Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:20, курс лекций
«Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.»
Воздействие принятия христианства на культуру и историю Руси можно охарактеризовать следующими тезисами:
В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки зрения психологии верований язычества и становление представлений о христианстве, преображались духовные и нравственные приоритеты. Церковь стала центром жизни общества, проповедовала новую идею, новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.
С момента принятия христианства Русь также вступает в эпоху освоения античного наследия, но не с помощью римских, лежащих уже около тысячи лет разрушенными ценностей, а с помощью культуры Греции, которая по большей части была сохранена Византией. Как пишет И. Экономцев, античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси2". С помощью Иоанна Дамаскина русский народ познакомился с философией и логикой Аристотеля. Обширно распространялись знания античности в таких науках, как астрономия, география, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. Православие на Руси некоторым образом сплотило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Миросозерцание Востока, которое было устремлено к Небу и пропитано духом гармонии античности, наложило свой отпечаток света, легкости и окрыленности в базу культуры Руси.
В официальной идеологии 30-40-х гг. понятие неотделимо от самодержавия. Оно предполагало отход от европейских форм государственности, которые развивались в России, начиная с Петра I. Самодержавие полностью отвергало идеал демократии и конституционализма. В противовес европейскому направлению развития государственной жизни оно подчеркивало особые национальные черты российского государства.
Принцип самодержавия
предполагал, что государство является
не столько организацией общества для
достижения благосостояния, как это рассматривалось
в европейских странах, сколько общенародной
целью. Принципы православия и самодержавия
для России были достаточно традиционными.
В начале 30-х гг. к ним был добавлен принцип
народности, который стал главным компонентом
формулы. Народность предполагала отказ
от космополитизма, который ярко проявлялся
в Александровскую эпоху. Национальные
ценности стали играть преобладающую
роль. Прежде всего это было направлено
против широкого распространения европейских
освободительных идей в России. Было и
позитивное содержание понятия народности:
развитие русской словесности, изучение
национальной культуры, распространение
идей патриотизма.
Вопрос 18
«Идеи русских
религиозных философов конца
ХIХ – начала ХХ в.»
В основе истории и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в целом и ее религиозно-идеалистическом направлении в частности. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии, так и религии. Особенностью русской религиозно-философской мысли является то, что ее носителями были не церковные иерархи, а свободные светские мыслители - А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Светская мысль формировала христианскую философию, не оглядываясь на авторитет иерархов официальной церкви и официального богословия. Стремление осознать и осмыслить сущность православия, основой которого является свобода духа, вызвало потребность создать православную, христианскую философию. Ее фундамент закладывает Киреевский, определив задачи русской религиозной философии. Хомяков и последующие мыслители возводят на этом фундаменте "философское здание".Среди основных проблем русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие.
Проблема христианской свободы, оригинальность решения которой в том, что свобода трактуется не как борьба за право индивида, а как свобода, реализуемая в соборной жизни, как ответственность во имя высшего достоинства и богоподобия человека.
Мессианское предназначение
России в мире, призыв к общему делу христианизации
мира, к активности человека в сохранении
преемственности поколений и устройстве
мировой жизни, социальной и космической.
Гуманизм как христианская человечность,
диалектика человеческого и божественного
в человеке, богочеловечество. Сущность
христианства и признание возможности
религиозного обновления, отношения христианства
к миру, культуре, современности.
Вопрос 20
«Русский протестантизм
и протестантизм в России»
Протестантизм
в России
одно из трех, наряду с католицизмом и
православием, главных направлений христианства.
Возникнув в первой четверти XVI в. в процессе
широкого антикатолического движения
Реформации в Германии и Швейцарии, протестантизм
быстро распространился по многим странам
Западной Европы. Россию, как страну православную,
это антикатолическое движение, естественно,
не затронуло, однако первые иностранцы-лютеране
появились в Москве и Новгороде Великом
еще при жизни М. Лютера. В числе социально-экономических
и духовных предпосылок постепенного
укоренения протестантизма на российской
почве находятся вызревание здесь товарно-денежных
отношений – предвестника и фундамента
буржуазного общества и духовный опыт
различных антицерковных движений, оппозиционных
господствующему православию «ересей».
Россия принимала приезжавших сюда иностранцев
из протестантских стран Европы не как
представителей иной веры, а как носителей
необходимых ей достижений западноевропейской
культуры и экономики: мастеров, специалистов
в различных областях знаний, культуры,
производства и военного дела, еще не получивших
развития в России, как обладателей капиталов
и агентов международных торговых связей.
Третьим заметным источником появления
протестантов в составе населения России
были пленные, которые по представлениям
того времени составляли едва ли не самую
ценную часть добычи. Пленных, владевших
какими-либо профессиями, расселяли в
Москве и других российских городах, какую-то
часть превращали в крепостных. Самым
многочисленным пополнением числа протестантов
в России были жители присоединенных к
ней территорий в результате войн с Ливонией
и Швецией. Протестантизм в России представлен
различными направлениями, церквами и
деноминациями. Лютеране и реформаты
(кальвинисты) появились в России уже в
первой половине – середине XVI века.
Вопрос 21
«Особенности
исламской культурно-
с расширением Российской
Империи ряд исламских народов
стал составной ее частью. Таким
образом, Россия состоялась как Евразийское
и христиано-мусульманское культурное
целое. Над этими проблемами и над самой
сутью учения Пророка Мухаммададумали
выдающиеся русские мыслители и писатели.
А поэты проникали в душу мусульманских
откровений и образов. ажнейшей особенностью
русской культуры и русской философской
и общественной мысли является глубокое
сомнение в применимости опыта западноевропейской
цивилизации для России и остального,
«не-западного» мира. В противопоставлении
Запада и Востока в России пытаются найти
место между ними. В результате этих процессов
в начале XIX в. в русской культуре, общественной
и философской мысли в той или иной степени
используются критерии цивилизационного
анализа Ислама и мусульманского общества.
Среди различных направлений русской
общественной мысли, занимавшихся мусульманской
проблематикой, можно выделить такие,
как религиозная философия, христианское
миссионерство, революционная демократия,
академическое востоковедение. В силу
целого ряда исторических, геополитических
и социокультурных причин интерес к мусульманской
проблематике носил в России не только
и не столько познавательный, сколько
в первую очередь практический характер.
Значение Ислама и необходимость его осмысления
признавали также и представители интеллектуальной
элиты - ученые, философы, писатели. Исламский
культурно-исторический материал имел
немаловажное значение для формирования
идеи особого российского пути, представления
о России как о связующем звене между Востоком
и Западом. Отсутствие теоретической возможности
исторического или религиозного оправдания
Ислама приходили в очевидное противоречие
с самим фактом существования Ислама и
мусульманского общества как исторического
и социокультурного явления.
Вопрос 22
«Буддизм в
России.»
В начале XVII в. тибетский
буддизм из Монголии проник на север
к бурятскому населению Забайкалья.
Вторая линия пришла непосредственно
из Тибета. В 1741 году императрица Елизавета
Петровна издала указ, согласно которому
в Бурятии признавалось существование
ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов
и 150 штатных лам. Эта дата считается датой
официального признания буддизма в России.
К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34
дацана. После ликвидации в конце XVIII века
Калмыцкого ханства "калмыцкая степь"
превратилась в один из административно-