Культурная антропология. Культурология и история культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 19:26, лекция

Краткое описание

Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 235.81 Кб (Скачать файл)

В начале VIII тысячелетия  до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 кубометрами земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной "коммунистической" революции [7] в соседнем городе Чайоню окрестное население таким образом "похоронило" свои прежние верования и идеологию.

5

Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

 

 

Древние египтяне создали высокую  по своему уровню, сложную по своей  структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие  на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних  греков. Многие культурные ценности, созданные  египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее  время стали достоянием всего  человечества.

Египетская культура создавалась  около четырех тысячелетий и  прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий  уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый  ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие  определялись как ранним зарождением  классовых отношений и государства, так и довольно изолированным  географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних  египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия^для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества  в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже  известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения  новых элементов, новых идей и  новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле  традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально  новые явления, сколько как совершенствование  уже существующих образцов. Поэтому  для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально  разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому  сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь  характерен для шедевров египетского  искусства. 

 

§ 2. Египетская религия 

 

«...Всякая религия,— писал Ф. Энгельс,—  является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,—  отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»1. Религия  древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных  условий долины Нила, особенности  социально-экономического и политического  развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий  фараон, организатор ирригационной  системы земледелия, повелитель людей  и стихийных сил. Египетская религия  прошла длительный путь развития и  ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египетский пантеон. Мифология. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. JB одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем  упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные  божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царст-нующего фараона и царем богов.

Постепенное изживание следов тотемизма  привело к трансформации образов  богов. Они стали изображаться в  виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум) с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций  заставило жрецов упорядочить пантеон  и установить определенные отношения  между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений  богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный-хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Иси-ду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством  был бог Птах, создавший мир  богов It-людей своим божественным словом.

Египетские жрецы кроме выделения  девятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в  семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванс-кая триада).

Несмотря на все усилия упорядочить  и привести в стройную систему  многочисленных богов, до конца этого  сделать не удалось: единства в понимании  происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы  не было до конца существования Древнего Египта.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в  человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но. после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Религиозная реформа Эхнатона. Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного  времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества,"творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма _ некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ ОсирисаГВо времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т. е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно концепция единого божества, создателя "мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божестваГКак единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни   каких-либо   божественных   родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после  смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в несовершенном виде) в египетской религиозной мысли.

Организация культа. Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей  лишь с одной целью: чтобы заставить  их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма  и  переносили  в  храм  божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминаются певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии.

Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим  делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как  рассказы о деяниях богов —  развитию египетской, литературы.

В египетской религии большое место  занимал заупокойный культ. Его  основой было сформировавшееся у  египтян понимание сущности природы  и предназначения человека, которые  и предопределяют его жизнь- Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда;важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице1.. Только в этом случае рядом с мумией,-, может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти». 

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь  на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление  мумии, проведение специальных церемоний).

Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический  элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в  зачаточной степени и не получил  развития. Дорогостоящим и сложным  был ритуал захоронения знатных  лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью  отличался заупокойный культ  умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные  скальные дворцы фараонов XIX—XX династий, наполненные несметными сокровищами  и ценнейшими произведениями искусства,—  красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

Господство религиозного мировоззрения  не могло подавить, проявления элементов  скептицизма и прямого неверия  в богословские догмы. До нашего времени  дошли произведения, в которых  выражается сомнение в истинности жреческих  поучений («Беседа разочарованного  со своей душой»), в бесполезности  заупокойного культа и рекомендуется  пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это  были лишь единичные, робкие попытки  свободной мысли. В целом религиозное  мировоззрение пронизывало все  стороны ЖИЗНИ древних египтян.  

 

§ 3. Язык. Письменность. Система  обучения 

 

Разговорный и литературный язык древних  египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа. и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства—язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.); коптский язык (Ш—VII вв. н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнесла-вянским, древнерусским и русским языками. Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Еги^, петской империи в эпоху^ Нового царства.! Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в Ш в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.

