Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и объяснение сути субкультур, и освещение психологии неформальных движений среди молодежи с нескольких сторон.
Поставленная цель, раскрывается через следующие задачи:
- изучение социально-исторических условий и причин появления молодежной субкультуры;
- рассмотрение типологии молодежных субкультур;
- рассмотрение развития, каждой из рассмотренных в работе, субкультур;
- изучение их места в культуре и в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

KURS.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

  Первая английская панк-волна 1970-х годов оказалась недолговечной. Уже к концу десятилетия мода на подобную музыку пошла на убыль. Новым всплеском панка стала хардкор-сцена в США в начале 1980-х – в основном в Калифорнии и Вашингтоне. Британский панк-рок, несмотря на всю революционность и антибуржуазную идеологию, был явлением коммерческим и отчасти искусственным. Постепенно коммерциализация накрыла сцену, но лишь в 1990-е годы, когда границы между коммерческой и некоммерческой музыкой стерлись.

  Панк субкультура прошла довольно стандартный путь для второй половины XX века. Большая часть новых панк-групп никакого отношения к изначальной философии панка не имеет и эксплуатирует лишь его внешнюю, музыкальную и имиджевую сторону. Сегодня, лишь небольшая часть панков вникает в идеологию и эстетику панк-культуры. Панк повлиял на множество музыкальных стилей и субкультур и на восприятие и понимание некоммерческой культуры вообще.

 

2.5 ХИППИ

  Хиппи – первая субкультура, практически в чистом виде импортированная с Запада.   Считается, что само название «хиппи» происходит от «hipster»: так в 1940-е и 1950-е годы называли джазовых музыкантов.21 А в 1965 году журналист Майкл Фоллон впервые применил слово «хиппи» к тусовке битников. Также принято считать, что хиппи «потомки» битников. От них хиппи взяли прежде всего неприятие традиционных норм, свободу как главную ценность и наркотики. Хиппи стали уже более многочисленной субкультурой, и к тому времени как они появились, выросло новое поколение молодых людей, которых не устраивали фальшивые «американские ценности».

  С позиции сегодняшнего дня можно по-разному относиться к хиппи. Кто-то видит в них просто молодежь, которая исповедовала свободную любовь. А кто-то считает их нонконформистами, бросившими вызов обществу. Так или иначе, хиппи наделали немало шума и повлияли на многие более поздние субкультуры. Большая часть хиппи верила в расширение сознания и духовно-религиозные практики, связанные с «кислотой», поэтому наркотики были важной «фишкой» хиппи. Еще одним принципиальным убеждением хиппи был пацифизм. Они отрицали любое насилие. Они всячески пропагандировали и практиковали свободную любовь. Это была своего рода реакция на все еще пуританские взгляды американского обывателя. Другими основами хиппи были вегетарианство и здоровое питание.

  Главный атрибут хиппи – это длинные распущенные волосы. Одежда хиппи неряшлива и может состоять из джинсов, джинсовой куртки, свитера, футболки, иногда старомодного пальто. Часто одежда старомодная и рваная, заплаты намерено яркие. На одежде надписи на английском языке.22 Обязательным элементом облика хиппи, как у мужчин, так и у женщин, являются украшения. Традиционны ряды браслетов на руках, бусы из бисера на шее. На кожаных шнурках вешают крестик, украшения из глины, дерева, изображающие знаки зодиака, черепа и т. д. В настоящее время обязательным атрибутом одежды является «ксевник». «Ксевник» - это небольшой прямоугольный кошелек, сшитый из джинсовой ткани, кожи, который с помощью тесемки надевают на шею, чтобы он висел на груди. Необходимо учитывать, что описанный в работе облик хиппи имеет много вариаций.

