Культура XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, реферат

Краткое описание

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Основные тенденции развития культуры XX века..................................5
2. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры................................................................................................................9
3. Культура и глобальные проблемы современности................................13
4. Постмодернизм в культуре ХХ века.......................................................18
Заключение....................................................................................................23
Список использованной литературы...........................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Культура XX века.docx

— 56.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

 

Федеральное Государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего и  профессионального образования 

 

«Сибирский  государственный индустриальный университет»

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

Реферат на тему: «Культура XX века»

 

 

 

 


 

                                                                                             

 

 

  


                                                                            

      

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2013

 

Содержание:

 

 

Введение...........................................................................................................3

1. Основные тенденции  развития культуры XX века..................................5

2. Противоречие между  человеком и машиной как источник  кризиса культуры................................................................................................................9

3. Культура  и глобальные проблемы современности................................13

4. Постмодернизм  в культуре ХХ века.......................................................18

Заключение....................................................................................................23 

Список использованной литературы...........................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
            XX век – век  предупреждений, явно обнаруживший непригодность  того образа жизни, который  ведет сегодня человечество. Это  век парадоксов, возвестивший о  вселенском неблагополучии. Успехи  научно-технической революции позволили  совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация  несет в себе разрушительный  заряд, угрожающий самому существованию  человечества.

На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной  личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.

Все большую  роль играют информационные процессы, а технико-технологические возможности XX века позволяют создать единую и целостную информационную систему, к которой в принципе может  приобщиться каждый человек. Возникает  перспектива развития коллективного  интеллекта, единого духовного пространства, одновременно существует угроза через  СМИ или интернет стандартизировать, унифицировать жизнь и сознание людей, культуру в целом. В то же время  культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и  понимается как его достоинство.

В XX веке уже с первых его десятилетий  вызревали основные тенденции, которые  и определили культуру XX века как  переходную, где происходит глубинная  переоценка ценностей.

Переходность  культуры XX века, постепенная смена  культурной парадигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в  разных ее сферах. Покажем это на некоторых примерах.

Культура XX века – культура переломная, а  не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном  смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том – что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития.

Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так скажем, кубизм не является следствием развития реализма рубежа ХIХ-XX вв. или же неореализм конца 40-х годов, не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т.д. Более того, ни один из существующих в культуре XX в. даже самых крупных рядов стилевой революции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом.

Многообразие  ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой  культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Культура XX столетия едина в  своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния  национальных культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные тенденции развития культуры XX в.

 

  В современной культуре  широкое распространение  получили  гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное  понятие.

  Суть современного  гуманизма заключается в его  универсальности: он адресуется  каждому  человеку, провозглашает  право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это  не элитарный, а демократический  гуманизм.

  Гуманистическая ориентация  культуры XX в. Проявляет себя в  различных «мирах» современного  общества - экономическом, нравственном, политическом, художественном и  т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической  культуры в передовых  странах.  Так, ценности современной политической  культуры впервые зафиксированы  в «Декларации прав человека  и гражданина» (1789 г.).

   Идею всеобщего  равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все  равны, ибо каждый человек,  независимо от своего социального  положения, обладает бессмертной  душой. Однако христианская идея  равенства носит скорее мистический  характер. Ведь люди равны не  в  реальной жизни, а в  загробной. На земле же каждый  должен смиренно нести свой  крест, подобно Христу, так как  существующие неравенства социальной, классовой жизни, имущественные  различия предопределены Богом.

  Другим важнейшим  итогом развития культуры, воспринятой  в нашем  столетии, является  установка на научно-рациональное  познание мира и связанная  с ней социокультурная система  - наука. Еще в XIX в. появляются  первые признаки того, что наука  стала, мировой, объединив   усилия ученых разных стран.  Возникла, развилась в дальнейшем  интернационализация научных связей. Расширение сферы применения  науки в конце XIX - начале  XX в. привело к преобразованию  жизни десятков миллионов людей,  живших в новых промышленных  странах, и объединению их в  новую экономическую систему.

   Техногенное отношение  к природе как к средству  удовлетворения не духовных, а  сугубо технических потребностей  становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций  в развитии культуры.

  Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной  мысли, воплощенной в мировой  промышленности и технике, преобразующих  лик планеты, послужило основой  для возникновения характерного  для человека XX в. ощущения космичности  своего бытия.

  Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной  культуры. В работах известных  космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены  принципиально новые проблемы  космической роли человечества, единства человека и космоса,  морально-этической ответственности  в ходе космической экспансии  человечества. Эти идеи возникли  прежде всего на отечественной  почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

    С наибольшей  научной доказательностью и философской  обоснованностью эти идеи были  развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стояшим  у истоков современной геохимии  и биогеохимии,- В.Л. Вернадским.

  Основной труд В.И.Вернадского  - «Научная мысль как планетное  явление» - отличается энциклопедичностью  в обобщении, синтетическим подходом  к эволюции Земли как  к  единому геологическому биогенному  социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и  мировой культуры, мыслитель приходит  к выводу о том, что деятельность  человека не есть некое отклонение  в эволюционном развитии. Под  влиянием объединенного человечества  биосфера закономерно перейдет  в качественно новое состояние  - ноосферу (от  слова «ноос» - разум). Человек и его разум не просто  конечный результат эволюции, но  одновременно и начало нового  движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей  силой эволюционного развития  в будущем.

  Появление ноосферы  связано прежде всего с реальным  процессом экспансии разума, сознания  в эволюционный  процесс. Человек  осуществил полный захват биосферы  для жизни. Лик Земли, этого  первого космического тела, которым  владеет человечество, полностью  преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены  человеком.

      Важнейшее  основание для возникновения  ноосферы -  объединение  человечества. Для B.И. Вернадского равноправие,  братство, единение всех людей  является прежде всего не нравственно-культурным  требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом.  Возникает  общечеловеческая культура; современные  средства передвижения и передачи  информации сближают людей; научная  и техническая мысль все более  интернационализируются. Несмотря  на войны, межнациональные конфликты,  человечество с необходимостью  придет к единению.

  Главной же причиной  создания ноосферы является наука,  становящаяся мощнейшей геологической  и космической силой. С этим  процессом связан триумф жизни  и прекрасное гармоническое будущее  людей. Эволюция  живого вещества, его усложнение и усиление  сил разума во Вселенной есть  процессы неизбежные.

  В культуре XX в. развилось  противоречие,  проявившееся в  противостоянии двух установок:  сциентистской и антисциентистской.

  В основе сциентизма  лежит представление о научном  знании как о наивысшей культурной  ценности. Наука как  абсолютный  эталон способна решить все  проблемы, считают сциентисты, стоящие  перед человечеством, -  экономические,  политические, моральные и т.д.  Понятие «сциентизм» происходит  от латинского слова «scientia»  - знание, наука. Сциентисты утверждали: науке   все подвластно. Но не  все в мире - наука. Например, существует  сфера искусства, вера, человеческие  чувства и   отношения.

     Антисциентизм  появился как реакция на преувеличение  роли науки. Для него характерно  принижение значения научного  знания, обвинения науки в том,  что она вызвала возможные  кризисы: экономический, экологический,  национальный. Его утверждение: «Наука - чума XX века». 

  Однако культура XX в.  отразила тот кризис, в который  медленно входила техногенная  цивилизация. Современное  производство, породившее новый тип цивилизации,  индустриальное общество, привело  к действительному господству  безличных экономических технологических,  политических структур над живой  человеческой деятельностью, индивидуальным  «Я» подлинной культуры.  Способ  организации социальной жизни,  который Л. Мэмфорд отразил  в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение  во второй половине XX в. Человек  с присущей ему индивидуальностью  и творческим потенциалом оказывается  стандартной деталью социальной  машины, функциональным придатком  технологического процесса. Индивид  пассивно воспринимает формы  жизни, навязанные ему социумом,  и  перестает  жить  самобытной  свободной  жизнью. «Бегство от  свободы» приводит к трагедийности  личностного бытия,  порождает  бессубъектные социокультурные  формы.

  «Следствия этой машинизации  проистекают из абсолютного превосходства  механической предначертанности,  исчисляемости и надежности. Все,  связанное с душевными переживаниями  и верой, допускается лишь при  условии, что оно полезно для  целей, поставленных перед машиной.  Человек сам становится одним  из видов сырья, подлежащего  целенаправленной обработке. Поэтому  тот, кто раньше был субстанцией  целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством».

Информация о работе Культура XX века