Мифология Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:34, реферат

Краткое описание

Сегодня, в начале XXI в., современное искусство в общем, и архитектура в частности все больше начинают обращаться к античным традициям. Это фонтаны и дворики в античном стиле, греческие залы и величественные колонны, амфитеатры и античные парки. Но во многом данная античная традиция обязана главной религии античности — религии Древней Греции, т.е. древнегреческой мифологии. Поэтому для более глубокого понимания основ, закономерностей и особенностей древнегреческого искусства необходимо обратиться к истокам древнегреческой мифологии. Все вышеперечисленное делает проблему изучения греческой мифологии одной из самых актуальных проблем для автора, как будущего архитектора в области строительства уникальных зданий и сооружений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Понятие миф: содержание, трактовки, признаки, виды………………..................................................................................................5
2. Мифология……………………………………………………………………...7
3.Боги Олимпа………...…………………………………………...........................8
4.Герои…....………………………………………………………………………13
5. Космогонические мифы………………………………………………………16
6. «Теогония» Гесиода………………………………………………………......16
Заключение……………………………………….................................................18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Mifologia_Drevney_Gretsii_2.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Затем вместе с Зевсом они начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.

«Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других».4Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники и т. д.

Когда Рея родила его, то положила у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Кроносу же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его. По версии, Кронос бросил его в море. Воспитан на Родосе тельхинами.

Изготовил медную дверь для Тартара. По словам критян, впервые занялся морскими трудами и создал корабли.

Существует несколько преданий о споре Посейдона за города с другими богами. Наиболее известен спор за Аттику с Афиной. Споря за Аттику, Посейдон ударил трезубцем в берег и произвел коня. Проиграв спор, он хотел затопить её, но Гермес по приказу Зевса запретил. Также судился с Афиной за Трезен, с Герой за Арголиду, с Зевсом за Эгину, с Дионисом за Наксос, с Аполлоном за Дельфы, с Гелиосом за Родос и Коринф (согласно Евмелу. Все эти тяжбы морской бог, разумеется, проиграл, кроме коринфской.

Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но, считая себя равным ему, выступил против вместе с Герой и Афродитой (или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина), но потерпел поражение и был спасён Фетидой.

В наказание за заговор против Зевса вместе с Аполлоном служил Лаомедонту. Посейдон вместе с Аполлоном воздвиг стены в Трое, а когда царь Лаомедонт не отдал им обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей. Согласно Филохору, на Теносе почитается врач Посейдон, ибо его храм там воздвигнут по оракулу Аполлона.

В Троянской войне он был на стороне ахейцев. Ударом трезубца Посейдон разбил скалу и погубил Оилида. Затем Посейдон преследовал Одиссея за то, что тот ослепил его сына Полифема. Превратил в скалу корабль феаков.

«Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространён во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках».5

Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык; священным деревом — сосна. Изображали его могучим мужем, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян с Дагоном.

Аи́д у греков — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар).

После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.

Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).

Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления о Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. См. в связи с этим Персефону, богиню плодородия и жену Аида.

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (имевшая свойство делать надевшего её невидимым. Она была подарена ему циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их; этой шапкой пользовались также Зевс во время битвы с титанами, Персей, убивая Медузу Горгону, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии она покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трех псов. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом.

4. Герои.

«Тесе́й— в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» и «Одиссее». 6

Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим каждый девятый год дани 7 юношами и 7 девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея. При Тесее дань отправлялась в третий раз. По другим версиям, либо ежегодно 7 человек, либо каждые 7 лет по 14.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. По Гелланику, жребия не было, а Минос сам прибыл в Афины и выбрал Тесея.

Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. По версии, спасся из лабиринта благодаря сиянию, излучаемому венцом Ариадны. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в неё Дионис. По версии ряда мифографов, Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему.

На Крите Дедал научил Тесея и его спутников священному танцу. Возвращаясь с Крита, устроил на Делосе состязания в честь Аполлона и победителей увенчивал пальмовым венком. Посвятил Аполлону ксоан Афродиты работы Дедала, который Ариадна захватила с Крит.

Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским. Также существует версия о том, что Минос принёс жертвы богам и бог Аполлон сумел устроить внезапную бурю, унесшую «победный» белый парус — именно поэтому Тесей был вынужден вернуться под чёрным парусом и свершилось давнее проклятье Эгея. По Симониду, Эгей дал не белый, а «пурпурный парус, окрашенный соком цветов ветвистого дуба». 30-весельное судно Тесея афиняне хранили вплоть до времени Деметрия Фалерского. Вернувшись с Крита, Тесей воздвиг храм Артемиде Сотере в Трезене. Корабль Тесея, согласно легенде, хранился в Афинах до эпохи Деметрия Фалерского, фактом своего хранения породив одноименный парадокс.

Гера́кл— герой, сын бога Зевса и Алкмены— жены героя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Неоднократно упомянут уже в «Илиаде». Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса.

Аргона́вты— в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря)(Грузия) на корабле «Арго».

Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.

Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит (Ευρυτος, сын Гермеса и Антианиры, брат Эхиона), Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.

Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя Ээта, которую Ясон потом взял в жёны. По Гесиоду, они проплыли по Фасису до океана, затем прибыли в Ливию.

5. Космогонические мифы.

Греческие мифы о создании мира довольно разрознены, поэтому обобщая все мифы посвященные космогонии, можно выделить следующий алгоритм формирования мира.

Сначала существовал Хаос.

Боги, появившиеся из Неба: Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и Никта (Ночь).

Боги, появившиеся от Никты (Ночь) и Эреба (Мрак): Эфир и Гемера (День). (По Гигину, Эфир родился от мглы и хаоса. Его еще считают отцом Зевса и называют отцом ветров.)

Эфир и Гемера (День) породили: Урана (Небо), Гею (Земля), Понта (Море)), Тартара (Океан)

Первые Боги породили Титанов: Кроноса, Океана, Кейя, Криоса, Иапет, Гипериона, Тейю, Тефиду (Тефию), Рею, Фемиду, Мнемозину, Фебу и младшее поколение Титанов.

Титаны Кронос и Рея в дальнейшем порождают Олимпийских богов.

6. «Теогония» Гесиода.

Теого́ния — поэтическое сочинение Гесиода (VII — VIII век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе.

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь и Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Феб, Арес и т. д.), о титаномахии - битва богов-олимпийцев с титанами, и о героях, которые должны будут спасти богов от гигантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду. Подводя итог всему сказанному можно сформулировать ряд основных итогов  развитии греческой мифологии и ее влиянии на древний и современный мир:

    1. Греческая мифология стала основой для формирований религий других народов, Римская империя, к примеру, полностью ее скопировала, изменив лишь имена.
    2. Мифы древней Греции это шедевр античной литературы, который до сих пор является образцом в жанре эпоса.
    3. Многие мировые и национальные религии заимствовали у греков процесс сотворения мира и систему иерархии богов.
    4. Греческая мифология служит источником для творчества в различных областях культуры (статуи богов, картины на мифические сюжеты и т.д.)
    5. Греческая мифология заложила основы и предопределила развитие всей Европейской цивилизации.

Информация о работе Мифология Древней Греции