Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:03, реферат
XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.
Введение...........................................................................................................3
1. Основные тенденции развития культуры XX века..................................5
2. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры................................................................................................................9
3. Культура и глобальные проблемы современности................................13
4. Постмодернизм в культуре ХХ века.......................................................18
Заключение....................................................................................................23
Список использованной литературы...........................................................24
Вполне естественной
выглядит в данной ситуации
направленность социального
В XX в. полностью
обнаружились кризисные
Сложившийся первоначально
в Европе, а потом распространившийся
по всему миру тип научно-
Цель состоит в
том, чтобы накапливать все
больше материальных благ, богатств
и на этой основе решать
все человеческие проблемы, в
том числе социальные, культурные
и другие. Техногенной цивилизации
присуще представление, что
Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми.
А.Печчеи. «Человеческая революция» заключается не в отказе от угрожающего жизни на Земле научно-технического прогресса, а в коренном перевороте во всей системе отношений «человек-социум». Общество трансформируется коренным образом. Свобода и независимость индивида оказывается принципом развития возникающей цивилизации и культуры. В социокультурных реалиях конца XX в. очерчиваются контуры будущего господства человека и его культуры над бытием.
Суть новой культуры
вырастает из разрушения
Классик современной
западной футурологии Элвин
Одним из
методологических подходов, концептуально
осмысливающим происходящие
Возникают новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособности населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры XX века.
2 Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры.
Двадцатый
век продемонстрировал
Острее
всего этот конфликт сказался на культурном
самоопределении отдельно взятого
человека. Техногенная цивилизация
могла реализовать свои возможности
только через полное подчинение сил
природы человеческому разуму. Такая
форма взаимодействия неизбежно
связана с широким
Поэтому проблема кризиса современной культуры не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины. Именно с таким названием в 20-е годы Н. Бердяев пишет статью, в которой подчеркивает, что вопрос о технике сегодня стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. «В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета любви».
Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент, сотворенный руками homo faber (существа, изготавливающего орудия), восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники.
Машинное
производство имеет космологическое
значение. Царство техники - особая
форма бытия, возникшая совсем недавно
и заставившая пересмотреть место
и перспективы человеческого
существования в мире. Машина - значительная
часть культуры - в XX веке осваивает
гигантские территории и овладевает
массами людей, в отличие от прошлых
эпох, где культуры охватывали небольшое
пространство и небольшое количество
людей, строясь по принципу «подбора
качеств». В XX столетии все делается
мировым, все распространяется на всю
человеческую массу. Воля к экспансии
вызывает неизбежно к исторической
жизни широкие слои населения. Эта
новая форма организации
Выводы
Н. Бердяева во многом перекликаются
с заключениями О. Шпенглера, сделанными
в статье «Человек и техника». Закономерно,
что оба автора в контексте
исследования проблемы «человек-машина»
поставили вопрос о глубоком кризисе
современной эпохи. «Механизация мира
оказывается стадией
К такому
состоянию европейская культура
пришла вполне закономерно, так как
культурное взросление носит циклический
характер, а техногенная цивилизация
- последнее звено этого
Цивилизация - последняя, неизбежная фаза всякой культуры. Она выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм.
Существует целый ряд причин, породивших в культурологии XX века устойчивое ощущение кризиса культуры. Главное - осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т. е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием. Общность судеб различных культурных регионов представлена «катастрофами», которые захватывают не только отдельные народы, а все европейское сообщество в XX веке: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т. д. Все эти процессы не могли протекать локально, не затрагивая внутренней жизни других народов, не нарушая их стиля культурного развития. Все это, с точки зрения О. Шпенглера, только доказывает ошибочность эволюционного пути всей западной цивилизации.
Кризисные
явления в культурной практике Европы
XX века, с точки зрения этих мыслителей,
носят необратимый характер. Представитель
так называемого «второго поколения»
Франкфуртской школы Ю. Хабермас
утверждает, что современное «
Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения.
Отчуждение
- это процесс превращения
Различные аспекты отчуждения человека XX века от культурных форм были исследованы современной культурологией.
Своеобразным
введением в проблемное поле XX века
являются некоторые идеи философов
предшествующего столетия - своего
рода культурно-теоретический
«Прогнозирование»
мыслителей XIX века связано с негативным
отношением к судьбам европейской
культуры, продемонстрировавшей, что
она сама является источником отчуждения
личности от подлинных целей бытия.
Радикальный поворот в
С точки зрения А. Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов их инструментами. К XIX веку развитие машинного производства актуализировало эту проблему. В результате, считал А. Шопенгауэр, оказалось бесполезным обучение и совершенствование органов чувств. Разум, следовательно, не особая духовная сила, а отрицательный итог отключения от базисных актов, названный философом отрицанием «воли к жизни».
Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и прочее - грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры перестает подчиняться человеку и живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли.
В представлении
последователя А. Шопенгауэра Ф.
Ницше отчуждение человека от культурного
процесса имеет еще более острые
формы, так как ницшеанская