 общества и  церкви. Произошел раскол. С этого  времени  общественный  раскол

 как последствие  реформы, будет сопровождать всю  историю России.  Сторонники

 Никона выступили  за обновление  общества,  противники  —  за  сохранение  в

 неизменном виде  православной старины. И  там  и  тут  были  люди  различных

 слоев, социального  положения. Вопрос  о  соотношении  духовной  и  светской

 власти  обсуждался  на  соборе  1666  года.  Церковь  пришла  к  выводу   о

 необходимости  раздела  светской  и  духовной  сфер  деятельности.  Русская

 православная  церковь сблизилась с православным  миром.  Изменения  в  такой

 сложной сфере, как  духовная,  открывали  дорогу  деятельности  Петра  I  —

 великому преобразователю  России.

      В  период  Московского  царства  идет  процесс  становления   русского

 национального  характера.  Характер—  это  совокупность  Ц  психологических

 особенностей  человека,  проявляющихся  в  его  поведении,  действиях.  Это

 устойчивое начало  в человеке.  Его  становление  очень  длительно.  На  его

 формирование  оказали  влияние  природные  условия,  определенные  архетипы,

 лежащие в основе  поведения  одного  человека.  Во  всей  сложности  русский

 характер был  «открыт» в XVII Д веке. Писатели  современники стали замечать  и

 описывать  его.  Корни  нового  воззрения  на  человека  —  в   отходе   от

 богословской  точки зрения на него, начавшимся  с XVI века.

      «Открытие»  в XVII веке русского характера  определило  новое  воззрение

 на человека, его  роль в  исторических  событиях,  в  осознании  собственной

 судьбы. Новый  человек ощущал себя обладателем  истины, творцом  истории.  Он

 создавал силлабическую  поэзию, портретную живопись, партерную  музыку.  Его

 трудом  Россия   преодолевала   культурное   одиночество,   приобщалась   к

 европейской цивилизации, становилась европейской  державой.  К  концу  века

 появляется новый  пласт  в  системе  ценностей  —  развивается  утилитаризм,

 прорываясь  в   массовое   сознание.   Конкретизируется   представление   о

 человеческом  благе.

      В  период  Московского  царства  набирает  силу  процесс   обмирщения,

 освобождения  искусства от  подчинения  его  церковным  канонам.  Со  второй

 половины  XIV  века  ослабляется  влияние  местных   особенностей   русской

 культуры.  Раньше  эта  тенденция  проявилась  в  московской   исторической

 литературе, которая  обретала общерусский характер  и  становилась  носителем

 идеи единства  и патриотизма («Сказание  о  Мамаевом  побоище»).  Победа  на

 Куликовом поле  подняла  духи  самосознание  русского  народа.  Возник  ряд

 произведения, которые  призывали к единению русских  земель для  освобождения

 врага. Значительным  памятником этого периода стала  «Задонщина»,  написанная

 Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского  народа над татарами.

 В устном народном  творчестве былины уступили место  историческим повестям, в

 которых действовали  конкретные исторические люди  в  конкретной  обстановке

(«Песня о взятии  Казани»). С начала XV  века  на  первый  план  выдвигается

 летописание  Москвы.  Каждая  летопись—   это   своеобразная   историческая

 энциклопедия, цельное  произведение. Известна Троицкая  летопись  1408  года,

 летописный свод  митрополита Фотия, проводившего  идею единого,  государства.

 В XVI веке создаются  крупные летописные произведения. Это «Летописец начала

 царства», где  описаны первые  годы  правления  Ивана  Грозного,  «Степенная

 книга»-— с  описанием портретов и времени  правления великих русских  князей.

 Создание  их  было   продиктовано   заботой   об   укреплении   Российского

 централизованного  государства. Написание последних  летописей  относится  к

XVII веку. В них  доказывались права новой  династии  Романовых  на  царский

 престол.

      В XIV века в  связи  с  хозяйственным  подъемом  росла  потребность  в

записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На  смену

«уставу», когда буквы  квадратной  формы  выт  писывались  с  геометрической

точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное  письмо,  а  с  XVI

века — скоропись, близкая к современному письму.

      Интерес  к всемирной истории, стремление  определить  свое  место  среди

народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной  истории

того времени. Первый русский хронограф был  составлен  в  1442  гиду  сербом

Пахомием Логофетом. Выдающимся  памятником  публицистики  явилась  переписка

Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в  культуре  XVI  века  —

появление русского книгопечатания. Его началом  принято  считать  1564  год,

когда была издана  первая  датированная  книга  «Апостол».  Издали  ее  Иван

Федоров и  Петр  Мстиславец.  За  весь  век  было  напечатано  20  книг.  Но

рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

       Шел процесс накопления теоретических  и практических знаний. Строились

крепостные  сооружения,  храмы,  церкви,  для  которых  требовались  строгие

математические  расчеты.  Были  написаны  первые  пособия   по   математике,

геометрии. Развивалась техника.  Русские  первые  изобрели  вышки-копры  для

бурения скважин при  добыче  соли.  Выдающиеся  гидротехнические  сооружения

были созданы в  Соловецком  монастыре.  Система  каналов  соединяла  десятки

озер. Мельницы, молоты  приводились  в  движение  водой,  каменная  дамба  с

многочисленными мостами соединяла острова.

      Путешествия  русских людей, открытия, присоединение  земель  привели  к

рождению картографии. Создаются первые карты русского государства.  Развитие

торговли,  политических,  культурных  связей  с  иностранными  государствами

привели к необходимости  составления  первых  кратких  словарей  иностранных

слов—азбуковников.

      После  татарского нашествия более чем  на  полстолетия  было  прекращено

каменное строительство, уничтожены кадры  зодчих.  Поэтому  в  XIV  веке  во

многом приходилось начинать сначала. Строительство  сосредоточилось  в  двух

основных районах; на  северо-западе  (Псков,  Новгород)  и  во  Владимирской

земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип  церкви.

Лучшие памятники этого типа— церковь Федора Стратилата и  Спаса  на  Ильине.

Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие  оборонного

Информация о работе Культура языческой Руси