Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:19, реферат
Главная цель данной работы – рассмотреть различные аспекты культурной политики как составляющей стратегического направления развития государства. Особое внимание мы уделим культурной политике России, её приоритетным целям и задачам.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение понятий «культура» и «культурная политика»;
2. Рассмотреть цели, задачи и принципы культурной политики;
3. Изучить особенности разных моделей культурной политики;
4. Рассмотреть приоритетные цели культурной политики России на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ 4
1.1. О понятии «культура» 4
1.2. Культурная политика и главные её направления 8
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 13
2.1. Особенности разных типов (моделей) культурной политики 13
2.2. Приоритетные цели культурной политики в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Данная работа посвящена культурной политике как составляющей стратегического направления развития государства. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку грамотное формирование культурной политики для любого государства представляет большую значимость. Благодаря эффективной культурной политике воспитывается нравственно здоровое, высокодуховное и образованное общество, что благоприятно сказывается на социальном и экономическом развитии государства. К сожалению, культурная политика многих стран на сегодняшний день оказывается неэффективной по различным причинам: недостаточное финансирование вследствие экономических кризисов, слабая подготовленность культурной политики к главным вызовам нашего времени – глобализации, массовизации культуры, культурной интеграции, интолерантности.
Главная цель данной работы – рассмотреть различные аспекты культурной политики как составляющей стратегического направления развития государства. Особое внимание мы уделим культурной политике России, её приоритетным целям и задачам.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
В первую очередь, необходимо дать определение понятий «культура» и «культурная политика».
С течением времени понятие «культура», а точнее содержание этого понятия изменялось. К примеру, в эпоху Средневековья слово «культура» ассоциировалось с личными качествами, признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством понимали соответствие тем идеалам, которые выдвинула философия гуманизма. Просветители XVIII века полагали, что под «культурой» прежде всего стоит понимать «разумность», так как культ разума являлся главной приметой эпохи Просвещения.
Существует также концепция культуры, получившая название эвдемонической. Её сторонниками являлись Дж. Вико (1668-1744), И. Гердер (1744-1803), Монтескье (1689-1755), Руссо (1712-1778). Они полагали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется она достижениями в области науки и искусства. Главная цель культуры совпадает с высшим назначением разума – делать людей счастливыми.
Во второй половине XIX века понятие «культура» приобретает статус научной категории, и начинает пересекаться с такими категориями, как «цивилизация», «общественно-экономическая формация». Термин «общественно-экономическая формация» был введён Карлом Марксом, и данное понятие составляет фундамент материалистического понимания истории. Впоследствии между понятиями «культура» и «цивилизация» была проведена граница немецким философом И. Кантом (1724-1804) и немецким философом О. Шпенглером (1880-1936).
В XX веке научные представления о культуре изменяются. В частности, особое внимание стоит обратить на позицию французского философа Жана Поля Сартра (1905-1980), который отмечал, что «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет своё отражение, в ней узнаёт себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть своё лицо».1
Таким образом, можно заключить, что понятие «культура» очень многообразно и многозначно. Что касается современной культурологии, то в её содержании наиболее распространены технологическая, ценностная и деятельностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определённый уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всём обществе. Ценностная или аксиологическая концепция культуры подчёркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.2 Наиболее полно отражающим понятие «культура» является определение, данное в Философском словаре: культура «означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».3 Существование культуры вне человека не представляется возможным, при этом культура формирует и развивает сущность бытия человека. Как справедливо отмечает П. Сорокин, «культура означает приобщение человека к социуму, обществу».4
В трактовке современной науки культура является совокупностью искусственных порядков и объектов, которые создаются людьми, причем, люди создают их в качестве дополнения к природным порядкам и объектам. Данное определение, вне всякого сомнения, является отражением социально-антропологического подхода к культуре. В рамках гуманитсраной антропологии принято аксиологическое определение: культура здесь предстает в качестве набора ценностей (наиболее ценных достижений) бытия человека.
