Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:21, реферат

Краткое описание

Ключевой фигурой в русской культуре является крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко - филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.

Содержание

Введение 3
1. Теория всеединства 5
2. Применение принципа всеединства в гносеологии 8
3. Культурная эстафета 10
Заключение 12
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история культурологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

Межфакультетская кафедра гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «История культурологии»

 

 

 

Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 2 курса

Группы к-124

Кузнецовой А.А.

Преподаватель:

Карнаухова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013г. 

 

 

Содержание.

Введение                                                                                                                                              3

1. Теория всеединства                                                                                                                5                                                                                                                                                                                                                                                      

2. Применение принципа всеединства  в гносеологии                                          8                                     

3. Культурная эстафета                                                                                                           10

Заключение                                                                                                                                     12

Список  литературы                                                                                                                   13 

Введение

Ключевой фигурой в  русской культуре является крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко - филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.

В противовес казенному  псевдопатриотизму философ так  определил свое жизненное кредо: "Оправдать веру наших отцов, возведя  ее на первую ступень разумного сознания; показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою истиною, - вот общая задача моего труда".

В сочинениях Соловьева  вся его философическая система  пронизана, в каком направлении  и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции "мирового разума", Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую философскую школу, отличительной чертой которой, - так же как и у марксистов, но на совершенно иной основе, - было не созерцание, а активное отношение к действительности. Фраза Соловьева "Пришло время, не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразить его" поразительно напоминает хрестоматийное высказывание К. Маркса в "Тезисах о Фейербахе": "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Однако активность марксизма - ленинизма питалась идеей материализма и революционного насилия, а соловьевская концепция философии основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской заповеди, "любить все другие народы, как свой собственный". И хотя сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно представить себе, насколько сохраннее и богаче была бы наша культура, победи в ней не разрушительные силы большевизма, а заветы Соловьева и его последователей, объединенных так называемой философией всеединства и стремившихся не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех народов мира.

Философическая теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих  философов V - IV вв. до н.э., как: "И из всего одного, и из одного все" (Гераклит); "Все едино, единое же есть Бог" (Ксенофан); "Во всем есть часть всего" (Анаксагор) и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX - XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей "способности", т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры В.С. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать. Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия нашего века в России сложилась целая школа его последователей, в которую вошли такие известные философы, как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, составившие славу русской немарксистской философии.

 

 

 

 

 

 

 

Теория всеединства

Сам В.С. Соловьев так  сформулировал суть теории всеединства: "Всеединство, по самому понятию  своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным". При этом философ призывает различать два вида всеединства - истинное и ложное: "Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них как полнота бытия". Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.

Так, Соловьев следующим образом  объясняет одно из его проявлений в природе: "Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержит в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела". Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.

Философия всеединства легко применима и к жизни общества "Как бы то ни было... - пишет Соловьев, - требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которой мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии". В этой связи философ призывал человеческую личность не "подчиняться" общественной среде и не "господствовать" над нею, а быть с нею "в любовном взаимодействии", "служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения" не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества. В самом деле, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии, резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов разобщения людей.

Требование всеединства для  отечественной культуры и для  самого существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда "единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех", должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и добивались соратники Соловьева применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое "подавляет или поглощает входящие в него элементы" (сословия, классы и народы) то за примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.

В известной работе "Русская  идея" (1888 год) Соловьев прежде всего  стремился ответить на вопрос: каков  смысл существования России во всемирной  истории? Рассматривая человечество как "великое собирательное существо", "социальный организм", живые члены  которого представляют собой различные нации, Соловьев считал, что специфическая функция России в этом организме -способствовать осуществлению в мировом масштабе идеи теократии - некоего "вселенского христианства", свободного от односторонности и религиозного догматизма, как Востока, так и Запада. Исходя из представления о Церкви как о "живом теле Христа, для которого все люди равны и "нет ни эллина, ни иудея", Соловьев выводил необходимость органического всемирного братства народов, объединенных верой и исключающего любые проявления и национализма, и космополитизма. Видя в национализме эгоизм, а в космополитизме - отречение народа от собственной данной ему Богом души, Соловьев в то же время говорил, что "национальные различия должны пребыть до конца веков", хотя высший смысл существования наций "не лежит в них самих, но человечестве". Если перевести мысли русского философа на язык современной геополитики, то всемирно - историческая миссия России состоит в том, чтобы бескорыстно поставить на службу многочисленным евразийским народам свою высокую материальную и духовную культуру, весь свой государственный опыт, не требуя ничего взамен, уважая их самобытность и тем самым, способствуя сохранению истинного, а не ложного, единства огромной страны, ныне, по выражению того же Соловьева, раздираемой "эпидемическим безумием национализма". Призывая в духе христианства любить все другие народы как свой собственный, Соловьев учил, что ниспосланная свыше миссия любой великой державы заключается не в ее исключительности и господстве, а в том, чтобы служить другим, более слабым народам, а, следовательно, всему человечеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение принципа всеединства в гносеологии

Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии (теории познания) на первый взгляд кажется  чисто философским и не имеющим  прямого отношения к культуроведению. Однако, как мы увидим далее, от того, каким образом человек стремится  познавать мир, во многом зависит судьба отдельных обществ и человечества в целом. В.С. Соловьев обосновывал и развивал мысль о том, что наиболее полное и адекватное представление о мире ("истинное", "цельное" знание о нем) возможно лишь на путях органического синтеза (единства) таких форм общественного сознания, как религия, философия и эмпирическая наука. В совокупности они образуют "свободную теософию" - мыслительную деятельность, которой себя и посвятил Соловьев. В этой триаде богословия, философии и научного знания высшей формой, по мнению "всеединцев", была вера, откровение, ниспосланные Богом, хотя сам Соловьев и выступал против "слепой веры", не подкрепленной данными науки. Вера не враждует со знанием, напротив, сплошь и рядом сливается с ним, переходит в него. Выступая не против разума, а в союзе с ним, она - "особое ясновидение сердца". "Точные знания, метафизика и религия должны находиться в некотором гармоническом отношении между собой, установление такой гармонии и составляет задачу философии каждого времени", - утверждал С.Н. Булгаков. По словам В.С. Соловьева, к истине -цели "свободной теософии" - можно идти, отправляясь от ее любой составной части. Сам он пришел к идее всеединства через философию, С.Н. Булгаков, - руководствуясь преимущественно верой, а П.А. Флоренский, особенно в последние годы жизни, тесно связывал свои теософские идеи с точными науками, в частности, предвосхитив семиотику.

Стремление к гармонии, органическому синтезу между  религией, философией и опытной наукой имеет огромное значение не только для судеб любой национальной культуры, но и для человеческой цивилизации в целом. В первом случае оно способствует сглаживанию искусственного и гибельного противостояния между духовенством и творческой интеллигенцией, между "физиками" и "лириками", в конечно счете между "элитой" и "народом", разлад между которыми чреват революцией и гибелью культурных ценностей; во втором случае - позволяет нейтрализовать разрушительные последствия "чистой" науки, современной технократии, часто лишенных духовных тормозов и уже сейчас ведущих человечество к гибели. Стоит только вообразить, что было бы с нами, если бы научные гении типа Эйнштейна и Сахарова были бы одновременно и бездушными политиками- нигилистами типа Гитлера или Сталина! С этой точки зрения философия всеединства и в наше время представляется весьма актуальной.

В тесной связи с религиозным  характером учения Соловьева находится, и преобладание в нем нравственного  начала, хотя он и его последователи  много внимания уделяли как практическим научным изысканиям, так и вопросам эстетики. Подобно Паскалю и Канту, сего "категорическим императивом", Соловьев был убежден, что каждая душа "по природе - христианка". Лучше всего христианское мироощущение Соловьева было выражено им в таких строках:

Смерть и время царят  на земле,

Ты владыками их не зови.

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

В десятитомном Собрании сочинений В.С. Соловьева, изданном лишь в 1911 - 1914 гг., нет теоретических  работ, посвященных собственно культуре как предмету особого осмысления; однако все творчество философа буквально пронизано поисками ответа на вопрос: что есть Истина, Добро и Красота в их взаимосвязи и вселенском развитии, а ведь именно эти чисто человеческие идеалы и составляют содержание культуры. Соловьев собирался посвятить каждому из них особое исследование, но наиболее полно удалось ему это осуществить лишь в отношение Добра; отсюда - преимущественно нравственный пафос его творческого наследия ("Оправдание Добра", 1897).

 

 

 

 

Культурная эстафета

По Соловьеву, три "кита", на которых покоится наша нравственность, это свойственные человеку от природы чувства "стыда", "жалости" и "благоговения". При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческую совесть, которая стоит выше ума и делает человека венцом творения. Несомненно, что совестливый человек "человечнее" умного, который может быть и злым, и вредным, и опасным для других людей. Первые два чувства хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя совестливость и жалость, кажется, сдают свои позиции в условиях современной цивилизации с ее культом прагматизма и гедонизма и изощренными орудиями массового уничтожения (душегубки, разные формы геноцида).

Информация о работе Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)