Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 16:04, реферат
Целью настоящей работы выступает изучение феномена Интернет – альтернативная сеть массовой коммуникации.
Задачи работы:
- проанализировать сущность, предмет, объект массовой коммуникации;
- изучить теории массовой коммуникации;
-рассмотреть особенности массовой коммуникации;
Введение 3
1. Специфика массовой коммуникации 5
1.1 Сущность, предмет, объект массовой коммуникации 5
1.2 Теории массовой коммуникации 7
1.3 Особенности массовой коммуникации 11
2. Массовые коммуникации в российском обществе 17
2.1 Взаимоотношения общества и средств массовых коммуникаций 17
2.2 Интернет – альтернативная сеть массовой коммуникации. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение 3
1. Специфика массовой коммуникации
5
1.1 Сущность, предмет, объект
массовой коммуникации 5
1.2 Теории массовой коммуникации
7
1.3 Особенности массовой коммуникации
11
2. Массовые коммуникации в российском
обществе 17
2.1 Взаимоотношения общества
и средств массовых коммуникаций 17
2.2 Интернет – альтернативная
сеть массовой коммуникации. 26
Заключение 32
Список использованной литературы
34
Бурное развитие информационно-коммуникационных
технологий в конце ХХ – начале XXI веков,
реалии формирующегося в России информационного
общества с неотложностью предполагают
поиск новых способов трансляции социокультурного
опыта и ставят перед учеными и научной
общественностью задачу адекватного объяснения
происходящих процессов, их возможной
прогностики. Фактор глобализации, интенсивность
воздействия массовой коммуникации изменили
коммуникативное поведение аудитории,
что предельно актуализирует проблему
развития субъективности в жизни современного
общества. Ведь возможность его поступательного
развития, как показывает практика последних
лет, зависит не только от темпов внедрения
в экономику той или иной страны рыночных
отношений, высокоэффективных технологий,
механизмов хозяйствования, но и от того,
насколько учитываются при этом коренные
интересы всех социальных групп, насколько
успешно и позитивно разрешаются на этой
основе социальные противоречия. В связи
с этим, предельно актуальной видится
проблема массовой коммуникации.
Информационное общество рассматривается
как эволюционное продолжение индустриального
общества, в котором наиболее высокими
темпами растут секторы, связанные с созданием
и потреблением информации, а новые информационные
и коммуникационные технологии, возникшие
в результате технологической конвергенции,
влияют на характер коммуникаций. Доступ
к информации выступает решающим фактором
организации демократического общества.
Производство, обработка и передача информации
становятся новой, мощной производительной
силой и значительно влияют на социальные,
экономические и политические процессы,
происходящие не только в России, но и
в мире в целом. Одновременно с преобразованиями
в социально-экономической и политической
сферах становление информационного общества
оказывает социальное, психологическое
и культурное воздействие на личность
и социум в целом. Вполне естественно,
что в период становления информационного
общества особую актуальность приобретают
вопросы теории и практики массовой коммуникации
и, особенно, ее новых высокотехнологичных
форм.
Целью настоящей работы выступает
изучение феномена Интернет – альтернативная
сеть массовой коммуникации.
Задачи работы:
- проанализировать сущность,
предмет, объект массовой коммуникации;
- изучить теории массовой коммуникации;
-рассмотреть особенности массовой
коммуникации;
- определить взаимоотношения
общества и средств массовых
коммуникаций;
- рассмотреть сеть Интернет
как средство массовой коммуникации.
1. Специфика массовой коммуникации.
1.1 Сущность, предмет, объект массовой
коммуникации.
Прежде всего, необходимо отметить,
что субъектами массовой коммуникации
выступают субъекты внедряемых ценностей,
то есть социальные общности, группы, стремящиеся
представить собственные ценности в качестве
общих для всего общества, и, соответственно,
свои оценки в качестве общезначимых,
свои социальные установки в качестве
общих для всех.
Объектом массово-коммуникационной
деятельности является массовое сознание.