Для фиксации различных явлений  многообразной жизни и хозяйственной  деятельности древние египтяне создали  своеобразную и сложную систему  письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные  движения человеческой души. Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более  частого применения письма для различных  нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия  солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги,- с помощью набора которых можно было выражать и  многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие  письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность — иерог-лифики. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и  т. п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Хар-рис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый  материал, писец тщательно выводил  каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки  деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с  оригиналом-образцом. Так получился  своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иерати-кой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

С VIII Б. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического   (т. е.  народного)   письма.

Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные  звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось  алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную с имвол и ческ о-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть. 

 

§ 4. Литература 

 

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художестве нными образами литературу, древнейшую в мире. ( Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений. [

Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных  знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло  создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литературы стало  устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (например, песнь погонщика  быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен  в египетской литературе дидактический  жанр поучений и близко стоящих к  ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуау-фа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства можно  назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемо-пе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих  наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением  норм, установленных богами. Как  правило, такие пророчества описывали  реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений  иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого  жанра были «Речение Ипу-сера» и «Речение Неферти».

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской  обработке. Некоторые сказки стали  настоящими шедеврами, оказавшими влияние  на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Наиболее известными примерами  были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия. 

 

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя  чудеснейшими  благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и

воплей.

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь,   никто   не  взял   с   собой  своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Перевод А. Ахматовой 

 

Среди различных жанров особое место  занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку  многочисленных мифов, религиозные  гимны и песнопения, исполняемые  на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса  и о странствиях по подземному миру бога Ра.

В первом цикле рассказывается о  том, что добрый бог и царь Египта Осирис был коварно свергнут с престола своим братом Сетом, изрублен на 14 частей, которые были разбросаны по всему Египту (по другой версии, тело Осириса было брошено в лодку, а лодка спущена в море). Сестра и жена Осириса богиня Исида собрала и погребла его останки. Мстителем за своего отца выступает их сын бог Хор, который совершает ряд подвигов на благо людей. Злой Сет свергнут с престола Осириса, который был унаследован Хором. А Осирис становится царем подземного мира и судьей умерших.

На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые  были своего рода зачатком древнеегипетского  театра.

Гимны и песнопения, исполняемые  в честь богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые из дошедших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими  шедеврами  мирового  класса.

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования.

Кроме разнообразия жанров, богатства  идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные  сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это  делает египетскую литературу одним  из интересных   явлений  мировой  литературы.  

 

§ 5. Изобразительное искусство  и архитектура 

 

Огромные материальные и людские  ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали  необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных  искусств. Постепенно архитектура и  изобразительные искусства стали  использоваться как эффективные  средства идеологического обоснования  существующего строя, его государственности  и системы духовных ценностей. Для  египетской архитектуры, скульптуры, рельефа  характерным является тесная зависимость  от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств  и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

Исходные принципы архитектуры  формировались и воплощались  в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону  как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов  — храмов. Разрабатывались два  типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные  в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточныи тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-ри).

Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как  усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн. каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко.

Другим типом царской усыпальницы  стали скальные гробницы, которые  представляли целые анфилады подземных  помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий  подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м.

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой  египетскими зодчими. Особенное  внимание было уделено сооружению и  отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины  храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель — 15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток.

Из других известных храмов можно  назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса  стали храмы, вырубленные в толще  скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный  храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище.

Наряду с царскими гробницами и  храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей  монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

Наглядное представление о царских  дворцах дают сохранившиеся остатки  резиденции Эхнатона, найденные при  раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих  фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений  многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто  с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это  была массовая и маловыразительная  продукция. Значительно большее  значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых  людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож  и особенно простолюдинов. Здесь  преодолевается сковывающее влияние  канона, смелее и реалистичнее разрабатывается  образ, полнее передается его психологическая  характеристика. Искусство индивидуального  портрета, глубокий реализм, чувство  движения достигли своего расцвета в  эпоху Нового царства, особенно в  краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных  сооружений покрыты великолепными  по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож  в кругу своей семьи, перед  алтарем божества, среди своих  полей и др.

Выработался определенный канон и  в рельефных картинах: главный  «герой» изображался крупнее  других, его фигура передавалась двойным  планом: голова-и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены  гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в  мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне  за пахотой, уличные торговцы у своих  товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура  и изобразительное искусство  по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым  вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства. 

 

6. Научные знания 

 

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного  набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства,   военное   дело,   управление   страной.

Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего  в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и  окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и  жатвы, необходимость в измерении  земельных участков, границы которых  приходилось восстанавливать после  каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних  египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными  светилами, с одной стороны, и  режимом Нила — с другой. Год  делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным  в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что  позволяло совмещать календарный  и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в  Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды — Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные — короткими,   зимой   наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое  простым глазом звездное небо, они  различали неподвижные звезды и  блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена  тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного  неба. Одна из наиболее точных и подробных  карт звездного неба помещена на потолке  гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, д: я вавилонян.

Практические задачи измерения  земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве  храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали  систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости  корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные  задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объемаусеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

По всей Передней Азии славились  своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что  приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих  династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление  фараонов (высота подъема Нила, строительство  храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии —  словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина).


 

 

6

Шумер как культурно-историческая система 

 
 
В статье проф. Н.В. Козыревой анализируется зарождение и становление шумерологии

 

Не многим более ста лет назад о шумерах и их цивилизации не было известно вообще ничего. Шумер, как страна, и шумеры, как народ, не оставили никаких заметных следов во всей предшествующей литературе, которая была доступна энтузиастам и ученым, начавшим в прошлом веке раскопки в Месопотамии в поисках дворцов ассирийских и вавилонских царей, упоминавшихся в Библии. 
 
Именно при раскопках дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были найдены первые шумеро-аккадские тексты, исследуя которые историки впервые столкнулись со следами древнейшей цивилизации Месопотамии. Сами понятия Шумер и шумеры / шумерийцы впервые вошли в научный обиход в конце 80-х годов прошлого века (Опперт). Именно это время можно считать началом зарождения новой отрасли гуманитарного знания - шумерологии. Так что ее можно считать одной из самых молодых ветвей исторической науки. 
 
Основные имена и достижения 
 
Десятилетия напряженной работы археологов, лингвистов, историков среди которых было немало выдающихся ученых привели к тому, что примерно к середине нынешнего века были выявлены и исследованы основные этапы ранней истории Месопотамии. Этот процесс сопровождался ожесточеннейшими научными дискуссиями, в ходе которых дискутировались такие проблемы как: социальный статус рабочего населения Шумера (т. е. были ли эти люди рабами или представителями свободного населения); вопрос о роли храмового хозяйства (играло ли храмовое хозяйство ведущую роль в экономике древнего Шумера, занимая основную часть сельскохозяйственных территорий, или оно составляло только небольшую часть экономической сферы, занимая только часть пахотных земель, а остальные земли находились в распоряжении независимых общин) и связанный с этим вопрос о том, существовала ли в этом обществе частная собственность на землю или вся земля находилась в распоряжении храмового или государственного хозяйства; и, наконец, одним из наиболее спорных был вопрос о взаимоотношениях двух народов, издавна населявших Месопотамию, шумеров и аккадцев и о вкладе каждого из них в создание месопотамской культуры и цивилизации. 
 
В этих дискуссиях, темы которых, казалось, были столь далеки от современности отразилась ожесточенная идеологическая борьба, которая шла в мире, и в стороне от которой не могли, хотели они того или нет, остаться историки, занимавшиеся изучением древнейших цивилизаций, будь то наши отечественные исследователи или зарубежные ученые. Таким образом изучение истории шумерологии может быть интересным и для человека интересующегося историей основных идеологических течений в конце 19 начале 20 в. 
 
В ходе работы и научной дискуссии примерно к середине нашего века был выработан более или менее общепринятый взгляд на роль и место шумеров в истории Месопотамии и всего древнего Ближнего Востока. 
 
Шумерская проблема, как и другие проблемы истории древности, решались при этом в традиционных общепринятых в то время рамках однолинейного эволюционного подхода (от простого к сложному, от маленького к большому). Примером этой эволюционной парадигмы может служить выработавшееся в результате этого понимание развития политических структур в Месопотамии: поселение-община - город-государство - территориальное государство – империя; типологически сходно, путем увеличения или усложнения первоначального исходного варианта решались и многие проблемы развития экономических и социальных структур. 
 
При таком подходе Шумер рассматривался как бы в виде семечка или зернышка, из которого постепенно с посильным вкладом других народов, населявших Месопотамию, вырастает древо месопотамской цивилизации. В соответствии с этим и самая ранняя история Древнего Ближнего Востока выстраивались в сравнительно простую и ясную схему: цивилизация начинается в Шумере, на самом юге Месопотамии, именно здесь незадолго до начала 3 тыс. возникает самая ранняя система письма и появляются первые большие города. Постепенно урбанизм и письменность распространяются из шумерского центра, так что после середины 3 тыс. свет истории расширяется, включая все более и более отдаленные от Шумера территории Ближнего Востока.  
 
Изменения в теоретическом подходе 
 
Как известно, наше сознание прилагает к истории ту систему понятий, которая существует у нас в голове. Общее развитие исторического мышления за последние 30-40 лет, поворот от "социальной истории" к "культурной истории", развитие философии истории, - все это привело к поискам новых подходов и в области изучения Древнего Востока. 
 
Новый "цивилизационный" подход к изучению исторического процесса (или понимание исторического процесса как процесса существования различных культурно-исторических систем) при всем возможном разнообразии его вариантов призван преодолеть традиционную парадигму исторического мышления – представление о мировой истории как об однолинейном эволюционном процессе. 
 
При этом он не отвергает полностью прежний подход, но следуя принципу многомерности истории, дает новые возможности и способы ее осмысления, представляя некую параллель к традиционному подходу. К тому же и в рамках "цивилизационного" подхода и теории культурно-исторических типов сохраняются характерные мотивы единого, линейно процессуального видения истории. 
 
Новые открытия в археологии 
 
Среди множества открытий последних 30-40 лет в области археологии Древнего Ближнего Востока можно выделить три наиболее выдающихся по своему значению. Эти три взаимосвязанных открытия значительно обогатили наш взгляд на раннюю историю этого региона. 
 
Первыми надо упомянуть работы американской исследовательницы Денис Шмандт-Бессерат, в результате которых наука впервые узнала о системе хранения и передаче информации, которая существовала на всей территории Древнего Ближнего Востока задолго до возникновения письменности у шумеров. Эта система представляла собой набор небольших глиняных значков или фишек (1-3 см.), каждая из которых могла, вероятно, означать определенное количество некоторых предметов: голов скота, горшков масла и т. п. 
 
Такого рода наборы фишек появляются на всей территории Древнего Ближнего Востока уже в середине 9 тыс. до н. э. Примерно с конца 5 тыс., вероятно для лучшей сохранности, наборы значков стали помещать в специальные буллы (полые глиняные шары диаметром около 10 см.), а еще позднее на поверхности этих глиняных булл стали делать отпечаток набора фишек, полностью дублирующий те фишки, которые были заключены внутри.  
 
Последним этапом в развитии этого способа передачи информации было появление рядом с буллами маленьких глиняных табличек, похожих на подушечки ( по-существу, это был кусочек буллы), на которых фишками были оттиснуты значки чисел и рядом прорисовано схематическое изображение предмета счета. Такие глиняные буллы и таблички с оттисками были найдены в слоях, относящихся к середине 4 тыс. не только на территории Шумера, но и в Северной Сирии, Ассирии и Иране. Хотя предположение Шмандт-Бессерат о том, что эта система непосредственно развилась в клинопись не оказалось полностью убедительным, тем не менее очевидно, что распространение этой системы сыграло важнейшую роль в возникновении письма. 
 
Эти открытия позволили по-новому осветить процесс возникновения письменности, показать, что истоки письма не ограничивались собственно Месопотамией, но их можно проследить на всей территории Древнего Ближнего Востока. Остается неоспоримым, однако, что именно шумерам удалось, используя систему фишек и целый ряд других достижений того времени, перейти непосредственно к письменности. "Архаическая клинопись" не найдена ни в Сирии, ни в Северной Месопотамии. Развитие от таблички с оттиснутыми на ней значками, означавшими числа, к клинописной табличке произошло только в Шумере. 
 
Таким образом, изобретение письма в Шумере произошло не на пустом месте, но явилось кульминацией длительного процесса развития отметок (заметок) на глине, происходившего на всей территории Древнего Ближнего Востока. 
 
Вторым важным прорывом в изучении ранней истории Древнего Ближнего Востока и роли в ней Шумера явились археологические открытия в Северной Сирии, которые заставили переосмыслить и целый ряд самых ранних археологических материалов из других районов Ближнего Востока. Оказалось, что во многих местах Северной Сирии, Северной Месопотамии, юго-западного Ирана в середине 4 тыс. возникли новые поселения по своему археологическому ансамблю полностью повторявшие материалы того же времени из Шумера. 
 