  В СССР идеи хиппи проникли в середине 1960-х годов. Оценить количество хиппи в СССР довольно сложно. Никаких соцопросов не было. Сами же люди из хиппи-тусовки часто приводят небольшие числа.  Первые хиппи-тусовки возникли в Риге и Львове, городах, расположенных вблизи СССР. Постепенно в Советском Союзе образовалась целая сеть хипповских коммун. Советские хиппи называли свою тусовку «системой». Это слово появилось в Питере, но прижилось в Москве и других городах.23

Вокруг «системы» и внутри ее находилось много творческих людей: писатели, поэты, художники, музыканты.

  Хиппи, как носители неофициальной идеологии активно контактировали с интеллигенцией и богемой, с религиозными кругами. Идеологический пресс заставлял всех, кто в той или иной степени выпадал из социалистического основного течения, искать контактов друг с другом.24

  Движение хиппи неизбежно ассоциируется с наркотиками. От наркоманских ярлыков субкультуре никуда не уйти: еще в 1960-е годы был провозглашен лозунг «Sex, Drugs & Rock'n'Roll», и в культуре хиппи психоделики всегда занимали особое место. В СССР было по-другому. Психоделики были не так доступны, и поэтому, когда некоторые хиппи 1970-х годов говорят сегодня, что к наркотикам не подходили, этому можно верить. В СССР хиппи-тусовка оказалась живучей. В нее приходили новые поколения, а старые хиппаны уходить не собирались. В отличие от Америки, где большая часть бывших хиппи прекрасно влилась в общество, слегка изменившееся под их влиянием, в СССР вариантов было гораздо меньше. Или ты «завязывал» с хиппи идеалами, или оставался в глубоком андеграунде, вел антисоциальный образ жизни, постоянно подвергался репрессиям со стороны официальных органов и рисковал попасть под суд за «тунеядство».

  Сегодня нельзя говорить, что в России, да и во всем мире, движение хиппи ушло в небытие. Пусть и немногочисленные, отечественные «дети цветов» все еще существуют. Более того, к выжившим первым советским хиппи, достигшим уже пенсионного возраста, добавляются время от времени и совсем юные парни и девушки, привлеченные теми же идеалами и эстетикой.

 

2.6 СКИНХЕДЫ

  Это пример субкультуры, которая достаточно сильно изменилась со времени довольно далеко ушла от своих корней. Общество воспринимает членов этой субкультуры стереотипно и прямолинейно. В России для обычного человека скинхед, это, прежде всего тот, кто нападает на кавказцев и прочих «нерусских». Скинхедов (дословный перевод – «кожаные головы») прозвали подобным образом за их прически. Эта субкультура появилась в Великобритании в конце 1960-х годов.25 К концу 1960-х между более понтовыми модами и ребятами из рабочих семей (которые носили короткие стрижки) началась вражда. Примерно в 1968 году этих «пролетарских модов» впервые назвали скинхедами. По одной из версий, скинхеды стриглись коротко не только для того, чтобы отличаться от «модников», но и чтобы противопоставить себя хиппи, идеи которых ненавидели и считали буржуазными. В этом и состояла идеологическая база первых скинхедов: ненависть к модам и хиппи.

  В основном субкультура сводилась к стилю одежды и слушанию музыки ска, регги и соул. К началу 1970-х годов скинхедовская субкультура практически сошла на нет, и возрождение ее началось уже ближе к концу десятилетия. Основных причин было двое. Во-первых, возник панк-рок, во-вторых, все большее распространение получали праворадикальные идеи.

  Панк-рок повлиял на стиль  скинхедов, но эту музыку они  не приняли. Зато одно из  ответвлений панка пришлось им  по вкусу, и с тех пор этот  стиль стал распространенной музыкой скинхедов. Примерно в то же время скинхедская субкультура пересеклась с футбольными хулиганами. Вторая волна скинхедов оказалась серьезнее, это были парни с ультраправыми, неонацисткими взглядами.

