Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Уже с середины XX века мы наблюдаем смену парадигмы развития общества. От индустриального и пост-индустриального века, мы входим в век информационный, где обмен информаций, символами и знаками становится намного более важным, чем производство материальных ценностей. В связи с этим, во много раз усилился интерес, и, можно сказать, спрос, на науки околосоциальные, оперирующие производными от человеческого общения и формулирующие глобальные меж-национальные и меж-континентальные закономерности. А там где есть спрос, неизбежно возникает предложение, и первыми на новые потребности откликнулись западные ученые – появились свежие, и во многом практически направленные работы по социологии и философии, зародились современные психологические школы.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….…... 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Становление культурологии как науки………………….………....... 5
Предмет, методы и задачи культурологического исследования…………………………….……………………………...….……...... 8
Понятие культуры и ее роль в жизни общества………...…………. 11
ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция культуры И.Г.Гердера………………..………..………..14
Культурологическая концепция Ф.Ницше………...………...……..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..………………………………………….…...……23
ЛИТЕРАТУРА………………………………….………………….

Вложенные файлы: 1 файл

конечный результат.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

- исследование типологии  культур;

- эмпирическое описание  и анализ ментального (относящего  к мышлению) содержания культур;

- сравнительный анализ  культур;

- изучение процессов межкультурной  коммуникации [8, c. 10-11].

Культурология изучает не только культуру в целом но и отдельные, часто достаточно специфические  сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в  другие дисциплины занимающиеся изучением  различных сторон человеческого  общества. Культурология может изучать  любой предмет и даже явление  природы, если оно несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий  творческую энергию человеческого  духа. Проблемы современной культурологии  связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через  культуру, в том числе и чужую  культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого  способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать  наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основные методы изучения культурологии: 

  1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
  2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
  3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инновациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
  4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
  5. Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса. 
  6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
  7. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
  8. Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур [1, c. 90].

Культурология – комплексная наука. Имеет свою методологию,  предмет исследования, цели и задачи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие культуры и ее место в жизни общества.

Слово «культура»  в лексике каждого современного человека, мы употребляем это слово, не задумываясь о его значении. Но не многие из нас смогут дать определение слова «культура» с научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера». У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Мы употребляем это слово очень часто. И, тем не менее, смысл слова "культура" в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело – наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии "культура" должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас.

Термин культура восходит к латинскому слову «cultura» которое  означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте  под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые  вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность- единство культуры, человека и его  деятельности. Мир культуры, любой  его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных  сил, а как результат усилий самих  людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой [4, c. 65].

В настоящее время понятие  культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.

Культура не существует вне  человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором  он живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться  таковым. Образование, воспитание –  это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный  его предшественниками. Овладение  культурой может осуществляться в форме межличностных отношений  и самообразования. Огромна роль средств массовой информации – радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный  ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Выводы.

 Межпредметное исследование культуры послужило основой для зарождения такой науки как культурология. Становлению культурологии предшествовал длинный путь развития других наук. Первые попытки в анализе культуры были положены  английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом в XVII веке, а в следующие века этим вопросом занимались И.Г. Гердера, Э.Б. Тайлор, В.Освальд и др. Но самая значительная роль в обосновании специфики культурологии принадлежит американскому этнологу и культурологу Лесли Уайту, который обосновал культурологию как науку. В настоящее время, несмотря на то, что культурология заняла свое место среди других наук, ведутся споры по поводу ее научного статуса и предмета исследования.

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология  изучает не только культуру, но и другие дисциплины, занимающиеся изучением различных сторон жизни  общества. Предметом культурологии  является совокупность вопросов происхождения, развития и функционирования культуры, как специфической формы жизни  людей. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Задачи – изучение культуры.

Культура – это исторически  определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Человек в  процессе своей жизнедеятельности  осваивает опыт человечества т.е. культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

2.1. Концепция культуры  И.Г. Гердера

Развитием культурологической мысли в эпоху европейского Просвещения  занимался Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803).

В своем труде «Идеи к философии истории человечества» Гердер рассматривает свою культурологическую концепцию. В своем сочинении Гердер пишет: «Культура народа — это цвет его бытия, изящное, но бренное и хрупкое откровение его сущности». В этом определении Гердер показывает культуру как  результат деятельности человеческого рода на протяжении всей истории его существования. У Гердера есть и другое определение культуры, где он совершенно однозначно говорит о соотношении культуры с понятием «воспитание», предлагает вспомнить образ света и называет культуру результатом просвещения. Однако первому определению Гердер отдает явное предпочтение, ибо, отталкиваясь именно от него, он выстраивает свою концепцию.  Культура, по Гердеру, создается в процессе человеческой практики, преобразования природного и социального мира [11].

