Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:29, реферат
Своеобразное местное сырье и сложившийся за годы работы ассортимент заметно отличают изделия промыслов каждого региона. Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились творчески и организационно только в советское время. Но сравнительно с искусством обработки камня твердых пород в этих промыслах больше видна индивидуальность, самобытность традиций и ее связь с местной народной культурой.
Уральский камнерез
Хохломские изделия
Палех, Мстера и Холуй
Архангельское ткачество
Вышивка
Домовая (корабельная) резьба
Приёмы художественной обработки металлов
Красносельский ювелирный промысел
Русские художественные лаки
Чукотский костерезный промысел
Гжельская керамика
Художественная обработка камня
Литература
Художественная обработка камня
Уже в XI-XII вв. мастера-градодельцы
и каменотесы создавали произведения,
отличающиеся красотой и мастерством
технического исполнения (например, детали внутреннего убранства
храма св. Софии Киевской, диковинные рельефные
изображения птиц, цветов, львов, грифонов,
покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского
собора в г.Владимире, резной арочный фриз,
опоясывающий церковь Покрова-на-Нерли
близ Владимира). От XVII в. до нас дошли белокаменные
резные наличники Грановитой палаты Московского
Кремля, подоконники Теремного дворца
в Кремле, архитектурные детали церквей
в Останкине и в Филях, трапезной Симонова
монастыря в Москве и т. п.
При Петре I в Петергофе была основана
первая фабрика по производству облицовочных
материалов, идущих для нужд строительства
в Петербурге. Несколько позднее, в 1726
г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске)
была создана Шлифовально-гранильная
фабрика, а при Екатерине II - Колыванская
фабрика на Алтае.
Создание камнеобрабатывающих предприятий
на Урале и на Алтае было обусловлено,
с одной стороны, модой на камнерезные
художественные изделия как монументального,
так и камерного характера, с другой - огромными
запасами цветного поделочного камня,
месторождения которого были открыты
в этих районах.
Поделочными камнями называют породы
камней, применяемые в архитектуре при
отделочных работах и употребляемые при
изготовлении декоративно-художественных
изделий (драгоценные и полудрагоценные
камни к ним не относятся).
По степени сложности и трудоемкости обработки
в зависимости от механических свойств
и структуры камня различают твердый камень,
камень средней твердости и мягкий.
Твердые поделочные камни имеют показатель
твердости по шкале Мооса от 5,5 до 7, поверхность
их нельзя поцарапать ножом; камни средней
твердости имеют показатель твердости
3,5-4 и их легко можно поцарапать ножом;
мягкие камни, имеющие показатель твердости
1,5-2,5, также можно легко царапать ногтем
и резать ножом.
К твердым камням относятся яшма, орлец
(родонит), агат (халцедон), малахит, нефрит,
лазурит, жадеит, амазонский камень и др.
В группу камней средней твердости входят
мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки.
К мягким камням относятся гипс, селенит,
кальцит, серпентин, тальковый камень
и др.
На предприятиях Урала и Алтая изготовлялись
в XVIII в. архитектурные детали и колонны
для Зимнего дворца, мраморные плиты и
колонны для Мраморного дворца в Петербурге;
позднее выполнялся ряд заказов для Большого
Кремлевского дворца в Москве и детали
галереи из синего мрамора в Царском Селе
близ Петербурга.
Со второй половины XVIII в. одним из излюбленных
элементов украшения фасадов и внутренних
помещений дворцов у русской знати стали
декоративные вазы, преимущественно из
уральского камня: травянисто-зеленой
с волнообразными белыми полосами ревневской
яшмы; кроваво-красной с темными и белыми
прожилками орской яшмы, полосатой ямской
яшмы; розового с черными дендритами орлеца
(дендриты - кристаллы, напоминающие ветви
деревьев или хвою); темно-голубого или
синего с белыми и золотистыми вкраплениями
лазурита; темно-зеленого с узором в виде
концентрических овалов и лентообразных
тоновых полос малахита, о сложности добычи
и обработки которого сложены десятки
легенд: серо-зеленого прозрачного нефрита,
считавшегося в древности вечным камнем,
обладавшим чудесными свойствами; наконец,
порфира и мрамора различной окраски -
белого, серого, темно-зеленого, темно-красного
и черного.
Каменные вазы нередко достигали полутораметровой
высоты и имели до двух метров в диаметре.
Красота природного камня в них сочеталась
с красотой силуэта и усиливалась благодаря
пластической обработке поверхности и
наличию литых скульптурных деталей из
золоченой бронзы.
Над некоторыми каменными диковинами
мастера-каменотесы, гранильщики, шлифовальщики
работали десятки лет.
