Мировые религии и их роль в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии:
племенные,
национально-государственные (этнические),
мировые

Содержание

1. Типология религий.
2. Современные мировые религии.
3. Религиозное сознание в современной культуре.
4. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольня работа.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

На основе Корана и хадисов  мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий  составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил  около 570-632 гг. и проповедовал новое  учение сначала в Мекке, где нашел  мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много  приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и  большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у  Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что  Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям  и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам  из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что  в последний день мира мертвые  воскреснут и все получат воздаяния  за свои дела: праведные, чтящие бога, будут  наслаждаться в раю, грешные и  неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее  назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими  моральными качествами, но в превосходной степени. Он, то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Также как и в других религиях, в исламе существует несколько  течений. Главные из них, как уже  было сказано, - это суннизм (около 90% мусульман) и шиизм.

Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог  сотворил мир и человека, дал людям  откровение, распоряжается миром  и направляет его к концу, который  будет страшным судом над живыми и воскреснувшими. Различия между  исламом и христианством - это  различия слов и деяний основателей  этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб «рабской смертью». Эта  смерть была его основным деянием. Чем  меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть «невидимый успех», тем грандиознее масштабы деяния основателя религии - победа над  смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Совершивший такое деяние - не человек. Это - Бог. Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад -пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада - достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк. Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии - это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.

Прежде всего разные осмысления отношений основателей религии  с Богом и их миссии подразумевают  и различия самого представления  о Боге. И в христианстве и в  исламе Бог-един и единственен. Но монотеизм  христианства сочетается с верой  в то, что распятый на кресте - Бог, что порождает учение о боговоплощении и Троице Основы философии. Учебное  пособие для ВУЗов /под ред  Е.В.Попова. - Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53. Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношения с творением  вносится парадокс, то, что не может  быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом  веры. Монотеизм ислама - «чистый», лишенный христианской парадоксальности. Коран  резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей»  Аллаха - главное преступление против ислама.

Разные представления  о Боге неразрывно связаны с разными  взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию  Божию», но первородный грех Адама  «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная  жертва Бога. В исламе иные представления  о человеке. Он не мыслится сотворенным  по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем  «поврежден». Поэтому он нуждается  не в искуплении от грехов, а в  помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений  о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в  христианстве неразрывно связана с  любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел  крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого  Бога, не отделимая от любви к  нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для  людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и  должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это  реально и выполнимо, и Коран  подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует  от людей обычной, нормальной, но упорядоченной  и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных требований проистекает  из фундаментальной идеи ислама о  божественной предопределенности. Аллах  действует в соответствии со своими планами и определяет все без  исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного  предопределения, исключающая возможность  для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким  примером. Когда человек пишет  пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах  создает одновременно четыре действия:

1) желание двигать пером, 

2) способность двигать  им,

3) само движение руки,

4) движение пера. Все эти  действия не связаны друг с  другом и за каждым из них  стоит бесконечная воля Аллаха.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.

Таковы основные черты  трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

  1. Религиозное сознание в современной культуре

Чтобы определить место и  значимость религии в современной  культуре, необходимо рассмотреть взаимодействие религии с наукой, моралью, искусством.

Религия и наука. В истории культуры отношение «религия – наука» представлено как взаимосвязь, взаимодействие веры и истины. Вера и истина, имея единый латинский корень, в религиозном сознании ранее отождествлялись. В христианстве считается, что Бог есть высшая добродетель, истина и красота. Но в процессе исторического развития культуры произошло размежевание между верой и истиной. Хотя и первая, и вторая стремились объяснить миропорядок, но каждая со своей точки зрения. Проблема веры и знания – одна из острейших в гуманитарном знании. Были времена, когда религиозная вера стимулировала образование и просвещение. В период господства христианства этому процессу сопутствовало открытие церковных школ, создание монастырских библиотек, а позднее – университетов.

