Культурная антропология. Культурология и история культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 19:26, лекция

Краткое описание

Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 235.81 Кб (Скачать файл)

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

екция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации

1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»

Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.

Истоки слова  «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом  политической системы в античности была самоуправляемая община свободных  граждан, город-государство, которое  греки называли «полис», а римляне  – «цивитас». Понятие «цивитас» связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми.

Само латинское  существительное civitas означает «гражданство, гражданское общество, государство, город». И вполне естественно, что с точки зрения римлян образцом «цивитас» был сам Рим. За пределами Римского государства простирался мир варваров и восточных царей-деспотов.

Первые характеризуются  естественностью, дикостью и невежеством  людей, существующих по законам природы, а вторые – несправедливостью  и жестокостью, которые проистекают  из незнания истинной мудрости, отсутствия образованности, воспитанности и  гуманности. Обращает на себя внимание и тот факт, что «цивитас» у римлян ассоциировался с городом, резко отличавшимся от «нецивилизованной» деревни.

Само же понятие  «цивилизация» появляется в XVIII в., в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации.

Так же, как во времена  Римского государства, в эпоху Просвещения  противопоставлялись цивилизованная Европа, современная просветителям, и нецивилизованные народы древности, Средних веков, все неевропейцы. О цивилизованности европейских наций свидетельствует, по мнению просветителей, не только их желание следовать законам разума, но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Итак, как мы видим, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над другими людьми.

Вся история понятия  «цивилизация» теснейшим образом  связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия  в большинстве случаев выступают  как синонимы, однозначные термины. Так же, как и «культура», «цивилизация»  означает небиологические формы  действительности человека, систему  явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком.

Кроме того, понятие  «цивилизация» (как и понятие  «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму  исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или  границами какой-либо эпохи. Например, говорят о «восточной цивилизации», «европейской цивилизации», «античной цивилизации» и т. д. Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические координаты цивилизации (точнее, цивилизаций), называется теорией локальных цивилизаций.

Одно из значений понятия «цивилизация» – это  уровень, ступень общественного  и культурного развития. С такой  точки зрения в истории человечества выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизаций. Впрочем, они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам. Американский антрополог Л.Г. Морган в XIX в. выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. На первом этапе этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охоты, рыбной ловли, собирательства), на втором появляются земледелие и скотоводство, а на третьем – ремесло, торговля, государство. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступени исторического развития сохраняется.

«Цивилизация» также  может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых  существ или наделенных интеллектом  существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей неопознанные летающие объекты) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.

2. Типы цивилизаций

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Цивилизации разделяются по:

1) господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;

2) принципу естественно-географической среды – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные;

3) религиозному принципу.

Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.

Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.

Такая типология  выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.

В концепции многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен современный этап междисциплинарных исследований.

Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив  параллелизмы в развитии культур  в сходных географических условиях.

В.С.Степиным создана  концепция о двух типах цивилизаци-онного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.

Различия между  техногенной и традиционной цивилизациями  произошли из различий в понимании  человека, природы, истины, власти, личности и пр.

Эти типы цивилизаций  существуют одновременно.

3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации

Европейская цивилизация  стала приобретать техногенный характер за счет быстро расширяющегося процесса технокра-тизации.

Техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты:

1) особое представление о природе как о поле для приложения сил человека;

2) человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир;

3) понимание человеческой деятельности как направление на преобразование предметов, а не на самого человека;

3) акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого, социокультурного измерения.

В основе техногенной  цивилизации лежат:

1) быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей;

2) доминирование научной рациональности;

3) пуританская этика;

4) ориентация на автономию личности, ее права, свободы;

5) особое понимание власти, силы, их характера и природы. Идет процесс глобализации стилей жизни: становятся массовыми культура, пища, одежда.

Процессу глобализации способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.

Глобализация стилей жизни поднимает вопрос борьбы за сохранение уникальности национальных культур.

Большинство мыслителей ХХ в. пришли к выводу о кризисе техногенной цивилизации.

Тем не менее существуют пути преодоления:

1) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, создание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

2) смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок вместе с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения;

3) глобальные изменения инженерного мышления и действия, которые появились еще на рубеже XIX и XX вв. Инженерное мышление призвано понять природу принципов действия технических устройств.

На современном  этапе инженерного мышления связано  с социокультурным осмыслением техники. Это позволяет преодолеть технократическую односторонность.

4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»

Важнейшее место  в современном культурологическим знании занимают понятия «культура» и «цивилизация». Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.

Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.

В связи с тем что термины «культура» и «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них.

И «культура», и  «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие  человека от природы, человеческого  общества от естественной среды.

Оба понятия могут  употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п.

Как «культура», так  и «цивилизация» применяются  для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории  культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.

«Античная культура»  и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения  означают одно и то же, если только автор  специально не проводит между ними различия.

Оба слова могут  указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам  природы к культурному состоянию  или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем  цивилизация.

Например, почти  всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить  и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним  культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны  с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали.

Понятие же «цивилизация»  ведет свое происхождение  из политического  и юридического словаря  Древнего Рима, а  создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых  находились общественные проблемы их времени.

Неудивительно, что слово «цивилизация»  обычно относится  к явлениям т. н. «материальной культуры» (техника, производительные силы, экономика, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни.

Характерно, что, когда говорят  о «цивилизованных  странах», имеют в  виду страны с высоким  уровнем экономического, технического и социального  развития. На данном этапе это США, западноевропейские государства, Япония.

Однако  «культурной страной», «страной высокой  культуры» могут  назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем  социально-экономического и технического развития. По этой же причине  современные политологи и политическим обозреватели обычно говорят о  «конфликте цивилизации» (например, западной, исламской  и дальневосточной), а не о «конфликте культур». Также термин «конфликт культур» часто употребляется  культурологами и  социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур (аккультурации), которые нередко  приводят к ожесточенной вражде их представителей. Интерес же политологов  распространяется прежде всего на столкновение экономических и политических интересов, образа жизни различных цивилизаций.

Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие  «культура» – культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление  не носит строгого характера. Например, говорят об «английской  культуре» и об «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре». Некоторые культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией». Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы».

По  Шпенглеру, культура и цивилизация  представляют собой  раннюю и позднюю  стадии развития локальных  «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей  культуры (или цивилизации) характеризуется  упадком и деградацией  религии, философии, искусства и одновременным  расцветом машинной техники и технологии, управления людьми, стремлением к  комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах  – мегаполисах, истребительными  войнами.

Цивилизация – период распада  органичности и целостности  культуры, предвещающий ее скорую гибель.

Лекция 8. Основные понятия  культурологии

1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)

Информация о работе Культурная антропология. Культурология и история культуры