Культурология Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Одним из результатов научно-технического прогресса в 20 веке можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человечества, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга наук и появлении на их стыке новых: биохимии, генной инженерии, технической физики, технической педагогики, биосоциологии, социальной психологии, экономической географии, экологии и т.п. Культурология рассматривается сегодня как интегративная научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, истории культуры, теологии культуры.

Содержание

Культурология, ее функции и сущность…………………………………………3
Культура древнего Рима…………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание:

Культурология, ее функции  и сущность…………………………………………3

Культура древнего Рима…………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурология, ее функции  и сущность

Одним из результатов научно-технического прогресса в 20 веке можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человечества, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга наук и появлении на их стыке новых: биохимии, генной инженерии, технической физики, технической педагогики, биосоциологии, социальной психологии, экономической географии, экологии и т.п. Культурология рассматривается сегодня как интегративная научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, истории культуры, теологии культуры. Базисом культурологического знания, ее истоком выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры. Культурология тяготеет к социогуманитарному знанию, однако в ней все чаще и чаще используются методы естественных и технических наук.

В различных областях современного социогуманитарного знания «вычленяются специфические культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни…» Культурология, таким образом, выступает «в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему»[1, c.10]. Культурологическое исследование нацелено на эмпирическое описание культуры; сравнительный анализ культур; межкультурную коммуникацию; изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре.

Культурология сегодня – становящаяся наука, не выделившаяся еще полностью  из тех дисциплин, на стыке которых  она возникает и формируется. В нее входят знания как социальной, так и культурной антропологии. В  рамках культурологической области исследований существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции отдельных мыслителей. «Культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой» [2, с.3]. Таким образом, культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологии и т.д.; изучает разумную человеческую форму существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметом становится содержание общественной жизни.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического  аспектов познания форм культурной жизни  и изучает культурные объекты и процессы. Современная культурология включает в себя как фундаментальные, так и прикладные исследования. Культурология развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных, естественных наук и гуманитарного знания. При этом все более усиливаются ее связи с частными науками о культуре.

Среди основных задач культурологического  исследования особо выделяют следующие:     

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;
  • исследование ментального содержания культуры;
  • выявление типов связей между элементами культуры;
  • исследование типологии культур и культурных единиц;
  • разрешение проблем социокультурной динамики;
  • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурология как результат  осмысления человечеством знаменательного  рубежа истории, обращаясь к прошлому культуры и человека, стремится предвидеть и осознать грядущие перемены, «которые, по-видимому, не оставят ничего из того, что на протяжении  тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики» [3, с.119].

В обыденной жизни мы встречаемся с понятием «культура» на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов, либо ассоциируется с вежливостью и образованностью. В публицистических штампах область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.

Очевидно также, что  прослеживается определенная сущностная связь между понятием «культура» и «культ». «Культура родилась из культа, Истоки ее сакральны..,»- писал Н.Бердяев. Н.Рерих понимал культуру как почитание света. Немецкий философ В.Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» от латинского глагола “colere”, что означает обрабатывать, возделывать (землю). Отсюда и произошло “cultus agri”- сельское хозяйство. Значение понятия “cultura” с латинского языка В.Вундтом переводится как забота, направленная на облагораживание жизни.

Современная научная  литература характеризуется быстрым  ростом числа определений культур. А.Кребер и К.Клакхон подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. А.Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже 250 определений. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно поэтому, по-видимому, оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной лапидарной фразой.

В философском и научном контексте генезис этого понятия отличается сложностью и многообразием подходов, что объясняется различием мировоззренческих и методологических позиций мыслителей и ученых, исследовавших феномен культуры, задачами тех дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложностью и многообразием самого явления культуры.

Функциональный анализ культуры предполагает наличие в  любом социуме аналогичных явлений, которые выполняют определенные функции.

Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем- то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу» [4, с.85] .

Если рассматривать  человека только как существо, стремящееся  к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция  культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создание адекватных механизмов защиты. Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и требует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза экологической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств культурной защиты – не только совершенствование техники безопасности – очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникаций являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Познавательная функция  культуры. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существует как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мере и самом себе.

Информационная функция  культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Нормативная функция  культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Однако не все в  культуре может быть объяснено с  помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура Древнего Рима

Ранняя римская  культура. Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была еще довольно примитивной. Однако, известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова и формы букв близки к греческим.

К этому же времени  относятся зачатки литературного  творчества. Памятники   древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли. Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т.п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху.

Для ранней римской религии  был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в  представлении древних римлян имели  своего духа, свое божество. Римская  религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культуры. Хранителями семьи и дома считались добрые духи – пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества – маны. Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий.

Культура раннереспубликанского Рима. К начальным векам республики относится зарождение римской литературы. Устное народное творчество, включающее в себя зачатки эпической поэзии, лирики и драмы, несомненно, существовало в Риме с незапамятных времен, однако образцы его до нас дошли в столь скудных отрывках, что мы скорее догадываемся, чем знаем о его существовании. Это объясняется тем, что римляне в тот период, когда у них пробудились литературные интересы, находились под влиянием эллинистической культуры и римские писатели обращались не столько к памятникам народного творчества, сколько к греческим образцам и канонам.

К устному народному  творчеству следует отнести религиозные  гимны, застольные песни и похоронные песнопения. Зародышем римской драмы  были шуточные стихи, часто непристойного характера, так называемые фесценнины, распевавшиеся во время народных празднеств после жатвы и сбора винограда. В начале IV века в Риме, по свидетельству Тита Ливия, впервые появились этрусские танцоры, имевшие, видимо, большой успех. Их римские подражатели вскоре стали сочетать танец с диалогом. Дальнейший путь развития драматического искусства  уже приводит к появлению «правильной» драмы по греческому образцу.

Что касается письменных памятников раннереспубликанского  периода, то, как они не скудны,  они все же свидетельствуют о некотором развитии римской поэзии и прозы. К таким памятникам должны быть прежде всего отнесены надгробные эпитафии (элогии), написанные старинным сатурническим стихом. До нас дошло несколько таких эпитафий на гробнице Сципионов, древнейшая из которых относится к началу III века. Первым римским поэтом традиция считает Аппия Клавдия, знаменитого цензора, который к тому же впервые начал литературно обрабатывать и издавать свои речи.

Информация о работе Культурология Древнего Рима