Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:30, контрольная работа
Возрождение лучше всего проявилось в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляется слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги).
Культурно-исторические предпосылки Возрождения.
Истоки самобытности испанского театра и его развитие в эпоху Возрождения.
3. Биография и творчество Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
4. Список литературы.
Содержание.
3. Биография и творчество Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
4. Список литературы.
1. Культурно-исторические предпосылки Возрождения.
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV-XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII веке, принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
Возрождение лучше всего
проявилось в сфере художественного
творчества. Как эпоха европейской
истории оно отмечено множеством
знаменательных вех – в том
числе укреплением
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:
– индивидуализм практический
и теоретический, означающий, что
в центр своего мировоззрения
и жизненной практики деятели
Возрождения поставили
– культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;
– светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;
– освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;
– особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;
– чрезвычайный вкус к искусствам.
Существует три взгляда на Возрождение: как на Позднее Средневековье, как на Раннее Новое время и как на самостоятельную эпоху. При том, что все три подхода имеют несомненную правоту и историческое обоснование, вопрос о природе переходности Ренессанса от них ускользает. Суть проблемы в этом случае заключается в том, чтобы отразить в понимании Ренессанса органически свойственное ему положение связующей грани между двумя разнородными культурными системами, раскрыть его смысл как «кризиса культуры», как скачка с продолжением, как «прерывания с унаследованием», поскольку смена культурных форм происходила на одном и том же субстрате – европейском населении и в интервале всего 2-3 столетий.
Испания, подобно Англии и Франции, пережила в XVI — XVII вв. великий расцвет драмы и театра. Общественное содержание испанской драмы от Лопе де Вега до Кальдер - составляет полная напряжённого драматизма борьба абсолютной монархии с вольностями старой Испании, добытыми испанским дворянством, городами и кастильскими крестьянами в ходе реконкисты.
В отличие от французской трагедии, опиравшейся на античные образцы, в Испании возникла национальная драма, вполне самобытная и народная. Драматические произведения создавались для публичных театров. Патриотически настроенные зрители желали видеть на сцене героические подвиги предков и злободневные события современности.
В XV в. были заложены основы испанского светского театра в Кастилии (1492). Как и в других странах светский театр зародился в Испании из мистерий и церковных религиозных представлений, относящихся к XI в. В XIII в. в церквах устраивались представления на сюжеты из Священного Писания или из жизни святых. Первое литературное произведение драматического плана, включавшее диалогии и действия — сатирическая пьеса в форме эклоги, озаглавленная «Coplas de Mingo Revulgo», изображавшая народ и дворянство в виде двух собеседников. Пьеса эта написана вероятно в 1472 г. Её авторство приписывается Родриго де Котте, как и авторство пьесы «Dialogo entre el amor у un viejo». Родриго де Котта предложил основную идею и написал первый акт состоящей из 21 акта трагикомедии в прозе, или, вернее, романа в диалогах — «La Celestina» (остальные 20 актов написаны Фернандо де Рохас.
Настоящим основателем испанской драмы был Хуан дель Энсина (1469—1534). Его эклоги и религиозные пьесы, которые он называл «Represent a ciones», не отличались содержанием, но пользовались в свое время большим успехом. После Энсины испанское драматическое искусство развивал португалец Хиль Висенте, написавший большую часть своих пьес на кастильском языке. Бартоломео де Торрес Нахарро внёс большой вклад в развитие драматической фабулы. Сборник его пьес «Propaladia» долгое время был запрещён инквизицией.
Высокого уровня достигает в XVI в. драматическая поэзия. После пьес Энсины в испанской литературе наметилось два основных направления. Одни драматурги творят в традициях классической античности, подражая Плавту и Теренцию. Другие обращались к народным традициям и создавали самобытную испанскую комедию. К первой группе относятся Хуан де Вильялабос, Педро де Абрил и Хуан де Тимонеда.