До рубежа XVIII-XIX вв. в камнеобрабатывающей
промышленности не было никаких механизмов
и всю обработку вели вручную.
Твердый камень сортировали по величине
кусков, окраске и рисункам и обивали.
Затем каменные болванки распиливали
на части пилой с подсыпкой под нее абразивного
порошка (абразивы - особо твердые материалы,
например корунд - углеродистое соединение
типа алмаза или искусственно изготовляемый
карборунд). Круглые отверстия в камне
высверливали при помощи трубки из мягкого
железа с тем же абразивом. Молоток, долото,
напильники-были основными инструментами
мастера-каменщика. Обработанные вчерне
изделия шлифовали тяжелыми чугунными
гладилками, под которые насыпали абразивный
порошок. Вовремя шлифовки поверхность
камня поливали водой; перетертые частицы
камня смешивали с абразивным порошком,
образуя так называемый шлам, его собирали
и снова употребляли для шлифовки.
После шлифовки каменное изделие подвергали
полировке. Перед полировкой все трещины
и поры в камне, оставшиеся после обработки,
тщательно заделывали подобранной под
цвет камня мастикой; камень промывали
водой и протирали тряпкой.
Для того чтобы придать готовому изделию
зеркальный блеск, его посыпали полировальным
порошком - крокусом или трепелом (крокус-абразивный
материал Fe2O4; трепел - кремневая горная
мука, состоящая из аморфного кремнезема
и измельченных скелетов микроорганизмов)
и терли "куклой" - войлочной подушкой.
Большое искусство требовалось от мастеров-каменотесов
при подборе камня по рисунку, что чрезвычайно
важно при работе с такими породами камня,
как рисунчатые яшмы, орлец, малахит.
В середине XVIII в. из среды уральских камнерезов
выдвинулся талантливый мастер Никита
Бахарев. Он был первым, кто пытался механизировать
добычу и обработку камня. Им были сконструированы
первые механизмы, которыми оснащались
вновь строящиеся гранильные и шлифовальные
фабрики.
В начале XIX в. техника обработки камня
была усовершенствована подмастерьем
Василием-Каковиным: он изобрел приводившийся
в движение водой механизм для распиловки
и сверловки больших камней. С этого времени
и вплоть до Великой Октябрьской социалистической
революции первичная обработка камня,
изготовление несложных по форме изделий
и полировка круглых вещей производилась
при помощи подобных механизмов.
В настоящее время на камнеобрабатывающих
заводах для распиловки камня служат полуавтоматические
резальные станки, на которых установлены
дисковые пилы или абразивные диски. Сверловка
твердого камня производится на сверловочных
полуавтоматах, шлифовка и полировка -
на шлифовально-полировальных станках.
Для вырубки гнезд и нанесения орнамента
на мрамор применяется травление соляной
кислотой. Ручной труд при обработке твердого
и полутвердого камня остался только там,
где особая сложность формы декоративной
вещи не дает возможности применить механизмы.
В начале XIX в. в связи с сокращением дворцово-усадебного
строительства значительно уменьшились
заказы на крупные изделия из цветного
поделочного камня. Монументальные декоративные
произведения камнерезного искусства
постепенно уступили место более камерным
вещам: письменным приборам, подсвечникам,
шкатулкам. Появляются табакерки, туалетные
вазочки и лоточки, кольца, серьги,, броши,
печатки, камеи из яшмы, сердоликов, агата.
После отмены крепостного права цветной
поделочный камень стали употреблять
только лишь как полуфабрикат для ювелирной
промышленности.
Вместе с тем в пореформенное время все
более широкое распространение получает
художественная обработка мягкого камня.
Мягкий камень, уступая твердому и полутвердому
в прочности и долговечности, также в достаточной
степени декоративен. Гипсовый камень
отличается большим разнообразием пород
и особой причудливостью окраски и узоров.
Кроме наиболее часто встречающегося
белого и белого с более или менее густым
серым или коричневатым узором камня,
попадается гипсовый камень золотистых,
нежно-розовых оттенков, зеленоватый,
напоминающий нефрит, с голубыми прожилками
и т. д. Кальцит ровного коричневатого
цвета бывает очень интересен в отдельных
декоративных предметах, особенно в анималистической
скульптуре. Сероватый или зеленоватый
в изломе серпентин при полировке становится
черным или темно-зеленым; комбинирование
полированных и неполированных участков
в одном и том же блоке камня открывает,
таким образом, очень большие художественные
возможности. Наконец, слоистый, полупрозрачный,
медово-желтый селенит, или, как его еще
называли, "уральский самоцвет", также
является очень интересным в декоративном
отношении материалом, встречающимся
только на Урале.
Обработка мягкого камня очень проста.
