Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:50, реферат
Иммануила Канта считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этапа в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. В частности внес значительный вклад в философию культуры.
В XVlll веке Кант поставил вопрос о необходимости создания целой области знания, которая занималась бы только изучением человека, и назвал ее философской антропологией.
Наиболее совершенным с этой точки зрения является гражданское общество, где действует закон и где существуют наилучшие условия для развития природных задатков каждого человека. Но возникновение гражданского общества возможно только тогда, когда складывается система государств, строящих отношения между собой на основе норм международного права, взявших на себя обязательства разрешать все возникающие противоречия исключительно мирным путем. Если создание подобного союза невозможно, то альтернативой является война всех против всех, ибо честолюбие, властолюбие и корыстолюбие тех, кто держит в руках власть, при отсутствии законов неизбежно будет рождать экспансионистские устремления. Впрочем, считает Кант, несмотря на ужасающие бедствия, которыми сопровождается любая война, она может рассматриваться как «еще одна причина к тому, чтобы развивать до высшей степени все таланты, которые служат культуре». Отметим, что этот несколько неожиданный вывод делает человек явно пацифистских убеждений, написавший философский трактат «К вечному миру».
«Культуру воспитания», по Канту, человек также обретает в процессе практики. О ее наличии, утверждает немецкий мыслитель, следует судить не по тому, что знает человек, насколько он преуспел в науках и искусствах («Нельзя отрицать перевес зла, которым осыпает нас утонченность вкуса, доходящая до идеализации его, и даже роскошь в науках — питательная среда для тщеславия, поскольку множество склонностей, вызываемых этим, остается неудовлетворенным»), а по тому, в какой мере человеку удалось подавить в себе животное начало, в какой степени он руководствуется не инстинктами, а нормами морали, насколько он ощущает заложенную в нем «пригодность к высшим целям».
Изящные искусства и науки, пишет Кант, делают людей только более цивилизованными, но не культурными. Они, по его мнению, предуготовляют человека к обретению его подлинной сущности, смысла его бытия. Культурным же человек становится только тогда, когда он начинает жить и действовать не по законам природы, а законам морали, когда он руководствуется не инстинктом, а категорическим императивом. Таким образом, мораль — не продукт культуры, а ее цель. А исходя из того, что мораль, по Канту, суть сфера автономии человеческого духа, то культура обретает себя исключительно в сфере свободы. Только человек, способный ставить перед собой цели и делать свободный выбор, может называться человеком культурным. Соответственно, культурным является лишь то общество, которое обеспечивает свободное волеизъявление своих граждан, принявших нравственные установления в качестве руководства к действию.
Таков главный вывод Канта, к которому он приходит в ходе рассмотрения вопроса «что есть культура?»
Заключение
Таким образом, Кант, столкнув в непримиримом антагонизме чувственный и умопостигаемый миры, рациональное и иррациональное начало, разум и инстинкт, необходимость и свободу, естественное влечение и долг, закладывает в основание своей теоретической конструкции заряд огромной разрушительной силы. Гарантию того, что человек не собьется с истинного пути он видит в благоразумии человека, который понимает необходимость и выгодность для него следовать велениям категорического императива, однако еще Шекспир, исследуя проблему взаимосвязи долга и чувственного влечения, устами своего героя Гамлета провозглашал, что в борьбе между моральным принципом и природным влечением всегда верх берет инстинктивное начало. Жизнь постоянно доказывает нам, что в ситуации выбора между абстрактным нравственным абсолютом и индивидуальным счастьем большинство делает выбор в пользу последнего. Это особенно ярко проявляется в «пограничных ситуациях», которые столь блистательно проанализированы в работах экзистенциалистов, в частности Сартра, Камю, Киркегора и других, где показывается, что выбор в пользу долга может сделать только героическая личность, но не обыватель, более всего ценящий свое благополучие, счет в банке и свое реноме. Лишая природу культурного смысла и значения, кантовская культурология и этика закрывают для большинства индивидов, вовлеченных в стихию частной жизни, путь к обретению ими своего истинного предназначения. Проблема, вставшая перед авторами, работавшими после Канта, как раз и заключалась в том, чтобы придать культуре новый статус, статус не разъединяющего, а объединяющего начала, примиряющего природное и разумное в человеке.
Кант поясняет, что "мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья".
Категория долг – ключевая в кантовской этике. Философ утверждает, что всегда надо следовать своему долгу, не обращая внимания на то, отразится это или нет на твоем эмпирическом счастье. Ведь выполнение долга приносит аналог счастью – самоудовлетворенность.
Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил внимание на роли личного самосознания в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.
Список литературы
1. Винденбальд Вильгельм От Канта до Ницше. М.: канон-Пресс, 1988
2. Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. М.:ВЛАДОС, 1998.
3. Кассирер Эрнест Жизнь и учение Канта. СПб: Ун кн.,1997
4. Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994.
5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: ЦЕНТР, 1997.
6. Судаков А.К. Абсолютная нравственность и этика автономии и безусловный закон. М.: Едиториал УРСС, 1998
7. Философия. Основные идеи и принципы. Популярный очерк. Под ред. А.И.Ракитова. М., 1994.
8. Этика Канта и современность. Рига: Автос, 1989
9. Иммануил Кант «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов», «Религия в пределах только разума», «Об изначально злом в человеческой природе».