Но есть и другие стороны  отношений веры и знания. Католическая инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно, преследовала Галилея. Их открытия рушили представления о геоцентрической  системе мироздания. Наука вошла  в противоречие с ортодоксальным религиозным мировоззрением. Переворот  в представлениях о мире произвела  современная космонавтика. Церковь  должна была принять эти открытия и дать им свои объяснения, что весьма затруднительно, поскольку религия  консервативна, ее догматика незыблема, а наука динамична, устремлена вперед.

Наука сыграла существенную роль в секуляризации культуры, что  является характерным признаком  современности. Секуляризация –  это процесс, при котором падает былое социальное величие религии, значимость ритуалов, появляется скептицизм в отношении религиозной веры. Процессу секуляризации способствовали следующие факторы: развитие науки, развитие государства, развитие капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии.

Под воздействием этих факторов сформировалась светская культура. Понятие  светской культуры не есть отрицание  религии. Светская культура ассимилирует элементы религиозной культуры. Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе,  жить по его правилам, его  интересами. Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

Светская культура, в которой  религия играет немаловажную роль, сохраняет церковные традиции –  обряды, праздники, их нравственный смысл  и значение. Бывает так, что люди, на первый взгляд неверующие, формально  исполняют некоторые религиозные  ритуалы. В качестве примера можно  привести недавнее прошлое нашей  страны, когда официальная идеология  исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы веры. Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные  праздники, такие, как Пасха. А на Новый год в домах издавна  ставили елки со звездой на вершине  – символом звезды Вифлеема, символом Рождества. На протяжении истории религиозное  сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая  под ее воздействием некоторые свои позиции.

Религия и нравственность. Религия и нравственность являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой. Нравственное начало – стержень духовной культуры. В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь. Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки. Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, Нагорная проповедь Иисуса Христа. Именно на ее основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

Религиозные заповеди стали  закреплением нравственных правил, прежде бытовавших в сознании людей. Религиозные  запреты и ограничения стали  своеобразным регулятором общественных отношений. Следование заповедям является непреложным для всех верующих. Подобным регулятором выступает для граждан  общества его основной закон (Конституция). Но если право защищает от «другого», то вера – преимущественно от «себя».

Вера держит человека своими требованиями в некоторой системе  жизненно-нравственных запретов. В  этом отношении религиозная вера имеет как позитивный, так и  негативный смысл. Безусловно, вера возвышает, объединяет людей, в какой-то степени  дает им защиту, опору, жизненные силы для преодоления испытаний. Но в  то же самое время вера способна в определенных условиях привести к  жестокому противостоянию, нетерпимости, фанатизму (религиозные войны, крестовые  походы, джихад).

Религия как элемент духовной культуры имеет не только уровень  обыденного существования, но и теоретического, выраженного в определенной идеологии. В настоящее время широкое  распространение получили идеи экуменизма. Экуменизм, как полагают его последователи, – религиозное движение в поддержку духа мира и любви в обществе христиан различных конфессий. Экуменисты стремятся преодолеть различия, характерные для существующих христианских доктрин, и утверждают, что экуменизм – это путь, ведущий к единению всех христиан.

Религия как явление современной  духовной культуры, дающая человеку веру в потустороннюю вечную жизнь, не может быть истолкована как форма  классической утопии. Все религиозные  обещания связаны с тем, что будет  когда-то, после земной жизни. Все, что  ожидает верующего, – ожидает  его после смерти, в его неземном бытии. Классическая утопия – несбыточность  заявленных целей в реальном мире. Любая утопическая концепция  рано или поздно развенчивается. Это  определяющий ее признак. Именно потому, что религия никогда не обещала  рая в мире земном, она не может  быть развенчана, опровергнута.

Религия и искусство. В различные культурно-истори-ческие эпохи связь между искусством и религией была не одинакова. Иногда искусство настолько сливалось с религией, что рождалось то, что именуется религиозным искусством. Понятие религиозного искусства имеет широкое и узкое толкования. В широком значении религиозным является такое искусство, в котором обнаруживается влияние той или иной религиозной системы: в сюжетах, темах, идеях, образах, общей направленности. В этих случаях эстетическое может превалировать над религиозным и приближаться к искусству мирскому.

Информация о работе Мировые религии и их роль в современной культуре