Он легко распиливается поперечной или
циркульной пилой. Художественные изделия
из заготовленных блоков выполняют при
помощи стамесок, рашпилей и других подобных
инструментов. Изделия из мягкого камня
шлифуют стеблями хвоща и полируют гашеной
известью и мыльной пеной. Легкость, доступность
обработки мягкого камня, его большие
запасы как на Урале, так и в других местах
способствовали широкому распространению
этой отрасли декоративного искусства
в народной среде.
Во второй половине XIX в. основным материалом
для изготовления художественных камнерезных
изделий в маленьких кустарных крестьянских
мастерских был селенит, из которого вытачивали
пасхальные яйца, рамочки для фотографий,
пепельницы в виде туфельки или листика.
В конце XIX - начале XX в. появляется мелкая
скульптура.
После революции 1917 года произошло следующее
разделение в камнерезном производстве:
добычей твердого камня и его обработкой,
требующей сложного заводского оборудования,
стала заниматься государственная промышленность,
а мягкий камень стали обрабатывать в
артелях промысловой кооперации, затем
- на предприятиях художественных промыслов.
В настоящее время предприятия по обработке
мягкого камня существуют во многих районах
Российской Федерации: в Свердловской
и Пермской областях, на Урале, в Архангельской
и Иркутской областях, в Краснодарском
и Красноярском краях. Здесь выпускают
туалетные лоточки, пепельницы, декоративные
настольные экраны и прессы для бумаг,
декоративные вазочки, анималистическую
скульптуру и фигурки людей в национальной
одежде, трактованные обобщенно, декоративно.
Изделия из мягкого камня часто обрамляют
металлом в виде полосок, располагающихся
по краям изделия, что придает им большую
прочность и декоративный эффект. При
этом применяется простой металл - латунь
или алюминий.
Художественной обработкой твердого камня
многие годы занимались заводы треста
"Русские самоцветы". Они изготовляли
шкатулки и ларцы из знаменитой темно-красной,
так называемой сургучной, из пестрой
"ситцевой" и других разновидностей
яшмы. Эти ларцы иногда были оклейными,
т. е. деревянную основу оклеивали пластинками
тонко распиленного цветного камня. Подарочные
ларцы и шкатулки иногда оправляли в серебро.
От прошлого века современные уральские
мастера унаследовали традицию изготовления
коробочек из камня с рельефной имитацией
на крышке кисти ягод - ежевики, малины,
клубники, смородины. Изготовляли также
из камня и настольные вазы с филигранным
обрамлением и штампованными металлическими
деталями. Из твердого и полутвердого
камня делали монументальные многопредметные
письменные приборы, которые в 50-х годах
были заменены каменными подставками
для авторучек. Изготовляли из твердого
и полутвердого камня и мозаичные панно
и портреты, иногда карты. Традиционным
видом камнерезных художественных изделий
из уральского камня являются так называемые
"горки". Такая горка представляет
собой сооружение в форме конуса высотой
15-40 см. На конусовидной основе с помощью
цемента крепятся образцы цветных поделочных
и драгоценных камней, встречающиеся в
природе. Камни даются в виде отдельных
кристаллов, сростков кристаллов или друз.
В какой-то мере этим способом имитируются
природные условия залегания камня. Горки
предназначаются для музеев, выставок,
минералогических кабинетов. Большое
распространение получили также коллекции
цветного поделочного камня в виде образцов,
собранных в специально оформленной коробке;
образцы поделочного цветного камня обтачивают
в виде яиц небольшого размера или плоских
прямоугольных бляшек.
Природные декоративные качества цветного
поделочного камня, неповторимость его
узоров, возможность варьировать калорит
и рисунок в изделиях, выполняемых даже
из одного и того же блока и имеющих одинаковую
форму, обусловливают отношение к этому
благородному материалу и к изделиям из
него, как к замечательным национальным
сувенирам. Менее всего роль таких сувениров
способны выполнить уже упомянутые коллекции
образцов камней. Вместо них должны появиться
декоративные предметы, украшающие полки
сервантов или книжных шкафов, а также
ювелирные изделия из цветного камня,
оправленного в серебро, в свою очередь
искусно обработанное руками потомственных
народных мастеров-ювелиров. Возрождение
былой славы цветного твердого поделочного
камня - важнейшая задача камнерезных
предприятий страны. Художественные изделия
из синего бадахшанского лазурита, изумрудно-зеленого
малахита, сургучной, орской, калканской
и другой яшмы явятся подлинными сувенирами,
призванными представлять национальную
художественную культуру и природные
богатства нашей Родины как внутри страны,
так и за рубежом.
Литература
Информация о работе Материалы в декоративно-прикладном искусстве