Функцией массовой коммуникации как деятельности
является перенос, трансляция в массовое
сознание теми или иными социальными группами
определенного фрагмента продуктов специализированного
сознания в форме оценок определенного
вида явлений и фактов, актуальных с общественной
и временной точек зрения. С точки зрения системно-деятельного
подхода, сущность массовой коммуникации
постигаема только методами теоретического
анализа, в то время как исследование ее
со стороны явления, содержания и форм
предполагает также применение методов
эмпирических исследований, результаты
которых способствуют оптимизации функционирования
всей системы массовой коммуникации.Следует
подчеркнуть, что необходимо разграничивать
такие понятия, как «массовая информация»
и «массовая коммуникация». Эти понятия
не совпадающие и даже не пересекающиеся.
Информация существует практически везде
– как в природе, так и в социуме. Эта информация
существует объективно, то есть независимо
от нашего знания о ней. Коммуникация,
в свою очередь, является сугубо социальным
явлением и осуществляется посредством
различного рода информации. Другими словами,
информация есть средство актуализации
коммуникации как процесса, но не наоборот,
так как информация актуализируется в
сознании индивида самыми различными
средствами, например, наблюдениями за
окружающим миром. Коммуникация любого
вида предполагает, в отличие от информации,
наличие сознания. Смешение понятий информации
и коммуникации связано с тем, что социальная
информация, циркулирующая во всех уровнях
социума, также предполагает наличие сознания,
как впрочем, и все социальные процессы,
связанные с деятельностью человека. Следует
заметить, что функция воздействия на
аудиторию принадлежит не информации,
а коммуникации как социальному процессу,
реализующему данную функцию при помощи
информации. В этой связи будет корректным
при описании массово-коммуникационных
процессов использовать термин «средства
массовой коммуникации», или «массовых
коммуникаций», имея в виду множественность
технических каналов массово-коммуникационного
воздействия. Термин «средства массовой
информации» был основным при описании
массово-коммуникационной деятельности
в исследованиях советского периода. С
точки зрения современного уровня развития
социологии массовой коммуникации, применение
термина «средства массовой информации»
не является грубой ошибкой. Просто он
характеризует деятельность массовой
коммуникации со стороны явления, но не
сущности. Другими словами, массовая коммуникация
является нам как массово-информационная
деятельность, то есть сущность массовой
коммуникации проявляется посредством
массовой информации[52].
Массовая коммуникация
– процесс передачи информации с помощью
технических средств на численно большие,
рассредоточенные аудитории. Первым в
истории средством массовой информации
стала печать. Ее задачи менялись с течением
времени. Так, в XYI-XYII вв. господствовала
авторитарная теория печати, в XYII в. –
теория свободной печати, в XIX в. возникла
теория пролетарской печати, а в середине
ХХ в. появилась теория социально-ответственной
печати. Печать, с точки зрения восприятия
информации, более сложна по сравнению
с телевидением и радио. Газета менее оперативна,
чтение газеты требует определенных интеллектуальных
усилий. Но ее преимущество в том, что газету
можно читать практически везде. Согласно
социологическим опросам, утром предпочтительным
средством массовой коммуникации является
радио, так как в условиях дефицита времени
оно создает фон, дает информацию и не
отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее
телевидение, так как оно является самым
легким с точки зрения восприятия информации.
Появление и развитие технических
средств общения обусловило формирование
нового социального пространства – массового
общества. Данное общество характеризуется
наличием специфических средств связи
– средств массовой коммуникации. Бурное
развитие средств массовой коммуникации
в ХХ в. привело к изменению мировосприятия,
трансформации, «дегуманизации» культуры,
формированию нового виртуального мира
общения. Потребовалось теоретическое
осмысление феномена массовой коммуникации.
В теории массовой коммуникации выделилось
два основных направления[53]:
1. Человеко-ориентированный
подход, который поддерживал модель минимального
эффекта. Суть этого подхода в том, что
люди скорее приспосабливают средства
массовой коммуникации к своим нуждам
и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного
подхода исходили из того, что люди выборочно
воспринимают поступающую информацию.
Они выбирают ту часть информации, которая
совпадает с их мнением, и отвергают ту,
которая в это мнение не укладывается.
Среди моделей массовой коммуникации
здесь можно выделить: конструкционистскую
модель Вильяма Гэмсона; «спираль молчания»
Элизабет Ноэль-Нойман.
2. Медиа-ориентированный подход.
Этот подход основывается на том, что человек
подчиняется действию средств массовой
коммуникации. Они воздействуют на него
как наркотик, которому невозможно сопротивляться.
