Лекции культурно религиозное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:20, курс лекций

Краткое описание

«Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.»



Воздействие принятия христианства на культуру и историю Руси можно охарактеризовать следующими тезисами:


В Х-ХIII в. происходил сложный слом с точки зрения психологии верований язычества и становление представлений о христианстве, преображались духовные и нравственные приоритеты. Церковь стала центром жизни общества, проповедовала новую идею, новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.


С момента принятия христианства Русь также вступает в эпоху освоения античного наследия, но не с помощью римских, лежащих уже около тысячи лет разрушенными ценностей, а с помощью культуры Греции, которая по большей части была сохранена Византией. Как пишет И. Экономцев, античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси2". С помощью Иоанна Дамаскина русский народ познакомился с философией и логикой Аристотеля. Обширно распространялись знания античности в таких науках, как астрономия, география, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. Православие на Руси некоторым образом сплотило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Миросозерцание Востока, которое было устремлено к Небу и пропитано духом гармонии античности, наложило свой отпечаток света, легкости и окрыленности в базу культуры Руси.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы культ религ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В официальной  идеологии 30-40-х гг. понятие неотделимо от самодержавия. Оно предполагало отход от европейских форм государственности, которые развивались в России, начиная с Петра I. Самодержавие полностью отвергало идеал демократии и конституционализма. В противовес европейскому направлению развития государственной жизни оно подчеркивало особые национальные черты российского государства.

Принцип самодержавия предполагал, что государство является не столько организацией общества для  достижения благосостояния, как это рассматривалось в европейских странах, сколько общенародной целью. Принципы православия и самодержавия для России были достаточно традиционными. В начале 30-х гг. к ним был добавлен принцип народности, который стал главным компонентом формулы. Народность предполагала отказ от космополитизма, который ярко проявлялся в Александровскую эпоху. Национальные ценности стали играть преобладающую роль. Прежде всего это было направлено против широкого распространения европейских освободительных идей в России. Было и позитивное содержание понятия народности: развитие русской словесности, изучение национальной культуры, распространение идей патриотизма. 

Вопрос 18 

«Идеи русских  религиозных философов конца  ХIХ – начала ХХ в.» 

В основе истории  и духовного развития русского народа лежало христианское православие. Поэтому философия приобретает религиозный характер, что проявляется в русской философии в целом и ее религиозно-идеалистическом направлении в частности. Важнейшие философско-мировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального, веры и разума, смысла жизни, свободы, человека, смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии, так и религии. Особенностью русской религиозно-философской мысли является то, что ее носителями были не церковные иерархи, а свободные светские мыслители - А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Светская мысль формировала христианскую философию, не оглядываясь на авторитет иерархов официальной церкви и официального богословия. Стремление осознать и осмыслить сущность православия, основой которого является свобода духа, вызвало потребность создать православную, христианскую философию. Ее фундамент закладывает Киреевский, определив задачи русской религиозной философии. Хомяков и последующие мыслители возводят на этом фундаменте "философское здание".Среди основных проблем русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие.

Проблема христианской свободы, оригинальность решения которой в том, что свобода трактуется не как борьба за право индивида, а как свобода, реализуемая в соборной жизни, как ответственность во имя высшего достоинства и богоподобия человека.

Мессианское предназначение России в мире, призыв к общему делу христианизации мира, к активности человека в сохранении преемственности поколений и устройстве мировой жизни, социальной и космической. Гуманизм как христианская человечность, диалектика человеческого и божественного в человеке, богочеловечество. Сущность христианства и признание возможности религиозного обновления, отношения христианства к миру, культуре, современности. 

Вопрос 20 

«Русский протестантизм  и протестантизм в России» 

Протестантизм  в  России  одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Возникнув в первой четверти XVI в. в процессе широкого антикатолического движения Реформации в Германии и Швейцарии, протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. Россию, как страну православную, это антикатолическое движение, естественно, не затронуло, однако первые иностранцы-лютеране появились в Москве и Новгороде Великом еще при жизни М. Лютера. В числе социально-экономических и духовных предпосылок постепенного укоренения протестантизма на российской почве находятся вызревание здесь товарно-денежных отношений – предвестника и фундамента буржуазного общества и духовный опыт различных антицерковных движений, оппозиционных господствующему православию «ересей». Россия принимала приезжавших сюда иностранцев из протестантских стран Европы не как представителей иной веры, а как носителей необходимых ей достижений западноевропейской культуры и экономики: мастеров, специалистов в различных областях знаний, культуры, производства и военного дела, еще не получивших развития в России, как обладателей капиталов и агентов международных торговых связей. Третьим заметным источником появления протестантов в составе населения России были пленные, которые по представлениям того времени составляли едва ли не самую ценную часть добычи. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли в Москве и других российских городах, какую-то часть превращали в крепостных. Самым многочисленным пополнением числа протестантов в России были жители присоединенных к ней территорий в результате войн с Ливонией и Швецией. Протестантизм в России представлен различными направлениями, церквами и деноминациями. Лютеране  и реформаты (кальвинисты) появились в России уже в первой половине – середине XVI века. 

