Мировые религии и их роль в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии:
племенные,
национально-государственные (этнические),
мировые

Содержание

1. Типология религий.
2. Современные мировые религии.
3. Религиозное сознание в современной культуре.
4. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольня работа.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «МОСКОВКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ  
имени К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

ФИЛИАЛ В Г. РЯЗАНИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  
РАБОТА

 

по дисциплине: «Культорология»

 

на тему: VIII. Мировые религии и их роль в современной культуре

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ИНСТИТУТА УИ

НАПРАВЛЕНИЯ 260800.62

ГРУППЫ 282

Воробьев Денис  Викторович

ШИФР 2-2606-230100.62-12/010518

Проверил:

Рязань-2012

 

Тема: VIII. Мировые религии и их роль в современной культуре

 

План:

1. Типология религий.

2. Современные мировые религии.

3. Религиозное сознание в современной культуре.

4. Список использованной литературы.

 

 

  1. Типология религий

 

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение  и мироощущение, а также соответствующее  поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование  бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии:

  • племенные,
  • национально-государственные (этнические),
  • мировые

При изучении религий надо учиться замечать как общее, так  и особенное, поэтому логическая операция классификации должна осуществляться по наиболее существенному признаку. То, что берется в качестве существенного признака в то или иное время много говорит о времени, в котором он применяется. Так, самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста, все религии делились на истинную и ложную. Естественно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдоподобную в силу ее субъективных оснований.

Среди классификаций религий  с большей долей объективных  оснований можно выделить следующие подходы:

• эволюционный;

• морфологический;

• по характеру происхождения, распространения и влияния;

• по характеру отношения;

• статистический;

• генеалогический.

Эволюционный  подход. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX в. существует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему мировому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить классификация, проведенная Г.В.Ф.Гегелем.

Эволюционная классификация  Г.В.Ф.Гегеля:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия  (колдовство).

2. Раскол сознания в  себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия  в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.

3.1. Религия добра или  света (Персия).

3.2. Религия страдания  (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного  (Греция).

3. Религия целесообразности  или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия  (христианство).

Эволюционная классификация  применима к отдельно взятым религиям, так как можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации по отношению ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития.

Морфологический подход. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические/догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят следующим образом:

• монотеизм (единобожие);

• политеизм (многобожие);

• генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией Богов  и верховным

Богом);

• атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентоло-

гия);

• супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический кос-

мизм).

Несомненно, что и эта  классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы и к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией, и это верно в каком-то смысле, так как в раннем иудаизме фигура Яхве не выделялась как запредельный надмирный Бог. Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буддизме индивид индифферентен к существованию Бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого Бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму Богоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать «Богом», в целом же роль Бога в управлении миром и индивидом там не акцентируется.По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, так как одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания).

Статистический  подход. Самый позитивный подход, так как здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные – количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.

Генеалогический подход. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Несомненно, и эта

классификация не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространств

Среди научных  подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (от лат. сопГеззюпаИз — церковный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от гр. аро1о§е11коз — защитительный).

2. Атеистический или натуралистический, рассматривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.

3. Феноменологический (от гр. рЬашотепоп — явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Иногда это сходство легко  объяснимо заимствованиями, иногда оно является загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архетипами. Они возникают в сознании людей, разделенных тысячекилометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. Архетипньши являются, например, представления о всемирном потопе, которые встречаются у древних китайцев, индусов, египтян, вавилонян и др.

Любое исследование или изучение начинается с классификации изучаемых объектов. Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику изложения материала. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в сознании человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам,'и они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и государств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.

Все религии можно также  разделить на две большие группы: монотеистические (от гр. топоз — один, единственный и Аеоз — бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у — много и Шеоз — бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «политеизм» иногда используется его русский аналог — многобожие.

 

  1. Современные мировые религии

К мировым религиям традиционно  относят буддизм, христианство и  ислам. По последним данным в современном  мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти  половина жителей Земли.

БУДДИЗМ

Буддизм - древнейшая из мировых  религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени  шакьев) жил в Индии в V--IV вв. до н. э. Другие мировые религии -- христианство и ислам -- появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя). Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти  полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков  назад в одном из маленьких  государств на северо-востоке Индии  у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое  имя было Гаутама. Принц жил в  роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете  существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В  местности Гая (она и сегодня  называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят  буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились  ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда  скончался. Но ученики и после  смерти Учителя продолжали проповедовать  его учение по всей Индии. Они создавали  монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой  религии.

Мифологическое жизнеописание  гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в  общей сложности 550 раз (83 раза был  святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6- слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи - она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Информация о работе Мировые религии и их роль в современной культуре