Наконец, необходимо отметить на наш взгляд одно из самых научно обоснованных определений понятия «культура» (оно принято в этнологии): культура является социальным опытом коллективного существования людей, накапливаемым и передающимся из поколения поколению. Важно отметить, что данное определение находится в соответствии с постмодернистким подходом к культуре, как к тексту. Культура – это совокупность текстов (вербальных и невербальных), которые фиксируют исторический социальный опыт и т.п.5
Если суммировать вышеназванные подходы, то следует отметить следующее. Культура является: - совокупностью порядков («социальных конвенций»), которые организуют коллективы людей в процессах их жизнедеятельности; - миром нормативов, форм деятельности и образов сознания, которые аккумулированы и отобраны социальным опытом как наиболее приемлемые с точки зрения консолидации и воспроизводства общества как социальной целостности (в этом отношении можно говорить, что культура регулирует жизнь общества); - совокупностью принципов, которые выполняют функцию регуляции сознания и поведения личности, «мотивирующих ее уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения, воплощенными в системах социальных целей, идеалов, ценностей, правил, обычаев, стандартов, методов социализации и инкультурации»; - миром познания – накопления знаний, интеллектуальных и образных рефлексий бытия, способов и результатов расширения и упорядочивания представлений о мире с целью его практического преобразования; - миром символических обозначений явлений и понятий – языков и образов, этот мир создается людьми для того чтобы фиксировать и транслировать социально значимую информацию, знания, представления, опыт, идеи и т.д.; - миром «культурных текстов», фиксирующих все формы социального опыта в различных знаковых системах; - миром коммуникаций, обмена информацией; - творческим миром, где открываются новые технологии материального и духовного производства и т.д.6
Культура многофункциональна. Главной функцией является гуманистическая или человекотворческая, кроме того исследователи выделяют также: функции трансляции социального опыта или функцию исторической преемственности (также культурологи называют данную функцию информационной) (здесь подразумевается, что культура не только передает, но и способствует сохранению социального опыта), познавательную функцию (культура охватывает все формы общественного сознания, благодаря чему в ней создается единая система познания и освоения мира); регулятивную (нормативную) (культура безусловно является системой мер и требований общества к различным сторонам деятельности людей. Данная функция культуры поддерживается теми нормативными системами, которые находятся в структуре культуры. В частности, речь идет о морали и праве, традициях, обычаях, обрядах, образцах поведения; семиотическую или знаковую (культура – это определенная знаковая система, чтобы овладеть культурой, необходимо изучить и соответствующие знаковые системы), ценностную или аксиологическую культурные функции (культура фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на человека, его образ мыслей и поведение).7
Все функции связаны с главной функцией культуры – гуманистической.Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности.
Теперь мы обратимся к понятию «культурная политика». Отметим, что говорить о статичных национальных концепциях культурной политики не приходится, поскольку природа культурной политики постоянно изменяется, иными словами, она представляет собой динамичную структуру.
Национальная концепция культурной политики зависит от того, какая политическая идеология принята в том или ином обществе, от того, какие представления о сущности культурных процессов в этом обществе являются господствующими, какое влияние эти культурные процессы оказывают на развитие общества.
Впервые понятие «культурная политика» было определено во время проведения круглого стола ЮНЕСКО в 1967 году в Монако. В докладе «Политика в сфере культуры - предварительные соображения» было дано следующее определение данного понятия: «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». В этом контексте реализация политики в сфере культуры представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время».8
Для того, чтобы культурная политика была эффективной, необходимо согласие в действиях между официальными, творческими, общественными силами в отношении приоритетности целей культурного развития.
Зарубежные аналитики предпринимали различного рода попытки дать наиболее четкое определение термина «культурная политика».
Милена Драгилевич-Шешич отмечает, что под политикой следует понимать «сознательную деятельность», которая направлена на «достижение востребованных обществом целей». То есть, у каждой сферы общественной жизни есть своя цель. Понятие культурной политики появляется в том случае, когда речь заходит о том, какие цели в сфере культуры востребованные обществом следует осуществить. Конечно же, представить себе человечество без культуры невозможно, соответственно, культурная политика является неотъемлемой частью общественной жизни. Из этого следует, что культурная политика – это сознательное регулирование в сфере культуры посредством принятия актуальных решений по всем вопросам, касающихся культурного развития общества в целом.9
Интересно также и определение, данное французскими исследователями в области культурной политики Августином Жерар и Женевьевой Гентил. Они полагают, что политика является системой связанных между собой целей, средств и задач, которые выбирает эксперт с целью влияния на определенную группу в обществе. Что касается культурной политики, то её осуществление возможно в рамках объединения, партии, образовательного движения, организации, предприятия, города, правительства. Однако цели культурной политики всегда долгосрочны, а задачи измеряемы и являются среднесрочными. Наконец, культурная политика немыслима без определенных средств, под которыми подразумеваются человеческие ресурсы, финансы и законодательная база, которые объединены в достаточно сложную систему.10
В определении Марио ди Анджело и Пола Весперини связаны цели культурной политики и её тактические функции. В частности, исследователи выделили пять главных характеристик культурной политики:
1. Обязательное сочетание целей деятельности центрального правительства с интересами региональных и местных органов управления, а также интересами основных участников культурной сферы;
2. Обязательное соотнесение целей государства с реальными возможностями выбора субъектов, которые вовлечены в культурные политические процессы;
3. Реализация культурной политики должна всегда сопровождаться действиями, направленными на материально-техническое и творческое обеспечение функционирования культуры;
4. Культурная политика
предполагает распределение
5. Культурная политика немыслима без планирования, под планированием следует понимать процесс подготовки государства к участию в культурной деятельности, а также в планировании распределения ресурсов.11
Консультанты по культурному развитию Дон Адамс и Арлен Голдбард утверждают, что для реализации грамотной культурной политики следует выполнять следующие действия:
1. Определять культурные ценности, цели и приоритеты;
2. Реализовывать программы инициатив и расходов, которые находятся в соответствии с этими целями, эти программы собственно и являются формированием культурной политики;
3. Проводить мониторинг политики - процесс, который позволяет дать оценку культурному влиянию каждого социального действия в свете установленных стандартов, являющихся средством достижения культурной политики.12
Исследователи отмечают, что государство должно принимать участие в формировании культурной политики. Принято выделять несколько главных направлений культурной политики государства: