Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:24, реферат
Развитие культурологической мысли в России имеет ряд особенностей, обусловленных пограничным положением, которое занимала русская культура и история между Европой и Азией. Отсюда и «противоречивость русской души», которая по мнению Н. А. Бердяева, определялась сложностью русской исторической судьбы, а также противоборством в ней восточного и западного элементов.
1. Введение.
2. Культурологическая мысль Чаадаева П. Я.
3. Взгляды Данилевского Н. Я.
4. Взгляды философа Соловьева В. С.
5. Взгляды Николая Александровича Бердяева
6. Философы, которые внесли свой вклад в развитие культурологической мысли XIX – XX в.
7. Список используемой литературы
Тема: «Культурологическая
мысль в России XIX – XX вв».
План
1. Введение.
2. Культурологическая
мысль Чаадаева П. Я.
3. Взгляды Данилевского
Н. Я.
4. Взгляды философа
Соловьева В. С.
5. Взгляды Николая
Александровича Бердяева
6. Философы, которые
внесли свой вклад в развитие
культурологической мысли XIX –
XX в.
7. Список используемой
литературы.
1. Введение
Развитие культурологической
мысли в России имеет ряд особенностей,
обусловленных пограничным
Становление отечественной
общественной науки в XIX в. характеризовалось
следующими особенностями: во-первых,
многие идеи в философии, истории
и других общественных науках развивались
под влиянием немецкой классической
философии Канта, Гегеля и Шеллинга
и др.; во-вторых, понимание сущности
культуры было в России теснейшим образом
связано с религиозным видением мира и,
прежде всего, с православием; в-третьих,
культурологическая мысль была преимущественно
сосредоточена на раскрытии своеобразия
исторических судеб России, а следовательно,
нередко переплеталась с политикой; и,
наконец, в-четвертых, на нее оказывали
огромное влияние происходившие в стране
резкие социальные сдвиги и революционные
катаклизмы, глубочайшие из которых стали
события 1917 г.
На протяжении ряда
десятилетий в России существовали
два противоположных духовных направления
– славянофильство и
2. Культурологическая
мысль П.Я.Чаадаева
Яркой и противоречивой
фигурой в этом списке является друг
А. С. Пушкина, мыслитель и публицист
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856). Дворянин
по происхождению, офицер лейбгвардии,
участник Бородинского сражения и заграничных
походов русской армии в 1813 –
1815 г. г., он вступил в Северное общество
декабристов. Правда, активного участия
в заговоре он не принимал, вскоре вышел
в отставку и на три года уехал
за границу, где лично познакомился
с Ф. Шеллингом и в дальнейшем
поддерживал с ним переписку.
Контраст между европейским обществом
и застойной действительностью
тогдашней России настолько поразил
его, что он, вернувшись на родину уже
после разгрома декабристов, создает
между 1829 – 1831 г. г. свои знаменитые «Философские
письма». Уже первое из них (а всего
их было 8), опубликованное в журнале
«Телескоп» в 1836 г., произвело эффект
разорвавшейся бомбы. Чаадаев критиковал
русский народ за духовную отсталость
и неразвитость представлений о
долге, справедливости, праве и порядке,
отсутствие какой-либо самобытности. За
опубликование этих писем Чаадаев
был подвергнут медицинскому освидетельствованию
и высочайшим указом объявлен сумасшедшим,
за что был лишён права
Однако, несмотря на
резкую критику России, по сравнению
с процветающей цивилизованной Европой,
нельзя безоговорочно причислять Чаадаева
к западникам. В своих более
поздних сочинениях он не уставал
подчеркивать, что русским необходимо
учиться у Европы. В то же время
он критиковал и некоторые стороны
европейской культуры, такие как
хаос частных интересов, индивидуализм,
нарастание «груды искусственных потребностей»,
вылившихся в современный «вещизм»
и т.п. С другой стороны, в облике
русских людей зрелый Чаадаев
открывает целый ряд качеств,
которые, по его мнению, должны обеспечить
великое будущее России. Это способность
к отречению во имя общего дела,
смиренный аскетизм, открытость сердца,
совестливость и прямодушие. Отсюда
он выводит возможность почти мессианских
свершений русского народа, призванного
«ответить на важнейшие вопросы, какие
занимают человечество».
Славянофилы и западники
с равным правом могли считать
его и «своим», и «чужим», не говоря
уже о революционных
3. Взгляды Н.Я.
Данилевского
Во многих отношениях
антиподом европеиста и вселенского
гуманиста Чаадаева был его младший
современник Николай Яковлевич
Данилевский (1822 – 1885) – публицист,
социолог и естествоиспытатель, один
из многих русских умов, предвосхитивших
оригинальные идеи, возникшие позднее
на Западе. В частности, его взгляды
на культуру удивительно созвучны концепциям
двух виднейших мыслителей XX в. –
О. Шпенглеру и Тойнби.