Наиболее видным представителем данного
подхода является Герберт Маршал Маклюэн
(1911-1980 гг.)[54]. Г. Маклюэн первым обратил
внимание на роль средств массовой коммуникации,
особенно телевидения, в формировании
сознания независимо от содержания сообщения.
На основании этого он сделал вывод, что
сообщением, передаваемым средством общения,
является само это средство. По мнению
Г. Маклюэна, телевидение - это не труба,
по которой можно передавать все, что угодно.
При передаче сообщения техническое средство
не нейтрально, а передает сообщению свои
свойства. Все, что передается по телевидению,
само становится телегенным. Телевидение,
собирая на экране все времена и пространства
сразу, сталкивает их в сознании телезрителей,
придавая значимость даже обыденному.
Привлекая внимание к тому, что уже произошло,
телевидение сообщает аудитории о конечном
результате. Это создает в сознании телезрителей
иллюзию того, что демонстрация самого
действия ведет к данному результату.
Получается, что реакция предшествует
акции. Телезритель, таким образом, вынужден
принимать и усваивать структурно-резонансную
мозаичность телевизионного изображения.
Телезрителю приходится соотносить разрозненные
сообщения между собой, формируя «шарообразный
космос мгновенно возникающих взаимосвязей».
На эффективность восприятия информации
влияют жизненный опыт телезрителя, память
и скорость восприятия, его социальные
установки. В результате телевидение активно
влияет на пространственно-временную
организацию восприятия информации. Деятельность
средств массовой коммуникации перестает
быть для человека производной от каких-либо
событий. Средства массовой коммуникации
начинают в сознании человека действовать
как первопричина, наделяющая действительность
своими свойствами. Происходит конструирование
реальности средствами массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации, таким
образом, формируют свое, мифологическое
пространство. Исходя из этого, Г. Маклюэн
на первый план выдвигает миф, как наиболее
органичный для человека, живущего в условиях
электронного окружения, способ восприятия
мира. В мифотворчестве функционирования
средств массовой коммуникации телевидение
воспринимается как вещь, порождающая
реальную телевизионную практику. Для
телевизионного поколения само собой
разумеющимися становятся убеждения,
что средства массовой коммуникации вездесущи,
всемогущи, всезнающи. Через средства
массовой коммуникации потребитель проникается
иллюзией собственной исключительности,
проницаемости, просвещенности. Однако,
усматривая в телевизионном поколении
позитивные установки, Г. Маклюэн довольно
пессимистично отзывался о его практических
достижениях. Телевизионное поколение,
по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны,
– творец настоящего, а, с другой, – его
жертва. Свою задачу в исследовании роли
средств массовой коммуникации Г. Маклюэн
видел в том, чтобы понять развитие элементов
культуры как совокупности средств общения.
Смена исторических эпох рассматривается
им как переворот в развитии культуры,
как смена типов коммуникации. Новое средство
общения, понимаемое Г. Маклюэном как технологическое
продолжение органов человеческого тела,
оказывает обратное воздействие на человека.
Полностью меняется весь сенсорный баланс
– соотношение органов чувств в восприятии
действительности, жизненный стиль, ценности,
формы организации общества. Так, если
эпоха племенного человека характеризовалась
стесняющим общение господством устной
речи, слиянием слова и дела, то распространение
книгопечатания привело к торжеству визуального
восприятия, формированию национальных
языков и государств, промышленной революции.
И в результате – к разобщающей людей
узкой специализации. Появляется индустриальный
человек, подверженный воздействию средств
массовой коммуникации. Современная эпоха,
по мнению Г. Маклюэна, начинается с появления
электричества. С помощью средств массовой
коммуникации электричество мгновенно
связывает людей до образования глобального
пространства, где все оказывается взаимосвязанным.
Любой участник общения имеет возможность
связываться с неограниченным числом
реципиентов. Средства массовой коммуникации
начинают выполнять функции идеологического,
политического влияния, организации, информирования,
просвещения, развлечения, поддержания
социальной общности[55].
1.3 Особенности массовой коммуникации
Основные параметры, отличающие
массовую коммуникацию от иных видов –
количественные. В то же время, вследствие
значительного количественного превосходства
(увеличение отдельных коммуникативных
актов, каналов, участников и т. п.) создается
новая качественная сущность, у коммуникации
появляются новые возможности, создается
потребность в особых средствах (передача
информации на расстояние, скорость, тиражирование
и т. п.).