Характер застройки, памятники архитектуры, керамика, не говоря уже о наборах фишек, глиняных буллах с фишками и табличек с оттисками фишек, - все это полностью копировало шумерские образцы. Некоторые исследователи даже назвали эти селения шумерскими колониями. Этот шумерообразный ансамбль исчезает на периферии Шумера достаточно внезапно к концу 4 тыс., когда в самом Шумере уже создана письменность и когда шумерский урбанизм достигает своего расцвета. 
 
Третье важнейшее открытие внесло радикальные изменения в наше понимание исторических процессов, происходивших в 4-3 тыс. на территории Северной Сирии и Северной Месопотамии и тех контактов, которые существовали в этот период между этими регионами и Шумером. Считалось, что Сирия не имела письменности и достаточно развитого урбанизма по крайней мере до конца 3 тыс. Открытие в 70-е годы около 20 000 клинописных табличек, датируемых серединой 3 тыс. при раскопках дворца в древнем городе Эбла (северо-западная Сирия) перевернуло старые представления , а так же заставило исследователей пересмотреть установившиеся взгляды относительно взаимодействия двух главных этнолингвистических групп, населявших Месопотамию - шумеров и семитов. 
 
Все эти и многие другие открытия предоставили в руки исследователей Шумера колоссальный по объему новый материал, особенно по самому раннему периоду истории Шумера, значительно оживили интерес к исследованию этих проблем и вызвали к жизни огромное количество работ по самым разным аспектам данной тематики. Таким образом, общее развитие исторической науки в сочетании с массой выдающихся археологических открытий , сделанных на территории Древнего Ближнего Востока, внесли существенные коррективы в наш взгляд на раннюю историю этого региона вообще и одновременно показали, что ситуация была во многом гораздо более сложной и многообразной, чем нам представлялось ранее.  
 
Не отвергая представления о пионерской роли Шумера в области письменности и урбанизма, они внесли кардинальные изменения в наше понимание самого процесса развития Шумера и того места, которое Шумер занимал в истории Месопотамии и всего Древнего Ближнего Востока. В работах таких выдающихся ученых-шумерологов как Штайнкеллер, Ниссен, Михайловски, посвященных отдельным специальным проблемам ранней истории Месопотамии, уже содержатся некоторые гипотезы и предположения, которые постепенно выстраиваются в общую историческую парадигму. 
 
Новая парадигма Шумера и Аккада 
 
Для того чтобы соединиться в новую парадигму, все эти теории должны найти отправную точку, способную генерировать новую интерпретационную парадигму, которая была бы сознательно противопоставлена старой и могла целенаправленно использовать свой потенциал наилучшим образом. Этой точкой может стать предположение о том, что Шумер и Аккад - это две совершенно разные по типу и по принципиальным фундаментальным установкам цивилизации. При этом, если говорить о Шумере, меняется наш взгляд на динамику развития этой цивилизации, смещаются важные акценты, значительно отодвигается вглубь веков исходный момент становления Шумера как цивилизации. 
 
Надо сразу сказать, что речь идет не о кардинальном пересмотре старых точек зрения и не о полном отказе от старой теории, но о попытке более четко распределить старый и вновь появившийся материал в историческом времени и пространстве, попытке "развести" оппонентов в спорах, найти аргументам каждой из сторон свою историческую нишу. 
 
Модель. Юг 
 
Шумер впервые предстает перед нами во второй половине 4 тыс., как союз городов-государств, объединенных единой идеологией и определенной хозяйственной общностью. Эта хорошо сбалансированная и внутренне устойчивая система для внешнего наблюдателя представляется невероятно сложной сетью соединенных между собой функций, прав и обязанностей. Каждый отдельный город-государство представлял собой в свою очередь достаточно сложную структуру состоявшую из больших и малых самоснабжающихся хозяйств, в центре каждого из которых находился храм. В рамках этих храмовых хозяйств были заключены все территориальные, материальные и людские ресурсы данного города. 
 
