Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и объяснение сути субкультур, и освещение психологии неформальных движений среди молодежи с нескольких сторон.
Поставленная цель, раскрывается через следующие задачи:
- изучение социально-исторических условий и причин появления молодежной субкультуры;
- рассмотрение типологии молодежных субкультур;
- рассмотрение развития, каждой из рассмотренных в работе, субкультур;
- изучение их места в культуре и в обществе.
Итак, семь основных неформальных объединений молодежи, существовавших и существующих с конца 1940-х годов и по настоящее время.
2.1 СТИЛЯГИ
Первая субкультура появилась в СССР не намного позже, чем околоджазовые субкультуры в Европе и Северной Америке. Ясно, что тогда слово «субкультура» никто не знал, и первых стиляг большинство людей воспринимало лишь как молодых чудаков, которые хотят повыделываться и для этого одевают, какие-то странные вещи.
Субкультура стиляг – чисто советская, ничего подобного не могло появиться на Западе хотя бы уже потому, что моделью для стиляг и был тот самый «западный образ жизни», о котором послевоенная молодежь узнала из трофейных фильмов. В основном это были дети из хороших семей – их родители были высокооплачиваемыми военными, коммунистическими функционерами, профессорами, а сами они учились в лучших вузах страны. Стиляжество было защитным механизмом от реальности, в которой они чувствовали себя чужими, и своего рода стихийным протестом против навязываемых правил поведения, а также против уравниловки в одежде, в музыке и стиле жизни. Но вряд ли можно говорить о каком-то серьезном протесте против господствующей идеологии или общественных стереотипов. В основном девушкам и парням хотелось развлекаться и получать от жизни все. Во второй половине 1940-х, впервые после двух десятилетий изоляции СССР от западного мира, окно в этот мир приоткрылось, из Европы привезли джазовые пластинки и модные журналы. В кинотеатрах шли трофейные фильмы: «Серенада Солнечной долины», «Джордж из Динки - джаза» и «Девушка моей мечты». Считается, что толчком к появлению движения стиляг как раз и стал контраст между невзрачностью советской послевоенной реальности и волшебным миром западных трофейных фильмов. Стиляги 1940 – 1950-х вспоминают, что с этим названием себя не отождествляли. Называли себя «штатниками», ведь фильмы, музыка и одежда приходили в основном из Соединенных Шатов. Но позже стиляги смирились с этим прозвищем и стали относиться к нему нейтрально.
Поначалу специальной стиляжной моды не существовало – главное, чтобы цвета и покрой одежды были яркими и непохожими на все остальное, что носили люди. Потом появились брюки – «дудочки», взбитый «кок» на голове, пиджак с широкими плечами, узкий галстук – «селедка», завязывающийся на микроскопический узел.7 На фоне того, как скромно, а часто даже бедно одевались обычные люди, наряды стиляг выглядели просто вызывающе. Многое доставалось стилягам от приезжавших в страну иностранцев. Несмотря на жесткий контроль спецслужб, стилягам удавалось выйти на контакт с иностранными туристами.
Одним из светлых моментов для советских стиляг стал Московский фестиваль молодежи и студентов 1957 года, когда в столицу приехало огромное количество западных людей, от джазовых музыкантов до представителей тогдашних заграничных субкультур. Они привезли с собой книги, пластинки, журналы – такого мощного потока не было, пожалуй, с окончания Второй мировой войны.8
К началу 1960-х субкультура стиляг почти полностью сошла на нет. Атмосфера в стране стала свободнее, идеологический процесс слегка ослаб. Из подполья вышли десятки поэтов и певцов-бардов, и интерес к бардовской песне и поэзии заняли на какое-то время место джаза и рок-н-ролла. Стиляги отличались своим особым наречием, в котором мешали исковерканные английские слова с музыкальным жаргоном и словами непонятного происхождения. До сих пор некоторые из них можно услышать в разговорах, причем не только «субкультурной» молодежи. Например, «чувак» (парень), «чувиха» (девушка), «шузы» (обувь), «хата» (свободная квартира).
2.2 БАЙКЕРЫ
Байкерская субкультура, как и многие другие, пришла из Америки. Это одна из самых старых субкультур, сформировавшаяся еще в 1940 – 1950-е годы. Группировка мотоциклистов, или, как их называют в Америке, мотоклубы, одетых в кожаные куртки, джинсы и высокие ботинки, нагнали немалого страха на простых обывателей сразу после Второй мировой войны. В результате сформировался стереотип байкера, как «хулигана на мотоцикле». Хулиганы и криминальные элементы в байкерских группировках были, но главная ценность настоящих байкеров – свобода. Поэтому они неохотно принимают установленные обществом и государством правила игры. Символом байкерской свободы является сам мотоцикл, на котором можно в любой момент уехать в любом направлении.