Настоящим родоначальником испанского народного театра был золотых дел мастер Лопе де Руэда. Он бросил своё ремесло и стал драматургом, актёром и руководителем странствующей театральной труппы. Его сценическая деятельность продолжается с 1544 по 1567 год. Отличительными чертами его пьес являются чувство комичного, веселье и воспроизведение обычной бытовой обстановки. Лучшими его произведениями считаются «Pasos» — прозаические диалоги на потеху народу, приобщавшемуся тем самым к театру. У Руэды было много последователей, среди них актёры Алонсо де ла Вега, Антонио Сиснерос, продавец книг из Валенсии Хуан де Тимонеда и поэт-лирик Ромеро де Сепеда, автор двух пьес: «Comedia Selvage» и «Comedia Metamorfosia», представивших первый простоватый психологический опыт. Авенданьо первым стал делить действие в своих пьесах на три части («jornadas»), или акта. Луис де Аранда — автор знаменитой комедии «Comedia prodija», считающаяся одним из лучших произведений своего времени.
Начиная со второй половины XVI в. в испанской драматургии выделяются три школы: мадридская, валенсийская и севильская. В каждом из этих городов существовал свой театр. Наибольший успех имели произведения о людях и событиях повседневной жизни, — различные «pasos», «entremes», «saguetes». Трагедии и классические комедии не пользовались успехом. Севильский драматург Хуан де Куэва стал первым выводить в своих произведениях в качестве действующих лиц членов королевской фамилии. Вместо пятиактных пьес он ввёл 4 акта. Он писал исторические пьесы самого различного размера. Приблизительно в это же время в Валенсии своими пьесами в развитие театра внёс вклад Кристобал де Вируэс. Лучшей из его пьес считается «Elisa Dido», написанная в лучших древнегреческих традициях. Однако попытки Вируэса придать новый импульс испанской драме не увенчались успехом. Античных традиций в драматургии придерживался профессор богословия Саламанкского университета Херонимо Бермудес (1530-85). Его перу принадлежат две драмы: «Nise Lastimosa» и «Nise Laureada». Достойны упоминания три блистательных и незаслуженно забытых пьесы талантливого лирика Луперсио Леонардо Архенсолы (1562—1613) «Isabella», «Philis» и «Alexandra». Наконец, для сцены работал и сам великий Сервантес. Он написал от 20 до 30 пьес, положительно воспринятых публикой. Из этих пьес до нас дошли всего две: «El Trafo de Argel» и «La Numancia». Они отличаются оригинальностью идей, трогательностью и лиричностью эпизодов, но слабостью общей драматической композиции и обилием в сюжете ужасов.
Особого успеха пьесы Сервантеса не получили, ведь как раз в это время появился драматург, на долгое время покоривший своими произведениями все театры Испании, — великий Лопе де Вега (1562—1635). Хотя до него в Испании было написано достаточно много драматических произведений, национальной испанской драмы ещё не существовало. Именно Лопе де Вега выстроил здание настоящего национального испанского театра. Он был ярким выразителем чувств своего народа. Он властвовал на сцене все сорок лет своей литературной деятельности и пользовался невероятной популярностью.
Расцвет испанской драмы обеспечили в основном ученики великого испанского драматурга. Избежали влияния Лопе де Вега лишь валенсийские поэты Франсиско де Торрега, Гаспар де Агиляр и Гильен де Кастро. Наиболее известен Гильен де Кастро, автор великолепной драмы «Юношеские годы Сида» («Mocedades del Cid»). Популярный испанский драматург Луис Велес де Гевара (1570—1644) написал для театра около 400 пьес. Самые известные из них: «Mas pesa el Rey que la Sangre», «La luna de la Sierra», «El Ollero de Ocaña». Лопе де Вега подражал его биограф и поклонник Перес де Монтальван (1602-38), прозванный «primogenito y heredero del ingenio de Lope» («первенцем и наследником гения Лопе»). Особой популярностью до сих пор пользуется его драма «Los amantes de Teruel». Большим успехом на сцене пользовался и другой плодовитый и изобретательный подражатель Лопе — падре Габриэль Теллес, более известный под псевдонимом Тирсо де Молина. Он первый вывел на сцену дона Хуана Тенорио. Самая любимая в Испании пьеса Тирсо де Молина — его комедия «Don Gil de las cabjas verdes». Антонио Мира де Мескуа (1602—1635) был плохим поэтом, но хорошим драматургом. Лучшими его пьесами считаются: «Amor con amor se paga», «El trato mudo costumbres» и «Mas merece quien el mas ama».
Испанский театр XVI-XVII веков
не укладывается в рамки Ренессанса и
барокко, что исследователи выделяют в
развитии искусства в Италии и пытаются
распространить на другие страны. И на
отдельных художников и поэтов. В отношении
Лопе де Вега (1562-1635) кажется всем ясным:
это один из титанов эпохи Возрождения
в Испании, когда говорить о барокко как-то
и неловко, куда проще вести речь о ренессансном
реализме, хотя поэт скорее из романтиков
по своему миросозерцанию и эстетике.