Идеолог панславизма,
провозглашавшего единство славянских
народов, Данилевский задолго до
О. Шпенглера в своем главном
сочинении «Россия и Европа» (1869)
обосновывал идею о существовании
так называемых «культурно-исторических
типов» (цивилизаций), которые подобно
живым организмам находятся в
непрерывной борьбе друг с другом
и с окружающей средой. Так же
как и биологические виды, они
проходят стадии зарождения, расцвета
и гибели. Начала цивилизации одного
исторического типа не передаются народам
другого типа, хотя и подвергаются
определенным культурным влияниям.
Каждый «культурно-исторический
тип», по его мнению. Проявляет себя
в четырех сферах: религиозной, собственно
культурной, политической и социально-экономической.
Их гармония говорит о совершенстве
той или иной цивилизации. Ход
истории выражается в смене вытесняющих
друг друга «культурно-исторических
типов», проходящих путь от этнографического
состояния через государство
и цивилизацию. Отрицая существование
единой мировой культуры, Данилевский
выделял 10 «культурно-исторических типов»
(египетскую, китайскую, ассиро-вавилонскую,
индийскую, иранскую и др.), частично
или полностью исчерпавших
Каждый народ, по
его мнению, внес свой вклад во всемирную
историю культуры. Ученый предсказал
рождение нового одиннадцатого типа
культуры – славянского, наиболее полно
выраженного в русской
4. Взгляды философа
В.С.Соловьева
Другой заметной
фигурой в дореволюционной
В рамках своей философской
системы В. С. Соловьев стремился
ответить на вопрос: в каком направлении
и на каких духовных основах должна
развиваться не только русская, но и
мировая культура? Философия всеединства
В. С. Соловьева стала заметным явлением
в русской религиозной
Суть теории всеединства
совдилась В. С. Соловьевым в основном
к тому. Что всеединсвто требовало
полного равноправия и
В общественной жизни
России своего времени Соловьев был
поборником социальной гармонии, противником
любой нерпимиримости и разобщения
людей. Философ затрагивал еще одну
важную проблему, не утратившую своей
актуальности и сегодня – это
взаимосвязь веры и научного знания.
Вера не враждует со знанием, напротив,
сплошь и рядом сливается с
ним. Переходит в него, - считал В.
С. Соловьев. Стремление к гармонии,
органическому синтезу между
религие. Философией и опытной наукой
имеет огромное значение не только
для судеб любой национальной
культуры, но и для человеческой
цивилизации в целом. Стремление
«организовать человечество вне
безусловной религиозной сферы,
утвердиться и устроиться в области
временных, конечных интересов, этим стремлением
характеризуется вся
В тесной связи с
религиозным характером учения В. С.
Соловьева находится и
Подобно своим современникам,
Л. Г. Моргану и Э. Б. Тайлору, Соловьев
разделял идеи эволюционизма, защищая
идею поступательного движения культуры.
Следует иметь в виду, что понимание
прогресса, как и философия всеединства
в целом, носили у него религиозно-мистический
характер. Благодаря культуре человек,
утверждал он, действительно движется
от «природного» к «духовному», от звероподобного
существа к некоему идеалу, и этим
идеалом является, по мнению В. С. Соловьева,
сам Бог. Первым «богочеловеком»
был Христос, ставший живым ориентиром
нашего восхождения к Абсолюту. Соловьев
называл такой процесс «
На рубеже первого
и второго десятилетия ХХ в. в
России сложилась целая школа
последователей В. С. Соловьева, в которую
вошли такие известные
5. Взгляды Николая
Александровича Бердяева
Николай Александрович
Бердяев (1874-1948) происходил из аристократической
семьи и еще до Октябрьской
революции приобрел широкую популярность
как социальный мыслитель и публицист,
пройдя путь от революционных увлечений,
ареста и ссылки, через «легальный
марксизм», богоискательство и религиозную
философию до мирового признания
в качестве одного из основоположников
персонализма и экзистенциализма. В
1922 г. по инициативе В. И. Ленина вместе
с большой группой (около 200 человек)
виднейших представителей духовной
элиты России был выслан за границу
с запретом возвращения на Родину
под угрозой расстрела. Живя и
работая сначала в Германии, а
с 1924 г. во Франции, Н. А. Бердяев стал
одним из самых известных отечественных
философов, признаваемым на Западе.
По коренному вопросу,
затрагивающему судьбы отечественной
культуры, по которому спорили славянофилы
и западники, Бердяев писал: «Я верю,
что бессознательно славянская идея
живет в недрах души русского народа,
она существует, как инстинкт, все
еще темный и не нашедший себе настоящего
выражения». Трудно согласиться с
позицией Бердяева, однако он высказал
свою мысль вполне четко и определенно,
не желая участвовать в споре
между двумя крайними течениями,
существовавшими в русской
Информация о работе Культурологическая мысль в России XIX – XX вв