Такая хозяйственная система была неразрывно связана с религиозными представлениями шумеров. Можно предположить, что представления о божестве в Шумере было изначально неотделимо от представления о контроле над определенным участком земной поверхности, подразумевалась тесная связь божества с определенной территорией и наоборот: территория каждого города и все, находившееся на данной территории, принадлежало богу данного города, составляя его хозяйство, или Дом . Границы каждого города-государства считались установленными и санкционированными богами, и поэтому любая попытка территориальной экспансии была, по существу, нарушением божественной воли и вследствие этого была достаточно затруднительна. В рамках такой идеологии теоретически немыслимой была бы идея унификации, создания единого территориального государства с централизованным управлением. 
 
Земледелие, скотоводство, а так же ремесленное производство велись в рамках храмовых общин коллективно. Производимые продукты централизованно собирались, хранились и затем различными способами распределялись между членами этих хозяйств. Экономику такого типа, следуя теории Карла Поляни, можно назвать, по преимуществу, распределительной. 
 
Общество таким образом организованное и структурированное не нуждалось в наличии или развитии индивидуального производства, будь то в сельском хозяйстве или в ремесле, и оставляло мало возможностей для возникновения и существования такого рода производства. Соответственно и индивидуальное владение землей являлось фактором чуждым данной системе и в плане социально-экономическом и в плане идеологическом. 
 
Внутри храмовых хозяйств социальные различия были сравнительно незначительны, довольно высокой была социальная мобильность, и стратификация населения была основана скорее на ресурсах, связанных с занимаемой должностью, чем на происхождении. Общество носило отчетливо эгалитарный характер. Все жители, обитавшие на территории храмовой общины, составляли персонал храмового хозяйства, и все они, независимо от пола, возраста и количества выполняемого труда, могли рассчитывать на материальное содержание от храма. Характер этого содержания, по количеству и качеству, безусловно зависел от положения того или иного лица в должностной иерархии, но не мог быть ниже необходимого прожиточного минимума. Институт семьи в обществе, где заботы о всех членах хозяйства независимо от возраста несет структура, как экономический институт не играет значительной роли ; дети в основном связаны с матерью. 
 
Каким образом осуществлялось взаимодействие отдельных элементов и структур данного общества, каковы были институты власти? Важную роль в создании властных структур играл, по-видимому, один из фундаментальных принципов шумерской цивилизации (и типологически сходных архаических цивилизаций) - принцип очередности (bala). Все общество, вероятно, делилось на несколько равноправных групп, представители которых поочередно занимали главные должности в иерархической структуре. 
 
Во главе каждого города-государства стоял правитель (ensi), который, вероятно, совмещал культовые и административные обязанности, тем более, что в системах такого рода то и другое тесно взаимосвязано. Энси был как бы земным представителем божества в его земном Доме и избирался на эту должность самим божеством на определенный срок, после истечения которого наступала, во всяком случае теоретически, очередь другого избранника. Принцип очередности действовал, вероятно, на всех уровнях и во всех хозяйственных сферах общества. 
 
Модель. Север 
 
Изучение ранней истории Севера как культурно-исторической системы началось сравнительно недавно, и эта проблема остается пока недостаточно разработанной. 
 
Север никогда не создал ничего похожего на систему независимых городов, такого рода, которая существовала на Юге. Политические структуры Севера очень рано приняли форму царств; сильных, авторитарных и по преимуществу с гражданской властью. 
 
В обществе была сильная социальная стратификация, в основе которой лежала принадлежность к тому или иному племени, роду, семье. Правящую верхушку составляла родовая аристократия во главе с царем. Именно эта группа контролировала большую часть материальных и людских ресурсов. Городов было значительно меньше, чем на юге и они выполняли другую функцию. Они являлись местом пребывания родовой олигархии и царя, откуда власть осуществляла свой контроль над обществом. 
 
Родовая аристократия не только разделяла власть с царем, но и контролировала значительную часть государственных экономических ресурсов. Главным собственником земли был царь и члены его рода, а также представители родовой аристократии. Большую часть экономической сферы составляли царское хозяйство и крупные частные хозяйства родовой знати. 
 
Доминирующим экономическим центром на севере являлся дворец. Он был главным центром производства и распределения. Храмовое хозяйство не играло значительной роли в экономике. Очень рано здесь возникли такие институты как долговое рабство и клиентела, частная собственность на землю. Роль частного сектора может считаться характерной чертой такого рода структур. (Шумерские слова "раб" и "клиент" - оба, вероятно, семитские заимствования. Очевидное объяснение этому - заимствования были необходимы, т. к. сходные институты отсутствовали в раннем южном обществе.) 
 
