Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 23:41, контрольная работа
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры.
· Благодаря ей мы можем очертить границы человеческой уникальности - только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира.
· Субъект культуры присутствует лишь тогда, когда заявляет о себе Человек культурный, и наоборот.
· То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры.
Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех чертах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое, то есть культурное.
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура — это подкультура или культура в культуре.
Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием "базовой" культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура" (например, некоторые молодежные субкультуры).
Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.
К субкультурам относятся также маргинальные культуры. Маргинальность — понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами. Первоначально этот термин использовался для обозначения социально-психологических последствий неполной адаптации мигрантов из сельских районов к требованиям городского образа жизни. Впоследствии термин приобрел более широкое значение. К маргинальным, например, относят "культурные гибриды", оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию.
Вопрос 7
Ценности и нормы культуры. Аксиологический подход.
Я думаю, что такие понятия как жизненные ценности и нормы являются основой культуры и имеют большое значение в жизни каждого человека.
Хоть ценности и имеют общее основание с нормами, но эти понятия все-таки разные. А различие между ними выражается таким образом: нормы – это правила поведения, а ценности – это абстрактные представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное.
Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Например, жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество.
Но это вовсе не значит, что они у каждого человека одинаковые.
Кто считает наивысшей ценностью искусство, честность и порядочность, для другого на первом месте стоят деньги и его карьера.
Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая система ценностей.
Я бы назвала ее основой. К таким ценностям можно отнести семью, брак и прочее.
Мы живем в XXI веке. Сейчас все стремительно меняется. Это касается и системы ценностей. Взять хотя бы семью, любовь.
Раньше к этому относились более серьезно. Сейчас же мало кого волнует любовь. Намного проще и быстрее свободные отношения.
Нормы показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.
Нормы поведения также отражаются в понятиях мораль и нравственность.
Американский социолог Уильям Грехэм Самнер (1840—1910)выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Но типология норм постоянно меняется и расширяется.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения.
Так за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а за нарушение других норм жесткие санкции — тюремное заключение, даже смертная казнь.
А нормы соблюдаются далеко не всегда. Нарушение этикета, ритуала беседы, бракосочетания, правил дорожного движения и даже убийство.
Культурная норма соблюдается тогда, когда человек заинтересован это сделать.
Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.
Например, сотрудник хочет получить повышение и он будет соблюдать дресс код, нормы общения с начальством. Также и со студентами. Нужен зачет – ходишь на пары, лекции, выполняешь домашние задания.
Подводя черту, хочу отметить, что нормы и ценности в каждой стране, культуре разные. То есть, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, а каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.
Аксиологический подход. Воспитание,
по существу, представляет собой социальную
деятельность, обеспечивающую передачу
ценностей от старшего поколения к младшему,
от взрослых к детям, от человека к человеку.
Ценности присваиваются человеком через
совместную с другими людьми деятельность.
Присвоение ценности – ключевой фактор
человечности, обеспечивающий устойчивость
всему личностному существованию. Присвоение
ценности через деятельность открывает
нравственное измерение в самой этой деятельности,
создает дистанцию между идеальной ценностью
и материальными формами деятельности
и, таким образом, обеспечивает моральную
рефлексию, пробуждает нравственное самосознание
– совесть человека.
Аксиологический
подход изначально определяет всю систему
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, весь уклад школьной жизни,
в основе которого – национальный воспитательный
идеал как высшая педагогическая ценность,
смысл всего современного образования
и система базовых национальных ценностей.
Система ценностей определяет содержание
основных направлений духовно-нравственного
развития и воспитания младших школьников.
Аксиологический
подход в воспитании утверждает человека
как носителя базовых национальных ценностей,
как высшую ценность, как субъекта, способного
к организации своей деятельности в мире
на основе духовных идеалов, нравственных
установок и моральных норм.
Аксиологический
подход позволяет выстроить на прочных
морально-нравственных основах уклад
жизни младшего школьника и, таким образом,
противостоять моральному релятивизму
социальной среды.
Вопрос 8
Культура как система знаков. Дописьменный, письменный.
Вопрос 9
Динамика культуры. Понятие культурного кризиса.
К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.
Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику.
К.-г. есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке.
В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.
В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов.
Причинами Д. к. являются:
адаптация к изменившимся внешним условиям
бытия сообществ; необходимость разрешения
накопившихся внутренних противоречий;
творческая инициатива отдельных личностей.
Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.
Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д.
В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени.
Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер.
Его не следует путать с понятием “культурные изменения”, которые предполагают любые трансформации в культуре.
Д. к. может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом.
Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы.
Д. к. внутри общества включает возникновение культурных явлений, их распространение, функционирование.
Вопрос 10
Культура и глобальные проблемы современности. Культура и цивилизация.
Глобальные проблемы представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.
Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер.
Таким образом, время возникн глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.
Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими.
Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные.
К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
возможность всемирной экологической катастрофы;
духовно-нравственный кризис человечества.
то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы.
Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США.
Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху.
Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария
Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности. Рождение нового человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизни человека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху все измеряется в материальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла. Но человек, живущий ради себя и не заводящий детей из соображений "экономии", совершает преступление против своей духовной сущности, против жизни в конечном счете.
Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.
СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., его можно также назвать и бичом XX в. Заболевание, обнаруженное в США в 1981 г., стало быстро распространяться по всей планете. Прежде всего, это происходило из-за половой распущенности современного "цивилизованного" человека и наркомании.
Еще быстрее в России распространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.
Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные.
Информация о работе Культурология как наука и учебная дисциплина. Предмет культурологии