Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:21, реферат
Ключевой фигурой в русской культуре является крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко - филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.
Введение 3
1. Теория всеединства 5
2. Применение принципа всеединства в гносеологии 8
3. Культурная эстафета 10
Заключение 12
Список литературы
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Межфакультетская кафедра гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «История культурологии»
Культурология В.С.Соловьева
(идея “цельного знания” и “
Студента 2 курса
Группы к-124
Кузнецовой А.А.
Преподаватель:
Карнаухова В.А.
Нижний Новгород
2013г.
Содержание.
Введение
1.
Теория всеединства
2.
Применение принципа
3.
Культурная эстафета
Заключение
Список литературы
Введение
Ключевой фигурой в русской культуре является крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко - филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 лет, стал преподавать в Московском и Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.
В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое жизненное кредо: "Оправдать веру наших отцов, возведя ее на первую ступень разумного сознания; показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою истиною, - вот общая задача моего труда".
В сочинениях Соловьева вся его философическая система пронизана, в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции "мирового разума", Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую философскую школу, отличительной чертой которой, - так же как и у марксистов, но на совершенно иной основе, - было не созерцание, а активное отношение к действительности. Фраза Соловьева "Пришло время, не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразить его" поразительно напоминает хрестоматийное высказывание К. Маркса в "Тезисах о Фейербахе": "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Однако активность марксизма - ленинизма питалась идеей материализма и революционного насилия, а соловьевская концепция философии основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской заповеди, "любить все другие народы, как свой собственный". И хотя сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно представить себе, насколько сохраннее и богаче была бы наша культура, победи в ней не разрушительные силы большевизма, а заветы Соловьева и его последователей, объединенных так называемой философией всеединства и стремившихся не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех народов мира.
Философическая теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V - IV вв. до н.э., как: "И из всего одного, и из одного все" (Гераклит); "Все едино, единое же есть Бог" (Ксенофан); "Во всем есть часть всего" (Анаксагор) и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX - XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей "способности", т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры В.С. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать. Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия нашего века в России сложилась целая школа его последователей, в которую вошли такие известные философы, как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, составившие славу русской немарксистской философии.
Теория всеединства
Сам В.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства: "Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным". При этом философ призывает различать два вида всеединства - истинное и ложное: "Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них как полнота бытия". Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.
Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе: "Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержит в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела". Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.
Философия всеединства легко применима и к жизни общества "Как бы то ни было... - пишет Соловьев, - требуется прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которой мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии". В этой связи философ призывал человеческую личность не "подчиняться" общественной среде и не "господствовать" над нею, а быть с нею "в любовном взаимодействии", "служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения" не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества. В самом деле, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии, резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов разобщения людей.
Требование всеединства для отечественной культуры и для самого существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда "единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех", должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и добивались соратники Соловьева применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое "подавляет или поглощает входящие в него элементы" (сословия, классы и народы) то за примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.
В известной работе "Русская
идея" (1888 год) Соловьев прежде всего
стремился ответить на вопрос: каков
смысл существования России во всемирной
истории? Рассматривая человечество как
"великое собирательное
Применение принципа всеединства в гносеологии
Вопрос о применении
принципа всеединства в гносеологии
(теории познания) на первый взгляд кажется
чисто философским и не имеющим
прямого отношения к
Стремление к гармонии, органическому синтезу между религией, философией и опытной наукой имеет огромное значение не только для судеб любой национальной культуры, но и для человеческой цивилизации в целом. В первом случае оно способствует сглаживанию искусственного и гибельного противостояния между духовенством и творческой интеллигенцией, между "физиками" и "лириками", в конечно счете между "элитой" и "народом", разлад между которыми чреват революцией и гибелью культурных ценностей; во втором случае - позволяет нейтрализовать разрушительные последствия "чистой" науки, современной технократии, часто лишенных духовных тормозов и уже сейчас ведущих человечество к гибели. Стоит только вообразить, что было бы с нами, если бы научные гении типа Эйнштейна и Сахарова были бы одновременно и бездушными политиками- нигилистами типа Гитлера или Сталина! С этой точки зрения философия всеединства и в наше время представляется весьма актуальной.
В тесной связи с религиозным характером учения Соловьева находится, и преобладание в нем нравственного начала, хотя он и его последователи много внимания уделяли как практическим научным изысканиям, так и вопросам эстетики. Подобно Паскалю и Канту, сего "категорическим императивом", Соловьев был убежден, что каждая душа "по природе - христианка". Лучше всего христианское мироощущение Соловьева было выражено им в таких строках:
Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
В десятитомном Собрании сочинений В.С. Соловьева, изданном лишь в 1911 - 1914 гг., нет теоретических работ, посвященных собственно культуре как предмету особого осмысления; однако все творчество философа буквально пронизано поисками ответа на вопрос: что есть Истина, Добро и Красота в их взаимосвязи и вселенском развитии, а ведь именно эти чисто человеческие идеалы и составляют содержание культуры. Соловьев собирался посвятить каждому из них особое исследование, но наиболее полно удалось ему это осуществить лишь в отношение Добра; отсюда - преимущественно нравственный пафос его творческого наследия ("Оправдание Добра", 1897).
Культурная эстафета
По Соловьеву, три "кита", на которых покоится наша нравственность, это свойственные человеку от природы чувства "стыда", "жалости" и "благоговения". При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческую совесть, которая стоит выше ума и делает человека венцом творения. Несомненно, что совестливый человек "человечнее" умного, который может быть и злым, и вредным, и опасным для других людей. Первые два чувства хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя совестливость и жалость, кажется, сдают свои позиции в условиях современной цивилизации с ее культом прагматизма и гедонизма и изощренными орудиями массового уничтожения (душегубки, разные формы геноцида).
Информация о работе Культурология В.С.Соловьева (идея “цельного знания” и “всеединства”)