Мировые религии и их роль в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии:
племенные,
национально-государственные (этнические),
мировые

Содержание

1. Типология религий.
2. Современные мировые религии.
3. Религиозное сознание в современной культуре.
4. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольня работа.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни - старость - смерть. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его  на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда  принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести  лет аскетической практики и очередной  неудачной попытки достигнуть высшего  прозрения с помощью голодания  он убедился, что путь самоистязания  не приведёт к истине. Тогда, восстановив  силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей. 45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Как и другие религии, буддизм  обещает людям избавление от самых  тягостных сторон человеческого  существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая  бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит  смысла в стремлении к вечной жизни  на небесах, поскольку вечная жизнь  с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная  череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения  принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его  поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость  и умиротворённость. Таков закон  кармы (морального воздаяния), который  определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Неверно. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды - люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям. В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой. Важнейшим для буддистов является понятие дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство (от греч. christos - "помазанник", "Мессия") является второй по времени возникновения  из мировых религий. Зародилось оно  как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное  родство с иудаизмом - чрезвычайно  важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что  первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами  и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех  Евангелий (от греч. - «благовестие») - «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным  христианским общинам) - 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 - другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.. Церковь считает все эти  учения боговдохновенными, то есть написанными  людьми по внушению Святого Духа. Поэтому  их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к  общению с Богом. Теперь только сам  Бог мог выйти им навстречу. Господь  выходит на поиски человека, чтобы  вернуть нам себя. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. - Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г. С. 398 Христос, сын Божий, рожденный  посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы  искупить человеческие грехи, Иисус  Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес  на третий день, предвозвестив будущее  воскресение всех христиан. Христос  принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как  носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми  людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и  смерть, "искупил" людей, пострадав  за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих  желаний и страстей: «принимая  свой крест», человек может побеждать  зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и  сам преображается и совершает  восхождение к Богу, становится к  нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для  христианства понятие таинства - особого  культового действия, призванного реально  ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что  бытие любви сильнее наличия  смерти.

Кардинальное отличие  христианства от других религий в  том, что основоположники последних  выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит к людям. Поскольку Он - Богочеловек, он оказывается и субъектом и содержанием этого Откровения. Христос есть Тот, кто вступил в общение с человеком, и Тот, о Ком это сообщение говорит.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая  и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А  Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских  усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде  евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия  своего существования завоевало  приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской  империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились  люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом  всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой  религии, не знающей национальных и  языковых границ.

Хочу отметить, что с  момента зарождения этой религии  ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а  к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся  Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной  религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает  созревшую в иудаизме идею единого  Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано  свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и  Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального  первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого  Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место  не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Христианство - это религия  искупления и спасения. В отличие  от религий, где Бог рассматривается  как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную  любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в  христианстве человек создан «по  образу и подобию Божию», но первородный  грех Адама «повредил» природу человека -«повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Христианство - самая распространенная религия на земном шаре (как я  уже отмечал, около 1 400 млн. человек  в современном мире - христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие  и протестантизм.

 

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней  по времени возникновения) мировой  религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается  около 900 миллионов, преимущественно  в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его  яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с  самого начала освещается письменными  источниками. Но и здесь много  легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий  Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге  Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений  и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются  тексты и более раннего времени  и более поздние. Около 650 года (при  третьем преемнике Мухаммеда - Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого  порядка, просто по размерам: более  длинные ближе к началу, более  короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более  поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется  многословно в разных сурах. Восклицания  и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты. Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Информация о работе Мировые религии и их роль в современной культуре