В СССР субкультура байкеров начала формироваться в середине 1980-х годов. В те годы ребят, которые объединялись на почве любви к мотоциклам и гоняли совместно по ночам, наводя ужас на простого обывателя, называли рокерами. Более точное слово «байкер» появилось несколько позже.9
Один из самых старых российских мотоклубов – московские «Ночные волки». Уже тогда ребята на мотоциклах были некой силой.
Первые мотоклубы появились в Америке еще в начале XX века, когда мотоцикл был экзотикой. Участники этих клубов не очень-то заботились о приличиях, плевать хотели на законы и установленные правила. Скоро за ними закрепилась крайне отрицательная репутация. Все началось с одного инцидента в начале июля 1947 года в городе Холлистер, штат Калифорния, который в СМИ назвали «холлистерским мятежом». По сообщениям СМИ, в эти дни в Холлистере произошли беспорядки и погромы с участием байкеров.
Процедуры вступления в мотоклуб сохранились с 1950-х годов. Прежде чем стать членом клуба, нужно пройти испытательный срок. Кандидат в члены клуба должен пройти через определенные процедуры, прежде чем стать полноправным членом клуба. В клубе есть четкая структура и иерархия, и посторонний человек практически не может получить доступ к информации о том, что происходит в клубе. Женщинам не предоставляют полноценного членства, но дают «особый статус». У каждого члена клуба есть свои прозвища и иногда эти прозвища вышиты или написаны на клубных куртках байкеров. Важная часть каждого клуба – собственная огорожена, часто охраняемая территория. В Санкт-Петербурге крупнейшими мотоклубами являются: «Night Hunters MC», «Легион СПБ МС» и «Werwolves MC».
Из интервью с президентом мотоклуба «Ночные волки»: «Мы должны понимать, что мы – разные. Сейчас особенно важно осознавать, что нам необходимо сохранить страну и себя сохранить как нацию. Мы опираемся на российскую почву. Это в идее православия основное. Байкерская культура, которая признана во всем мире, взяла свое начало в америке, но там во всех клубах много чертовщины и бесовщины. Я считаю: то, что может быть хорошо для них, неприемлемо для нас. Поэтому бесовщины никак не должна приживаться у нас в стране».10
Главный элемент стиля байкера это, конечно, мотоцикл. Весьма популярны в среде байкеров татуировки. Мотоциклисты были едва не первой субкультурой, сделавшей татуировки частью своего фирменного стиля. Считается, что у байкеров в моде татуровки с изображением смерти. Традиционно в среде байкеров принято слушать рок-музыку, которая постоянно утяжелялась. У российских байкеров популярны такие группы как: «Монгол Шуудан», Черный обелиск», «Ария» и «Manowar».
Значительная часть байкеров не имеет водительских удостоверений. Зафиксированы случаи угона мотоциклов. Антисоциальность поведения байкеров может резко усугубиться сближением байкерских лидеров с уголовными элементами.11 В настоящее время движение байкеров быстро расширяется, в том числе и за счет приобщения к нему значительной группы молодежи, вернувшейся из армии.
Образ байкера как свободного, сильного человека, который без особого уважения относится к закону, не мог не привлечь массовую культуру. Она, в свою очередь, создала вокруг байкерского сообщества стереотипы и мифы. Это можно увидеть в таких фильмах, как: «Дикарь», «Дикие ангелы», «Ангелы ада на колесах», «Беспечный ездок» и «Реальные кабаны».
Байкерская субкультура – одна из самых стабильных и консервативных. Она давно сформировалась как во всем мире, так и в России. Законы ее также сформированы давным-давно, и вряд ли что-то в ней будет радикально меняться. То, что в центре субкультуры мотоцикл, делает ее специфической, и поэтому она не может быть слишком многочисленной. Но пока существуют дороги и мотоциклы, приток новых людей байкерам обеспечен.
2.3 ГОТЫ
Субкультура готов появилась в Британии в самом конце 1970-х – начале 1980-х годов. Готы углубились в готическую литературу XIX века, полную мистики и всякой нечисти. Основные слова, которые характеризуют их субкультуру – «мрачны» и «мистический».12
Готическое мировоззрение – это «темное» восприятие мира. Романтично - упаднический взгляд на жизнь, выраженный в поведении (замкнутость, ранимость, депрессивность), отражение реальности и отношение с обществом. Готы не обращают внимания на рамки, в которые их хотят загнать. Главное для готов – индивидуализм, толерантность и пессимистическое отношение к жизни. Готы абсолютно пассивная, не склонная к насилию или агрессии субкультура. Главное в их идеологии – осознание зла, которое существует в обществе и внутри каждого человека, и сожаление по этому поводу.
В 1990-е годы люди, не имевшие отношения к субкультурам, но слышавшие про готов, стали вешать этот ярлык на всех, кто выглядел так, как по их понятиям, должны выглядеть готы.
Считают, что готы одеваются черное, делают странные прически и обильно используют косметику. Однако внутри субкультуры существует целая куча разных стилей одежды, но все же, самый типичный внешний вид человека, принадлежавшего к субкультуре, это черная одежда, волосы, тени под глазами и черный лак на ногтях. У некоторых готов популярны кожаные прикиды, им пришлась по вкусу соответствующая эстетика – кожаные наряды, браслеты с кольцами, бандажи и тому подобное.