Это неудивительно,
ибо Ренессанс - это классико-романтическая
эпоха, с обозрением всей мировой цивилизации
и культуры, с обращением к первоистокам
- к классической древности и библейской
мифологии, а также
к национальной истории.
Начало Золотого века
испанского театра и литературы связано
с Лопе де Вега, но - в исторической перспективе
это ясно - в большей степени с Сервантесом
(1547-1616), с его романом «Дон Кихот» (1608),
в эстетике которого, сквозь поэтику рыцарского
романа, проступает барокко, знаменующее
в Италии конец Ренессанса.
Золотой век и барокко?
А был ли Ренессанс в Испании? Или в условиях
абсолютизма королевской власти и церкви
Возрождение в Испании не вызрело, хотя
она все время пребывала в орбите ренессансных
явлений в Италии?
Классическая
древность и христианство - два источника
эстетики Ренессанса в Италии - предстают
в Испании в ином виде, опосредованно,
через Восток, через Мусульманский Ренессанс.
Два источника эстетики Ренессанса в Италии
обнаруживают две ее стороны или ипостаси
- классицизм и барокко. С преодолением
византийского стиля и готики в Италии
формируется эстетика Ренессанса как
таковая, в высшем развитии ренессансная
классика Рафаэля.
В Испании феодально-католическая реакция
проявилась сразу с начала Ренессанса
в Италии, особо усилилась с началом Реформации
в европейских странах, и в этих условиях
ренессансные явления в миросозерцании
и творчестве испанских писателей и поэтов
приобретают изначально мотивы барокко,
чему способствовала арабская вязь поэтического
мышления, что была столь сродни и испанцам.
Словом, именно
барокко становится эстетикой Ренессанса
в Испании, что проступает ослепительно
ярко в романе Сервантеса «Дон Кихот»,
в котором действие разворачивается столько
же в действительности, сколько и в воображении,
в представлении столь же сумасбродного,
сколь и благородного героя. В действительности
он постоянно терпит крах, но в его представлении,
что читатель принимает за свое, он побеждает,
вопреки всем превратностям судьбы. Это
трагический миф, воссозданный в комическом
ключе, создание всеобъемлющее, как «Илиада»
Гомера или «Божественная комедия» Данте.
Барокко в Испании
- это миросозерцание, в котором достоинство
человека постоянно проверяется по его
и чужой воле верой в Бога, верой в добро,
это и стиль жизни, это и эстетика поэтов,
эстетика театра.
Театральность пронизывает жизнь королевского
двора, церковные службы, вплоть до представлений
духовных пьес, аутос, на библейские темы
и сюжеты во время праздников.
Аутос в Испании
сыграли, против ожидания церкви, освободительное
воздействие. Речь не шла об отказе от
веры, но о фарисействе церкви, о чистоте
веры, о достоинстве человека и самоценности
земной жизни.
С учетом опыта создания
ученой комедии в Италии и успеха аутос,
театра для всех, Лопе де Вега обращается
к национальной истории, к героической
борьбе народа по отвоеванию страны у
мавров, семисотлетней реконкисте, основываясь
на исторических хрониках, преданиях и
романсах, лиро-эпических, героических
и любовных песнях. Он создает серию
народно-героических пьес, разумеется,
в стихах и серию комедий, основная тема
которых всепобеждающая любовь.
Все это отдает скорее
романтизмом, чем ренессансным реализмом,
по сути, это, конечно, барокко, как у Сервантеса,
как у Тирсо де Молина (1583?-1648). В отношении
Педро Кальдерона (1600-1681) исследователи
уж прямо говорят о барокко, выводя его
за рамки Ренессанса. Но содержание пьес
не всегда это позволяет, и тогда исследователи
говорят о драматурге как о предтече просветителей
XVIII века.
Испанское барокко,
пора понять, - эстетика Ренессанса в Испании
в то время, как барокко в Италии знаменует
конец Ренессанса и начало искусства Нового
времени, после взлета ренессансной классики
на рубеже XV-XVI веков. У каждой страны свои
исторические сроки и специфические особенности
развития искусства. Это касается и отдельных
видов искусства.
Информация о работе Культурно-исторические предпосылки Возрождения