Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:27, контрольная работа
Для современного человека это может показаться, по меньшей мере,
странным. Но людям той эпохи это казалось абсолютно нормальным. Чтобы
понять, какие же причины двигали русскими меценатами, что было для них
главным в жизни, и была затеяна эта работа. А термин «меценатство»
употребляется здесь как синоним благотворительности, а не просто
покровительства искусствам, как можно было бы представить, если исходить
исключительно из рассмотрения этимологии слова, восходящей к древнему
Меценату, имя которого и стало нарицательным.
Введение.
1. Меценатство как явление
2. Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв.
3. Золотой век меценатства
4. Роль меценатства в развитии отечественной культуры
5. Заключение
6. Литература
Содержание.
Введение.
Введение.
В начале работы необходимо
разобраться с терминами и
понятиями. Под словом «меценатство»
я понимаю не просто выделение средств
на некие
добрые и гуманные дела, а такую благотворительность,
какую более всего
почитали в древней Руси. Как пишет В. О.
Ключевский, «… древняя Русь
понимала и ценила только личную, непосредственную,
благотворительность,
милостыню, подаваемую из рук в руку …
тайком от стороннего глаза». В
этом истинная благотворительность отличается
от спонсорства, когда
средства выделяются в обмен на что-то,
представляющее ценность для
дающего, обычно на рекламу. И именно так
понимали благотворительность
практически все русские меценаты. Некоторые
из них даже требовали
полного отсутствия упоминания о них где
бы то ни было. А некоторые
делали и вовсе анонимные пожертвования
до нескольких сотен тысяч рублей.
Для современного человека
это может показаться, по меньшей мере,
странным. Но людям той эпохи это казалось
абсолютно нормальным. Чтобы
понять, какие же причины двигали русскими
меценатами, что было для них
главным в жизни, и была затеяна эта работа.
А термин «меценатство»
употребляется здесь как синоним благотворительности,
а не просто
покровительства искусствам, как можно
было бы представить, если исходить
исключительно из рассмотрения этимологии
слова, восходящей к древнему
Меценату, имя которого и стало нарицательным.
На данную тему было найдено
достаточное количество литературы, но
наиболее полезными оказались следующие
работы: «Золотой век русского
меценатства» А. А. Аронова, «Коллекционеры
и меценаты в России» А. Н.
Боханова, «Москва купеческая: Мемуары»
П. А. Бурышкина, «В доме
Третьякова» В.П.Зилоти. Использованная
литература имеет
характер и авторских исследований на
данную тему, и автобиографических
работ. Каждый из этих типов представляет
интерес, так как вместе они
помогают с разных сторон подойти к проблеме,
рассмотреть ее. Для
наиболее качественного и полного исследования,
безусловно, необходимо
использовать все доступные виды источников,
а иначе вполне возможно
прийти к ложным выводам.
Что касается непосредственно
исследуемой темы, то мне представляется
наиболее интересным проследить истоки
возникновения такого в своем роде
уникального культурного явления, как
русское меценатство. Меценатство, на
мой взгляд, незаслуженно забыто отечественными
историками и культурологами, хотя оно
и оказало огромное влияние на
развитие отечественной культуры со второй
половины XIX века. Причины
этого «беспамятства» имеют свою основу
в идеологических установках
советской историографической школы.
За десятки лет они настолько
укрепились в сознании, что из всех меценатов
у нас помнят только П. М.
Третьякова, а С. Т. Морозов «проходит»
исключительно как «кровосос» и
безжалостный эксплуататор. В своей работе,
я попытаюсь раскрыть тему меценатства.
Меценатство. Символом меценатства
стал приближенный императора Августа,
древнеримский государственный
деятель Гай Цильний Меценат (родился
между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), чье
имя как покровителя науки
и искусства стало
Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.
Возвращаясь к истокам
культуры нашей страны, нельзя не вспомнить
о русских меценатах, поднявших
русскую культуру на более высокую
ступень развития. Русское меценатство
– это не просто единовременные
пожертвования на "благое дело"
Третьяковых, Щукиных, Мамонтова, Морозовых
и др., русское меценатство –
это настоящее явление в
Меценаты принимали деятельное
участие в развитии образования,
науки, искусства. Благодаря участию
просвещенных представителей российского
торгово-промышленного мира были созданы
Третьяковская галерея, Щукинское
и Морозовское собрания новой
западной живописи, Частная опера
С.И.Мамонтова, Московский художественный
театр и т.п. Московский предприниматель
П.Г. Шелапутин пожертвовал
С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. "Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты".
Как в центральных, так
и в провинциальных городах России
можно найти значительное число
проявлений актов благотворительности
и меценатства, забытых и известных.
Созданные на средства российских меценатов
памятники отечественной
Рассмотрим подробно
наиболее известных меценатов России.
С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича
было особого рода: он приглашал своих
друзей-художников в Абрамцево, зачастую
вместе с семьями, удобно располагал в
основном доме и флигелях. Все приезжавшие
под предводительством хозяина отправлялись
на природу, на этюды. Все это весьма далеко
от привычных примеров благотворительности,
когда меценат ограничивает себя передачей
определенной суммы на доброе дело. Многие
работы членов кружка Мамонтов приобретал
сам, для других находил заказчиков.
Одним
из первых художников к Мамонтову в Абрамцево
приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его
связывала духовная близость: увлечение
античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве
и Васнецов., именно ему обязан художник
своим знанием древнерусского искусства.
Тепло отеческого дома художник В.А. Серов
найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович
Мамонтов был единственным бесконфликтным
покровителем искусства Врубеля. Для очень
нуждавшегося художника нужна была не
только оценка творчества, но и материальная
поддержка. И Мамонтов широко помогал,
заказывая и покупая произведения Врубеля.
Так проект флигеля по Садово-Спасской
заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по
заказу Мамонтова выполнил грандиозное
панно для Всероссийской выставки в Нижнем
Новгороде: "Микула Селянинович"
и "Принцесса Греза". Хорошо известен
портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный
кружок был уникальным объединением. Также
хорошо известна Частная опера мамонтова.
Можно сказать
вполне определенно, что если бы все достижения
Частной оперы Мамонтова были бы ограничены
лишь тем, что она сформировала Шаляпина-
гения оперной сцены, то и этого было бы
вполне достаточно для самой высокой оценки
деятельности Мамонтова и его театра.
М.К.Тенишева
(1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным
человеком, обладательницей энциклопедических
знаний в искусстве, почетным членом первого
в России союза художников. Поражают масштабы
ее общественной деятельности, в которой
ведущим началом было просветительство:
ею было создано Училище ремесленных учеников(
под Брянском), открыто несколько начальных
народных школ, совместно с Репиным организованы
рисовальные школы, открыты курсы для
подготовки учителей, и даже создан на
Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного
Абрамцева- Талашкино. "Созидательницей
и собирательницей" назвал Тенишеву
Рерих. И это действительно так и это в
полной мере относится к русским меценатам
золотого века. Тенишева не только на редкость
разумно и благородно ассигновала деньги
на цели возрождения отечественной культуры,
но и сама непосредственно, своим талантом,
знаниями и умениями внесла заметный вклад
в изучение и развитие лучших традиций
отечественной культуры.
П.М. Третьяков
(1832-1898). В.В. Стасов, выдющийся русский
критик, в некрологе на смерть Третьякова,
писал: "Третьяков умер знаменитым не
только на всю Россию, но и на всю Европу.
Приедет ли в Москву человек из Архангельска
или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или
с амура- он тут же назначает себе день
и час, когда ему надо идти в Лаврушинский
переулок, и посмотреть с восторгом, умилением
и благодарностью весь тот ряд сокровищ
, которые накоплены этим удивительным
человеком в течении всей его жизни."
Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова
и сами художники, с которыми он был прежде
всего связан на ниве собирательства.
В феномене П.М. Третьякова впечатляет
верность цели. Подобной идея - положить
начало общественного, всеми доступного
хранилища искусства - не возникала ни
у кого из современников, хотя частные
коллекционеры существовали и до Третьякова,
но они приобретали картины, скульптуру,
посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для
себя, для своих частных собраний и видеть
принадлежавшие коллекционерам произведения
искусства могли немногие. В феномене
Третьякова поражает также и то, что он
не имел никакого специального художественного
образования, тем не менее раньше других
распознавал талантливых художников.
Раньше многих он осознал неоценимые художественные
достоинства иконописных шедевров Древней
Руси.
Всегда есть
и будут разного калибра меценаты, разного
масштаба коллекционеры. Но в истории
остались немногие: Николай Петрович Лихачев,
Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович
Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов
всегда было мало. Даже если наша страна
возродиться, много меценатов не будет
никогда. Все известные коллекционеры
и меценаты были людьми глубокой веры
и цель каждого из них была служить людям.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.
Для большинства меценатов
XVIII-XIX вв. благотворительность стала
практически образом жизни, чертой
характера. Многие крупные банкиры
и фабриканты были потомками купцов-
Все эти люди были, в первую очередь, созидателями, подчеркивает Д.Толоконников, потомок династии Рябушинских. "В них жил иной дух. И ими руководила не жажда богатства. Они создавали не капиталы, а в первую очередь - производства: заводы, мануфактуры. Создавали и городскую среду: жилье, училища, больницы. Характерный пример такого купца - созидателя - Арсений Иванович Морозов. То, что было построено при нем, до сих пор составляет основу городского хозяйства в нынешнем подмосковном Ногинске, прежде называвшемся Богородском. Даже трамвайную линию, единственную на все Подмосковье, провел он. И электрифицировал старообрядческие деревни за десять лет до "лампочки Ильича". Этот человек, располагающий огромными средствами, тем не менее, постоянно чувствовал себя в долгу перед Родиной, пред Богом и людьми, и работал, возвращая этот долг тем, что давал людям рабочие места, строил храмы, и больницы, жертвовал нуждающимся, давал образование детям рабочих. Это был нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряженный с высокой религиозностью и нравственностью", - отмечает Д.Толоконников, добавляя, что среди крупных промышленников и торговцев иностранного происхождения меценатов практически не было.
При этом благотворительная
деятельность наиболее крупных и
известных меценатов отличалась
большим профессионализмом и
именно поэтому принесла столь значительные
результаты для русской культуры.
Ведь "стремление что-либо сделать
для отечественной культуры и
желание делать это бескорыстно
ещё не значит приносить ей ощутимую
пользу", - отмечает Д.Толоконников.
"Профессионализм в
Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным.
"Исключительно важно
отметить и то, что подлинная
меценатская деятельность не
носит разовый характер, не проявляется
в случайных или разрозненных
акциях. Только имея тенденцию
к постоянству и системности,
меценатство утверждает свою
значимость в национальной
"Ратуя за возрождение
национальных традиций, предлагая
способы и средства для