Выделим следующие общие условия
функционирования массовой коммуникации:
- массовая аудитория (она анонимна,
пространственно рассредоточена, но делится
на группы по интересам и т. п.);
- социальная значимость информации;
- наличие технических средств,
обеспечивающих регулярность, скорость,
тиражированность информации, передачу
ее на расстояние, хранение и многоканальность
(в современную эпоху всеми отмечается
преобладание визуального канала). Массовость
как определяющая характеристика массовой
коммуникации создает, фактически, новые
сущности в коммуникационном процессе.
Участниками процесса общения считаются
не отдельные индивиды, а мифологизированные
собирательные субъекты: народ, партия,
правительство, армия, олигархи. Даже отдельные
личности предстают как имиджевые мифологемы:
президент, лидер партии, медиа-магнат
и т. п. Современные исследователи приходят
к выводу о том, что функция информирования
в массовой коммуникации уступает место
функции объединения, а вслед за ней –
управления, поддержания социального
статуса, подчинения и власти.
Проблема коммуникации и власти,
взаимной ответственности за сообщения
и их последствия становится определяющей
проблемой современного гражданского
общества.
Использование деятельностных
моделей коммуникации и дискурса, диалогического
подхода позволяет в бульшей степени учесть
разнообразные факторы, определяющие
речедействие в политическом, рекламном
и другом массовом дискурсе. При любой
степени массовости как со стороны источника
сообщения, так и со стороны получателя,
выясняется, что ответственным как за
создание текста, так и за конечную его
интерпретацию всегда является конкретный
пользователь языка, индивид со всей его
включенностью в языковую и социальную
среду[56].
Основные аспекты концепции
языка и власти французского социолога
П. Бурдье, автора теории праксиса, связаны
с признанием существования:
- разных языков и разного права
на речь – отсюда возможность цензуры
и квази-цензуры, т. е. узурпации преимущественного
права говорить в той или иной среде и
ситуации, сообщать новости, выносить
суждения;
- трех видов капитала: экономического,
культурного и символического, и – что
самое главное и иногда опасное – возможности
их взаимной конвертации; политический
лидер или продвигающая продукт на рынок
фирма стараются приобрести максимальный
символический капитал не ради искусства:
корпоративный имидж фирмы или государственный
пост позволяют легче пополнять капитал
первого типа;
- лингвистического рынка, где
символический товар позволяет получить
прибыль, отсюда – различные стратегии
поведения на этом рынке, связанные с различным
статусом в разделении символической
власти, различным правом на речь (агрессия;
снисхождение; пока редко наблюдаемое
взаимопонимание и взаимодействие; и совсем
уж фантастическое – возвышение адресата
отправителем сообщения).
Приемы осуществления целей
разноообразны:
- коммуникативная агрессия:
прямая (инвективы, обвинения, хамство,
символика партии вместо национальной
или государственной и т. п.) и косвенная
(кодовая): агрессивное навязывание лексики,
фразеологии, символики, а вместе с этим
– мировоззренческого блока (развитой
социализм, антитеррористическая операция
и др. эвфемизмы на службе власти, воспроизводящиеся
интертекстуальным механизмом);
- регулировка права
на сообщение: лишение слова как
агрессия (право принадлежит ведущему
собрание или лидеру) вплоть до
прямой или косвенной цензуры (запрет
определенных средств массовой информации
или создание фильтров); «внутренняя цензура»,
воспитывающаяся годами прямых запретов,
также воспроизводящаяся интертекстуальным
механизмом;
- постоянное воспроизводство
отношений властной иерархии, поддерживающее
эти отношения: снисходительный дискурс
«начальника» по отношению к подчиненным;
- мимикрия функций и участников
коммуникации: часто использование средств
коммуникации по прямому назначению, с
явными намерениями может навредить результату,
в этом случае коммуникант «притворяется».
Социальная значимость массовой
коммуникации заключается в соответствии
определенным социальным запросам и ожиданиям
(мотивированность, ожидание оценки, формирование
общественного мнения), воздействие (обучение,
убеждение, внушение и т. п.). В каком-то
смысле, лучше воспринимается то сообщение,
которого ждут[57].
Взаимоотношение источника
и получателя в массовой коммуникации
также приобретает качественно новый
характер. В качестве отправителя сообщения
выступает общественный институт либо
мифологизированный индивид. Получателем
являются целевые группы (target groups), объединяемые
по некоторым социально значимым признакам.