В России готическая субкультура
была экспортирована уже в 1990-е годы.13
Благодаря традиционной «любви» к представителям
субкультур, реакция на обычных парней
и девушек в экзотических нарядах находилась
в диапазоне от открытой враждебности
и глумления до испуга и простодушного
удивления. Если не брать в расчет «особое»
отношение населения ко всем, кто выделяется
из толпы своим внешним видом, то российские
готы мало чем отличаются от иностранных
готов: так же слушают готическую музыку,
читают те же книжки, одеваются в том же
стиле, так же любят проводить время на
кладбище. Но ни о каком сатанизме и осквернении
могил речь не идет. Кладбище для готов
просто тихое и мрачное место, вполне соответствующее
их идеологии. У готов нет какого-либо
четкого социального или политического
послания, и поэтому увидеть в их внешнем
виде или поведении какой-то протест не
так уж просто.14
Особо массовой эта субкультура никогда не была и не будет, но свои достаточно сильные готические тусовки есть во всех крупных городах.15 Проводятся музыкальные фестивали и концерты, поддерживаются сайты.
СМИ нанесли удар по имиджу готов после кровавой драмы в американской школе Коломбина 20 апреля 1999 года, поспешив сообщить, что двое подростков, которые убили двенадцать своих соучеников и ранили еще двадцать четыре, а потом покончили жизнь самоубийством, якобы были готами. Позже выяснилось, что это было не так.16
На западе готическая субкультура давно стала объектом исследований.
В справочниках и энциклопедиях готическая субкультура обычно обозначена как «мультикультурная». Это и неудивительно: готы привязаны не только к музыке. Поначалу готическая музыка была самым важным компонентом, объединяющим всех готов. Позже роль музыки несколько снизилась. Главным критерием «готичности» было мрачное, депрессивное звучание и соответствующие тексты.
Готы субкультура достаточно старая и вполне сформировавшаяся, привлекающая к себе какое-то количество молодого поколения – любителей соответствующей музыки, литературы и эстетики.17 В России долгое время готы были объектом если не прямых издевательств, то снисходительных насмешек из-за своего внешнего вида. Правда в последние годы к этому отчасти привыкли.
2.4 ПАНКИ
Наиболее характерным проявлением неформальной эпатажной самодеятельности являются панки.
В СССР панки появились в конце 1970-х годов.18 Многие из них узнали о западных панках из разгромных статей в советской прессе, где тех называли «отбросами общества». Однако, читая подобные обличия, люди понимали: если советская пресса называет что-то «отбросами», значит, на самом деле это нечто совсем другое.
С самого начала панки хотели своим внешним видом привлечь к себе внимание, показать, что презирают обывательскую, буржуазную культуру. Любили панки шокировать обывателя и кожаными вещами. Еще одна деталь панк - стиля – кожаная мотоциклетная куртка. Панки украшали ее надписями и вешали значки. Еще одна деталь – это кожаные браслеты. Главная «фишка» прически – «гребень». В России закрепилось название «ирокез» - выстриженные вески, покрашенные в яркие цвета.
На панк - концертах появились разные способы танцев, многие из них кажутся посторонним дикими и хаотичными. Теперь подобные движения приняты на рок - концертах разных стилей.
Образ жизни панка направлен на эпатаж публики любыми средствами. Внешний вид панка призван вызывать отвращение, раздражение и негодование окружающих.
Словарный запас, сленг панков вычурно груб и унизителен. Собираясь вместе по 10 – 20 человек, панки совершают демонстративно эпатажные акции. Общение примитивно: в основном рассказывают многочисленные «легендарные» истории о тех или иных эпатажных акциях.
В среде панков распространено употребление наркотических и токсичных веществ.19 Демонстративный эпатаж достаточно часто оборачивается откровенно противоправными поступками: драки, надругательства над личностью, памятниками, могилами, грабежи, скорее с целью унижения личного достоинства, нежели для удовлетворения материальных потребностей.
У панков одна из самых четких идеологических платформ, связанная с властью и левыми политическими идеями. Панковский стиль жизни, растиражированный СМИ не правильно, был принят всерьез. Панк - культура началась с музыки в середине семидесятых годов прошлого века. Малколм Макларен назвал панк-рок 70-х взрывом «романтизма против прагматизма».20
Кроме социального протеста, панк является еще и протестом культурным. Главное в панк идеологии – индивидуальная свобода: человек должен сам выбирать, как ему жить, и никто – ни государство, ни семья, ни друзья – не должны навязывать ему свои ценности. В политике панку близки левые и анархистские идеи, и панки часто принимали участие в политических протестах. Среди других обязательных и необязательных элементов идеологии – антирасизм, антинационализм вегетарианство, борьба за права животных, антифашизм, стрейтэджерство.