Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:53, реферат
Религия занимает особое, совершенно уникальное место в системе культуры. Религиозное сознание несомненно подвержено влиянию современной ему культуры, но, с другой стороны, само оказывает значительное воздействие на культурную динамику в обществе. В последние века много говорилось об «иллюзорности» религии, и следовало бы ожидать, что в эпоху научно-технического прогресса религия обречена на «вымирание». Однако факты говорят о том, что религия по-прежнему играет важную роль в жизни множества людей. Каждому человеку свойственно стремление поиска смысла жизни, который дал бы ему возможность познать как самого себя, так и свое место в мире.
Введение. ………………………………………………………………………….3
1. Культура и религия………………………………………………………………4
1.1. Религия как подсистема культуры…………………………………………...8
2. Культурологический смысл Святых писания (Библии и Корана)……………13
Заключение……………………………………………………………………….22
Использованная литература…………………………………………………….23
Содержание
Введение. ……………………………………………………
1. Культура и религия……………………………………………………………
1.1. Религия как подсистема культуры…………………………………………...8
2. Культурологический смысл Святых писания (Библии и Корана)……………13
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература……………………………………………………
Введение
Религия занимает особое, совершенно уникальное место в системе культуры. Религиозное сознание несомненно подвержено влиянию современной ему культуры, но, с другой стороны, само оказывает значительное воздействие на культурную динамику в обществе. В последние века много говорилось об «иллюзорности» религии, и следовало бы ожидать, что в эпоху научно-технического прогресса религия обречена на «вымирание». Однако факты говорят о том, что религия по-прежнему играет важную роль в жизни множества людей. Каждому человеку свойственно стремление поиска смысла жизни, который дал бы ему возможность познать как самого себя, так и свое место в мире. И в этом поиске одни обращаются к науке, другие – к материальным благам, третьи – к искусству, многие же – к религии. Таким образом, религия – это реальный социокультурный феномен, чрезвычайно важный для любой культуры. Существование религии обогащает всю систему культуры в целом.
1.Культура и религия
Культура и религия
слитны с самого начала
Общество меняется несравненно быстрее, нежели религия. Благодаря своей проницаемости едва ли не во все сферы жизни, особой традиционности и инерционности, она выступает консервативным, сохраняющим началом общественной жизни и культуры. В ней немало реликтов, и все же в сфере культуры религию символизирует не архив - хранилище древностей, но именно действующий, питаемый реалиями прошлого и современности храм. В религии органически сплетено сакральное (сверхъестественное) и священное (особенно чтимое). На ранних этапах развития человечества власть религии особенно выходила за ее непосредственные границы. Вплоть до позднего Средневековья Церковь охватывала едва ли не все культурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией. Эти учреждения культуры вызваны к жизни практическими нуждами общества, но их истоки находятся в лоне Церкви и во многом именно ею вскормлены.
Пожалуй, сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса. Повсеместно быт и традиции формирующегося этноса, его язык и предания, даже сам строй национального мышления, окрашены верованиями предков. Их очаги, жилища, могилы составляли единое целое с жертвенниками. Первоисточник этнического самосознания - не только кровное родство, совместный труд и общежитие, но и общие ритуалы на святилищах. В язычестве особенно глубоки корни сознания и подсознания этноса. Их питало единство представлений и обрядов тотемизма, культа предков, героев и вождей племени. Глубинные языческие корни этносов во многом определили облик позднее складывавшихся локальных религий и цивилизаций, неповторимое и консервативное своеобразие национальных культур. Религиозное (в том числе языческое) наследие этносов стало одним из компонентов глобальных цивилизаций Запада и Востока. Правда, развитая цивилизация Запада, прошедшая школу реформации и рационализма, в значительно меньшей мере окрашена религиозным (не только христианским, но и языческим) началом. В культуре же Востока религиозное и светское и поныне настолько тесно взаимосвязано, что почти неотличимо. Что же до России (Евразии по своим истокам и географическому положению), то ее культура, пожалуй, богаче большинства западных государств проявлениями язычества.
По всей видимости, религиозное начало - наиболее стойкое ядро национальной культуры в трагические периоды истории этноса (такие, например, как османское иго в Болгарии, разделы Польши). «Вера отцов» в особенности консолидирует нацию в испытаниях диаспоры (рассеяния, вынужденного проживания этноса вне родины).
Сплетённость религиозного и национального в культуре этноса - явление общечеловеческое. Его надо воспринимать как объективную данность. Но вместе с тем неправомерно сводить национальные особенности культуры лишь к религиозному началу, отождествлять духовное возрождение нации со всеобщим воцерковлением. Культура каждого этноса обязательно включает и светские начала. Чем выше его религиозность - тем сильнее начала религиозные, чем влиятельней секуляризационные процессы - тем сильнее начала светскости и свободомыслия в культуре народа. Церковь оставляет вехи в материальной культуре народа монастырским производством, храмовым строительством, изготовлением культового убранства и облачения, печатанием книг, наследием иконописи, фресок. Но в еще большей мере она оставляет след в духовности народа, т. е. в его самосознании, идеалах, моральных и художественных достояниях. О Церкви как о вместилище ранних учреждений культуры уже сказано выше. Здесь же отметим непосредственное и глубокое воздействие Церкви на сознание народа вероучением и ритуалом, музыкой богослужений и проповедью, исповедью и другими средствами психологического и нравственного влияния на паству. Пожалуй, никто из исследователей не отрицал сильнейшего воздействия религии на культуру. Делая акцент на негативные аспекты такого влияния, Ф. Энгельс, тем не менее, назвал христианство «революционнейшим элементом в духовной истории человечества». Особое воздействие христианство оказало на западную цивилизацию. Ее часто так и именуют «христианской цивилизацией», хотя не все в ней, разумеется, определено этой религией. Именно здесь родилась наука и философия как теория, а рационализм стал характернейшей для Запада культурной традицией. Именно тут (особенно благодаря христианству!) человек впервые осознает себя как личность. Здесь осуществлялись грандиозные социальные революции, складывались новые формы общежития, стремительно развивалась техника, формировались институты демократии и распространялись по планете.
