Культура языческой Руси. Принятие христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать развитие древнерусской культуры после принятия христианства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику языческой культуре Руси;
- рассмотреть процесс принятия христианства на Руси;
- выяснить, как проявилось язычество и христианство в дальнейшем развитии культуры Древней Руси.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Культура языческой Руси ……………………………………………...4
2. Принятие христианства…………………………………………………9
3. Культура Киевской Руси. Двоеверие…………………………………12
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.по культорологии принятие православия на руси..doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

На киевском браслете обе створки обруча объединяют геральдически распластанный орел, который выступает как носитель эмблемы власти. «Звериная» орнаментика всегда воплощала идею силы и могущества. Образы хищников, воспринимавшиеся как символы воинственности, постепенно становились геральдическими эмблемами феодальной знати. Так, на гербе города Суздаля изображен сокол, на гербе Владимира – лев, Ярославля – медведь, Ростова Великого – олень.

Таким образом, новая религия далеко не сразу внедрилась в жизнь. Крещение Руси, состоявшееся в 988 г., практически означало лишь провозглашение христианства официальной религией и запрещение языческих культов. Даже чисто формальная христианизация населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период. Языческие верования, связанные тысячами нитей с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими. Еще многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем». Даже в княжеско-дружинной среде, более всего заинтересованной в утверждении новой религии, на протяжении XI—XIII вв. сохранялись пережитки языческих верований и обрядов (например, культ Рода и Земли), что отразилось в дружинной поэзии, прикладном искусстве.

Христианство так и не смогло вытеснить язычество. Оказавшись не в состоянии полностью искоренить древнеславянские верования и культы, оно вынуждено было приспособляться к народному языческому сознанию, ассимилировать эти культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. Преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных». В культе «святых мест» и «явленных» икон видны следы почитания объектов природы - растений, водных источников. Уступкой языческому политеизму стал культ святых, принявших функции дохристианских богов-покровителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Характер и направление развития древнерусской культуры, ее содержание, выдающиеся памятники искусства дают основание говорить о ее существенном отличии от культур раннефеодальных европейских цивилизаций.

В древнерусской художественной культуре ее своеобразие воплотилась в феномене двоеверия — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всем видам искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо более высокую ступень.

При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставаясь с язычеством (что происходило не очень легко) и воспринимая идущие из Византии духовные ценности, русская культура делала это без излишней теософичности и рационалистичности, сохраняя жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. История русской культуры  IX – XX вв / Под ред Л. В. Кошман. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003.
  2. История России / Под ред. М. Н. Зуева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005.
  3. Кравченко А. И. Культурология. – М.: Академический Проект, 2001.
  4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А. Н, Марковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  5. Садохин А. П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  6. Хрестоматия по истории России. В 4т. Т. 1. – М.: МИРОС-МЮ, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 Садохин А. П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С.361.

 

2 Садохин А. П. Указ. соч. С. 368.

 

3 Хрестоматия по истории России. В 4т. Т. 1. – М.: МИРОС-МЮ, 1994. – С.39.

4История русской культуры  IX – XX вв / Под ред Л. В. Кошман. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – С.23.

 

5 Садохин А. П. Указ. соч. С. 375.

 

 

6История русской культуры  IX – XX вв Указ. соч. С.27.

7 Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А. Н, Марковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.С.197.

 

8 Кравченко А. И. Культурология. – М.: Академический Проект, 2001. – С.351.

 

9 Культурология. Указ. соч. С.203.

 


Информация о работе Культура языческой Руси. Принятие христианства