Вопрос 21 

«Особенности  исламской культурно-религиозной  традиции России.» 

с расширением Российской Империи ряд исламских народов  стал составной ее частью. Таким  образом, Россия состоялась как Евразийское  и христиано-мусульманское культурное целое. Над этими проблемами и над самой сутью учения Пророка Мухаммададумали выдающиеся русские мыслители и писатели. А поэты проникали в душу мусульманских откровений и образов. ажнейшей особенностью русской культуры и русской философской и общественной мысли является глубокое сомнение в применимости опыта западноевропейской цивилизации для России и остального, «не-западного» мира. В противопоставлении Запада и Востока в России пытаются найти место между ними. В результате этих процессов в начале XIX в. в русской культуре, общественной и философской мысли в той или иной степени используются критерии цивилизационного анализа Ислама и мусульманского общества. Среди различных направлений русской общественной мысли, занимавшихся мусульманской проблематикой, можно выделить такие, как религиозная философия, христианское миссионерство, революционная демократия, академическое востоковедение. В силу целого ряда исторических, геополитических и социокультурных причин интерес к мусульманской проблематике носил в России не только и не столько познавательный, сколько в первую очередь практический характер. Значение Ислама и необходимость его осмысления признавали также и представители интеллектуальной элиты - ученые, философы, писатели. Исламский культурно-исторический материал имел немаловажное значение для формирования идеи особого российского пути, представления о России как о связующем звене между Востоком и Западом. Отсутствие теоретической возможности исторического или религиозного оправдания Ислама приходили в очевидное противоречие с самим фактом существования Ислама и мусульманского общества как исторического и социокультурного явления. 

Вопрос 22 

«Буддизм в  России.»  

В начале XVII в. тибетский  буддизм из Монголии проник на север  к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России. К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. После ликвидации в конце XVIII века Калмыцкого ханства "калмыцкая степь" превратилась в один из административно-территориальных районов царской России, подчиненный астраханскому военному губернатору. В связи с развитием международных связей России на востоке, и в частности для установления прямых связей царского правительства с теократическими правительствами Монголии и Тибета, в Петербурге, столице Российской империи, строится буддийский храм на средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии. Приблизительно с 1929 года можно говорить об антибуддийской компании. В партийной прессе и коммунистических справочных изданиях появились статьи, в которых, в сопровождении цитат генерального секретаря Сталина, говорилось о несовместимости буддизма и коммунизма. К 1935 году примерно треть дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства - бежавшего или репрессированного. Со смертью 13-го Далай-ламы в декабре 1933 года храм в Санкт-Петербурге (тогда - Ленинграде) лишился особенного статуса - официальные церемонии там больше не проводились. 24.8.1937 считается одним из самых чёрных дней в истории российского буддизма. Работники НКВД внезапно ворвались в здание храма и схватили всех, кто там находился. В эту же ночь большинство из них в главном здании КГБ Ленинграда по приговору "Тройки", знаменитого трибунала советской секретной службы, были осуждены и расстреляны на месте. В 1979 году Далай-лама совершает краткий визит в СССР. Однако советские власти тщательно наблюдают за тем, чтобы между ним и местными жителями не было никаких контактов. Весной 1988 года состоялась встреча советского президента с патриархом Русской Православной Церкви Пименом. Горбачёв пообещал сделать практические шаги в сторону возрождения религиозной свободы и свободы совести. России предстоит ещё пройти трудный путь, прежде чем она сбросит груз прошлого. Но, с другой стороны, семена Алмазного пути буддизма упали в исключительно благодатную почву. И если не будет возникать новых внешних препятствий (таких как смешные законы, ограничивающие религиозную свободу), Дхарма, несомненно, внесёт значительный вклад в стабилизацию российского общества.


Информация о работе Лекции культурно религиозное наследие