Прогресс культуры невозможен без
смены привычной для многих парадигмы:
противостояния и потрясения - двигатели
прогресса. Согласие, сотрудничество,
терпимость к различным позициям мировоззрения
(толерантность) - вот, без чего нельзя
спасти культуру человечества, обеспечить
ее будущее. То, что объединяет верующих
и неверующих, неизмеримо важнее того,
что разделяет их мировоззрение. Общность
истории, национальной судьбы, заботы
о выходе из кризиса нашего государства
и преодолении глобальных опасностей
- что может быть более значимо для всех
людей, независимо от их отношения к религии
и свободомыслию?! Эта общность проясняется
в терпеливом диалоге. Только диалог ведет
к взаимопониманию, смене устаревших парадигм,
побуждает к сотрудничеству во имя спасения
культуры и будущего человечества. Религия
занимает особое, совершенно уникальное
место в системе культуры, тем более в
системе культуры современной, казалось
бы, информационной и «секуляризированной».
В последние века много говорилось об
«иллюзорности» религии, и следовало бы
ожидать, что в эпоху научно-технического
прогресса религия обречена на «вымирание».
Однако факты говорят о том, что религия
по-прежнему играет важную роль в жизни
множества людей. Каждому человеку свойственно
стремление поиска смысла жизни, который
дал бы ему возможность познать как самого
себя, так и свое место в мире. И в этом
поиске одни обращаются к науке, другие
– к материальным благам, третьи – к искусству,
многие же – к религии. Религиозное чувство
настолько присуще людям, что некоторые
философы даже определяют человека как
«homo religiosus». Таким образом, религия – это
реальный социокультурный феномен, чрезвычайно
важный для любой культуры. Исходя из этого,
нас не будут интересовать проблемы происхождения
религии, требующие особого рассмотрения;
нам достаточно самого факта существования
феномена религии. Попробуем определить,
какое же место занимает религия в системе
культуры, возможен ли ее объективный
анализ и, наконец, каковы особенности
современной религиозности.
1.1. Религия как подсистема культуры
Религиозное
сознание подвержено влиянию
современной ему культуры, но, с
другой стороны, само
В самых
общих чертах можно выделить
следующие элементы в
а) религиозное сознание (в котором существуют различные уровни: идеологический, ментальный, архетипический, рациональный, эмоциональный, и т.д.);
б) религиозная
деятельность (практически-духовное
освоение мира, включающее в себя
как культовые, так и
в) религиозные
отношения (предписываемые
г) религиозные
институты и организации (
Нетрудно заметить, что подобные элементы (сознание, деятельность, отношения, институты) характерны для любой подсистемы культуры. Между тем, уникальность феномена религии не вызывает сомнения и, на наш взгляд, определяется именно религиозным сознанием. Наверное, большинство согласится с весьма широким определением, что религия – это в первую очередь духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера. Поскольку понятие «религиозное сознание» довольно расплывчатое, воспользуемся более конкретным термином «религиозная картина мира».
Тяга многих людей к религии объясняется тем, что в системе культуры религия выполняет очень важные функции:
-спасительно-компенсаторную
(религия дает надежду на
-коммуникативно-интегративную (благодаря религии происходит общение и объединение людей);
-мировоззренчески-регулятивную (религия дает определенное объяснение мира, на основе которого создаются определенные нормы и ценности).
Кроме того, выделяют и т.н. латентные функции религии, невыразимые в словах, когда религия воспринимается как дающая возможность существования в мире. Таким образом, существование религии обогащает всю систему культуры в целом. Если отказать религии в праве на существование (а такие попытки в истории неоднократно предпринимались), тем самым культура лишится своих важнейших функций. Функции религии так же могут частично переходить к другим подсистемам культуры, менее для этого приспособленным. Например, к искусству или науке. С развитием общества происходит рационализация и латентных функций религии, когда религиозные институты начинают ориентироваться не на духовные, а на материальные ценности. И в этом случае искусство парадоксальным образом становится более религиозным, чем сама религия, поскольку оно противопоставляет художественно-символическое, эстетическое мировосприятие бюрократическо-деловому клерикальному подходу. Но обычно наука, искусство, хотя и относятся к духовной сфере, все же значительно уступают религии в обращенности к «предельному». Поэтому свои функции в системе культуры религия успешно выполняет уже многие тысячи лет, являясь обязательной составляющей любой культуры.
В религии как социокультурном явлении, можно выделить две основных составляющих:
а) исторически
сложившуюся «сакральную»
б) «социокультурную»
составляющую, не противопоставляемую
сакральной, но напрямую связанную
со всеми общественными и
Соотношение между этими составляющими не остается постоянным, и основной долговременной тенденцией является увеличение доли второй (т.н. «секуляризация»). В религии можно выделить следующие течения:
- традиционалистские (для которых характерно неприятие современной культуры);
- модернистские (пытающиеся
приспособить религию к
Информация о работе Культурологический смысл Святых писания (Библии и Корана)