Причины различия Юга и Севера 
 
Различия экономических систем Севера и Юга некоторые исследователи связывают с характерными различиями в религиозных концепциях шумеров и аккадцев. Главным в шумерской религиозной концепции была мысль о том, что бог каждого города тесно связан именно со своим городом, а не с каким другим. Бог воспринимается как хозяин Дома и прежде всего земли (территории города). 
 
Семитская религиозная концепция была связана, прежде всего, с астральными божествами. Они - главная божественная власть, которая не связана четко ни с каким определенным местом на земле, что совершенно естественно для населения с кочевым образом жизни. Для семитов было не столь важно прикрепление божества к определенной местности, результатом чего была и их меньшая заинтересованность в строительстве храмов и создании храмовых экономических структур. Даже после более менее устойчивого оседания на аллювиальной равнине и перехода к земледелию семиты, кажется, сохранили некоторые исходные черты своей структурной организации. 
 
Для других исследователей причины различного развития Юга и Севера кроются в экологических особенностях этих регионов. Юг - как ограниченная по площади территория пригодная, в основном, для интенсивного земледелия. Север - как обширная территория на которой одновременно одинаково хорошо развивались два взаимосвязанных типа хозяйства: естественно орошаемое земледелие и скотоводство. 
 
Ни та, ни другая точка зрения не дают окончательного решения проблемы. 
 
Основные этапы развития шумерской цивилизации 
 
1) 4000 - 3500. Становление цивилизации. 
 
2) 3500 - 3000. Рост и расширение границ цивилизации. Рост и развитие городов, образование союза городов. Появление письменности. Экспансия шумерской цивилизации (шумерские поселения в Сирии, Сев. Месопотамии, Иране). 
 
3) 3000 - 2300. Прекращение экспансии и возвращение Шумера в прежние границы. Развитие официальной идеологии: первые записи религиозных и литературных текстов. Усиление контактов между Югом и Севером. Первые попытки отделить политическую власть от религиозных институтов. Начало вытеснения шумерского языка аккадским. 
 
4) 2300 - 2150. Упадок шумерской цивилизации. Шумер под властью аккадских царей и кутиев. Разрушение отдельных городов Шумера и истребление части шумерского населения. Постепенное исчезновение живого шумерского языка. 
 
5) 2150 - 2000. Распад цивилизации. Шумерский "ренессанс" - агония умирающей цивилизации. Создание универсального псевдо-шумерского государства в форме единой храмово-государственной общины. Распад государства и окончательное исчезновение шумерского этноса. 
Шумерские духовные, социальные и хозяйственные традиции в жизни Месопотамии во 2 и 1 тыс. до н. э. Шумер и другие архаические цивилизации.

7

Тана́х (ивр. תנַ"ךְ‎) — принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету[1]).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

  • Тора́, ивр. תּוֹרָה‎ [tōrā] — Пятикнижие
  • Невии́м, ивр. נְבִיאִים‎ [nəḇīʾīm] — Пророки
  • Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים‎ [kəṯūḇīm] — Писания (Агиографы)

Содержание Танаха

Танах описывает  сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю  еврейского народа от его возникновения  до начала периода Второго Храма. Евреи считают эти книги священными, потому что они были дарованы людям руах акодеш — духом святости.[2]

ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма оказали влияние на становление христианства и ислама.[3][4]

[править] Пшат и драш

  • Пшат (ивр. פְּשָׁט‎) — буквальное толкование смысла библейского или талмудического текста.
  • Драш (ивр. דְּרָשׁ‎, также друш ивр. דְּרוּשׁ‎) — толкование библейского или талмудического текста посредством совмещения логических и софистических построений.

Еврейские комментаторы выделяют в несколько слоёв. Первый и самый внешний называется пшат (букв. простой) — то есть простой, прямой смысл. Второй — ремез (букв. намёк) — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам». Более глубинный — драш (букв. смысл) и есть смысл. Самый сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Из слов пшат-ремез-драш-сод получается аббревиатура ПаРДеС, означающая на иврите также «цитрусовый сад».