Задача массовой коммуникации – поддержание
связи внутри групп и между ними в обществе.
Фактически, такие группы могут создаваться
в результате воздействия массовых сообщений
(электорат новой партии, потребители
нового товара, клиенты новой фирмы).
Технические средства в массовой
коммуникации включают средства массовой
информации (СМИ: пресса, радио, телевидение,
интернет), средства массового воздействия
(СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература)
и собственно технические средства (почта,
телефон, телефакс, модем). Массовой коммуникации,
особенно в современную эпоху, свойственна
многоканальность: используются визуальный,
аудитивный, аудитивно-визуальный канал,
устная или письменная форма коммуникации
и т. п. Появилась техническая возможность
двунаправленной коммуникации, как открытой
(интерактивность), так и скрытой (реакция
слушателя или зрителя, поведение), взаимного
приспособление отправителя и получателей.
Поскольку и выбор каналов, и приспособление
осуществляются под влиянием общества
и групп получателей, иногда говорят: СМИ
– это мы сами.
Особенность массовой коммуникации
в том, что есть общего в разных способах
коммуникации (газета, кино, телевидение
или комикс). Индустриализация средств
коммуникации изменяет не только условия
приема и отправки, но и сам смысл сообщения,
то есть, тот блок значений, который задумал
передать автор, независимо от способов
распространения. Массовая коммуникация
появляется в то время, когда имеется[58]:
• общество индустриального
типа, внешне сбалансированное, но на деле
насыщенное различиями и контрастами;
• каналы коммуникации, обеспечивающее
ее получение не определенными группами,
но неопределенным кругом адресатов, занимающих
разное общественное положение;
• группы производителей, вырабатывающих
и выпускающих сообщения промышленным
способом.
Фактически, массовая коммуникация
– это условный термин: «все» не общаются,
на деле происходит общение между социальными
группами, укрепляющее или расшатывающее
существующую общественную структуру.
Видимо, именно эта функция (объединения,
социоцентрическая) и должна признаваться
главной в массовой коммуникации. В то
же время, по традиции, иерархию функции
массовой коммуникации начинают с информационной.
Так, выделяют информационную (обозрение
окружающего мира), регулирующую (воздействие
на общество и познание его через обратную
связь) и культурологическую функции (сохранение
и передача культурного наследия от поколения
к поколению). Ряд исследователей добавляют
развлекательную функцию. Также выделяют
группы теорий, ориентированных на преобладание
той или иной ведущей функции массовой
коммуникации: функция политического
контроля; функция опосредованного духовного
контроля; культурологическая функция.
Глобализация массовой коммуникации,
предсказанная сегодня выразилась в развитии
всемирной компьютерной сети Интернет.
Наличие возможности почти мгновенной
связи с одновременным использованием
визуального и аудиального канала, текстового
и невербального сообщения качественно
изменило общение. Появилось понятие виртуальной
коммуникации. В каком-то смысле, сама
сеть не является средством массовой информации,
ее можно использовать и для межличностной,
и для групповой коммуникации. В то же
время, те возможности, которые она открывает
именно для массовой коммуникации, свидетельствуют
о начале новой эпохи в развитии коммуникативных
систем.
Можно сказать, что коммуникация
в природе и обществе прошла следующие
стадии: тактильно-кинесическая у высших
приматов, устно-вербальная у первобытных
народов, письменно-вербальная на заре
цивилизации, печатно-вербальная после
изобретения книги и многоканальная, начинающаяся
в современный момент.
2. Массовые коммуникации в российском
обществе
2.1 Взаимоотношения общества
и средств массовых коммуникаций
Современная российская действительность
с убедительностью демонстрирует возможности
массовой коммуникации как средства формирования
«моделей» социальной реальности, как
важнейшего источника нормативных образцов,
циркулирующих в обществе
В настоящее время кардинальные
трансформации, определяющие в целом уникальность
современного этапа российской истории,
неминуемо отразились на особенностях
взаимоотношений государства, общества
и средств массовой коммуникации. Кроме
того, на пороге нового тысячелетия эти
отношения с неизбежностью оказываются
«вписанными» в современные процессы
глобализации.
Информация о работе Массовые коммуникации в российском обществе