  Гердер показывает культуру прежде всего как результат человеческой деятельности, но также он обращает внимание на то, что она одновременно является и процессом. По его мнению, не существует культуры, которая оставалась бы неизменной на протяжении всех тысячелетий существования человеческого рода. По мере того как человечество продвигается по пути исторического развития, по мере того как растет «масштаб исторического действия» и расширяется поле приложения человеческих сил, изменяется и культура, которая становится более многогранной и сложной. Таким образом, можно говорить о культурном прогрессе, хотя этот прогресс скорее количественный, чем качественный. Гердер пишет: «Культура движется вперед, но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят. Были ли римляне мудрее и счастливее греков? Мудрее ли мы и счастливее ли римлян и греков?» [10, c.776].  На эти вопросы он отвечает отрицательно, ибо «природа человека остается неизменной; и на десятитысячном году от сотворения мира человек родится все с теми же страстями, что и на втором году, и он проходит весь круг своих благоглупостей и достигает поздней, несовершенной и бесполезной мудрости. Мы бродим по лабиринту, в котором наша жизнь занимает одну пядь, и поэтому нам все равно, есть у лабиринта выход или нет». Тем не менее культура развивается, однако следствием постоянно происходящих в ней изменений не является появление новых культур на каждом новом этапе движения на пути прогресса. Культура, по Гердеру, сохраняет свои базовые характеристики, что позволяет говорить о существовании целостных культур тех или иных наций и народов [2, с. 388].

Гердер в своих трудах пишет, что каждый регион обладает  культурными  чертами, которые подчеркивают его  оригинальность и представляют его  как этап развития человеческой культуры вообще. Анализируя европейскую культуру, Гердер выступал против европоцентристской идеологии и одновременно подчеркивает азиатское происхождение многих культурных феноменов. По его мнению, различные типы культуры не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы», так как это различие не качественное, а количественное. Единство человеческой культуры философ объясняет общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести истинную гуманность. Так в своем труде «Идеи к философии истории человечества» Гердер пишет: «Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны вести к ней. Все нужно воспитывать: разумная способность должна стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечения - благородной свободой и красотой, побудительные силы - человеколюбием...» [10, c. 887].

Гердер неоднозначно относится  к прогрессу культуры. Истории развития культуры свойственны взлеты и падения. Ни одной из культур никогда в истории человечества не было свойственно только поступательное прогрессивное развитие. Итак, культура, по Гердеру, изменяется, но, изменяясь, она сохраняет свои конституирующие характеристики, и ведущую роль в этом играет феномен преемственности. «Новая» культура, согласно мысли Гердера, отнюдь не отрицает «старой». Из последней она сохраняет все самое ценное, дополняя и развивая его. Закон преемственности, по Гердеру, действует не только внутри национальной культуры, но ему подчиняется и бытование культуры человеческого рода. Культурная традиция передается от одной нации к другой, и так возводится совместными усилиями различных этносов величественное здание культуры мирового сообщества.

Исследуя причины, обусловливающие возникновение и развитие культуры, Гердер касается роли географического фактора в формировании культуры. Он считает, что «все уходит в почву». Тип религии, форма государственного устройства и тип экономических отношений определяются прежде всего тем, где расположена та или иная страна, каков ее ландшафт и климат. Гердер обращает внимание на то, что народы, расположенные в одной климатической зоне, обладают весьма разной культурой. В доказательство он приводит различия между образом жизни и духовным обликом абиссинцев и египтян, персов и арабов. Из этого он делает вывод, что не только местоположение страны, но и какие-то другие факторы детерминируют тип культуры. В качестве одного из таких факторов Гердер называет разделенность территории естественными рубежами (морями, горами), тонко подметив, что именно по этим рубежам проходят линии раздела между культурами. Гердер особо подчеркивает роль морей, которые, по его мнению, являются не только разъединителями, но и объединителями народов. Он приводит пример Средиземного моря, которое стало подлинным мостом, по которому, как он пишет, «переходила в Европу культура древности и Средневековья» [16, c. 98].

Информация о работе Культурология как наука