[править] Состав Танаха

Танах содержит 24 книги. Состав книг идентичен протестантскому Ветхому Завету, но отличается порядком расположения книг. Впрочем, Вавилонский Талмуд указывает порядок, отличный от заведённого ныне. Католический и православный каноны Ветхого Завета могут включать в себя дополнительные книги Септуагинты, отсутствующие в Танахе.

Еврейский канон  подразделяется на три части в  соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

  1. Закон, или Тора, включающая Пятикнижие Моисеево
  2. Пророки, или Невиим, включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками.

Невиим подразделяются, в свою очередь, на два раздела.

    • «Ранние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)
    • «Поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исаии, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.
  1. Писания, или Ктувим, включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.

В составе Ктувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (ок. 20 до н. э. — ок. 50 н. э.) и Иосиф Флавий (37 н. э. — ?).

Многие древние  авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Еврейская традиция подсчёта объединяет 12 малых пророков в одну книгу, а также рассматривает пары Самуила 1, 2, Царей 1, 2 и Хроники 1, 2 за одну книгу. Также объединяются в одну книгу Эзра и Нехемья. Кроме того, иногда условно объединяют пары книг Судей и Рут, Иеремии и Эйха, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита. В христианской традиции каждая из этих книг рассматривается как отдельная, таким образом говорится о 39 книгах Ветхого Завета.

[править] Различия между Танахом и Ветхим Заветом

Текст Ленинградского кодекса.

Сегодня существуют три главных формы Священного Писания Танаха/Ветхого Завета, несколько отличающиеся по составу и происхождению:

  1. Еврейский канон (Танах), сформировавшийся в иудаизме;
  2. Классический Христианский канон, основанный на александрийской версии иудейского канона (Септуагинта) и принятый в Православной и Католической Церквях;
  3. Протестантский канон, возникший в XVI веке и занимающий промежуточное положение между первыми двумя.

[править] Александрийский канон (Септуагинта)

Александрийский канон  Ветхого Завета (Септуагинта) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от Танаха как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской версии оригинального текста.

После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.

Структурно александрийский  канон отличается тем, что книги  Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:

  1. Пятикнижие (Тора) (Быт-Втор)
  2. Исторические книги (Нав-Есф)
  3. Учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)
  4. Пророческие книги (Ис-Мал)

Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, 2 Пар включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2 Пар. 36:24 слл), существенно дополнены книги Есфири и пророка Даниила. Целиком отсутствуют в еврейской Библии книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры. Некоторые списки Септуагинты включают также 1 и 2 книги Маккавейские.

[править] Протестантский канон

В эпоху Реформации господствующее на Западе представление о каноничности и авторитете библейских книг подвергается радикальному пересмотру. Якоб ван Лисвельдт (Jacob van Liesveldt) в 1526 г. и Мартин Лютер в 1534 г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название апокрифы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н. э. — I в. н.э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны.

[править] Книги Танаха

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания: Тора, Невиим и Ктувим. Согласно еврейской традиции, Танах состоит из 24 книг.

В Танахе считается за одну книгу то, что иногда разделяется на две в Христианских Библиях, и Trei Asar («двенадцать») считается отдельной книгой.

[править] Тора (Пятикнижие)

Основная статья: Пятикнижие

Тора (תּוֹרָה, дословно «обучение») состоит из пяти книг, обычно называемых «Пятью Книгами Моисея». Печатные версии Торы нередко называют Chamishei Chumshei Torah (חמישי חומשי תורה, дословно «пять пятых Торы»), и неформально — «Chumash».

В иврите у книг Торы нет имен. Они идентифицируются по первому слову в каждой книге. Английские названия происходят от греческих, данных книгам в Септуагинте, которые основаны на теме содержания каждой из книг.

 

 

Иврит

Еврейское название 
(перевод)

Русское синодальное 
название

Латынь

1.

ивр. בְּרֵאשִׁית‎

Бе-решит (В начале)

Бытие

Genesis

2.

ивр. שְׁמוֹת‎

Шмот (Имена)

Исход

Exodus

3.

ивр. וַיִּקְרָא‎

Ва-йикра (И призвал)

Левит

Leviticus

4.

ивр. בְּמִדְבַּר‎

Бе-мидбар (В пустыне)

Числа

Numeri

5.

ивр. דְּבָרִים‎

Дварим (Слова)

Второзаконие

Deuteronomium

Информация о работе Культурная антропология. Культурология и история культуры