  Скинхеды-неонацисты появились в Великобритании во второй половине 1970-х годов. Их появление во многом связано с деятельностью националистических организаций. Достаточно быстро идеи неонацистских скинхедов распространились по Европе и Северной Америке. Сплотиться на почве ненависти к некоренному населению гораздо проще, чем на почве других идей, и нацистские скинхеды скоро стали одной из самых сильных, хоть и немногочисленных, субкультур.26

  В России о скинхедах заговорили в 1990-е годы, и речь шла именно об ультраправых скинах. Праворадикальные идеи пришлись ко двору на фоне общего беспредела в стране, непоследовательных реформ, обнищания народа и чеченской войны. Кроме праворадикальных скинхедов, в России представлены и другие части политического спектра субкультуры. Точных данных о численности скинхедского движения и разных его политических группировок в России нет. В последние годы власть начала «закручивать гайки» в отношении ультраправых группировок в соответствии с законом об экстремизме. Были закрыты несколько сайтов, признанных экстремистскими, вынесен ряд приговоров по статьям о разжигании межнациональной розни и преступлениям на почве межнациональной вражды.

  Стиль традиционных скинхедов: рубашка, подтяжки, джинсы, ботинки и коротко подстриженные волосы. Естественно, использование нацистской символики в форме татуировок, значков и тому подобного. Распространены у скинхедов и татуировки. В 1980-е годы модно было делать татуировки на лице, но позже эта мода прошла.

  «К сожалению, сейчас в  России слово скинхед прежде  всего ассоциируется с бритоголовыми молодчиками, устраивающими налеты на всех, кто не попадает под их шизофренические стандарты, и рисующими свастики на стенах. На самом деле изначально скинхеды не были расистами. Среди них даже часто встречались темнокожие парни и девушки. Скинхед – это больше чем бритая голова, тяжелые ботинки и подтяжки: это образ жизни, целая субкультура со своими традициями, происходящая из рабочего класса».27

  Считается, что численность праворадикальных скинхедов в России сократилась по сравнению с 1990-м годом. В последние годы массовых акций погрома и нападения не случалось, и СМИ успокоились и перестали публиковать пугающие цифры о возможном количестве националистов-скинхедов в стране. Сказывается и жесткая политика властей в отношении экстремизма. Но при этом число нападений и убийств на национальной почве в стране не уменьшается, а по некоторым данным растет. И время от времени в сообщениях СМИ об этих нападениях утверждается, что задержанные «считают себя скинхедами».

 

2.7 ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ

  Большая часть людей на трибуне, независимо от того, как они выглядят, обычные болельщики. Фанаты – это те, кто организованно и активно поддерживает команду, причем не только на домашних матчах, но и на выездных. Большая часть этих людей принадлежит к фанатским группировкам. Для футбольных хулиганов важна не только поддержка своей команды, но и драки с хулиганскими группировками враждебных команд.

Родина футбольного хулиганизма, как и самого футбола, Англия. В  первый раз беспорядки на футбольном матче произошли еще 1885 году. Но по-настоящему о футбольном хулиганстве как о проблеме заговорили в 1960-м году. А в 1970 – 1980-е годы футбольный фанатизм развивался в странах Европы и Южной Америке.

  Примерно в 1970-е годы в Англии формируется футбольный фанатизм как субкультура.28

  В СССР первые футбольные фанаты появляются в начале 1970-х годов.29 Позже появляется атрибутика: полосатые шарфы, шапки, флаги. Пионеры советского фанатизма – болельщики «Спартака». К началу 1980-х годов фанаты имелись практически у всех столичных команд высшей лиги и у некоторых команд из низших лиг.

  Первых советских фанатов выделяла прежде всего атрибутика.30 При этом если была возможность как-то еще выделиться из толпы, фанат от нее не отказывался. Стиль футбольных фанатов советского времени создавался в условиях дефицита всего. Атрибутики клубов в Советском Союзе не выпускали, многое приходилось делать самим, используя все, что было под рукой. В середине 1990-х годов российский футбольный фанат выглядел практически как скинхед.

  Идеология фанатизма максимально проста: ты поддерживаешь свою команду, четко себе представляешь, кто твои враги, кто твои друзья. В фанатизме нет места политике. Каждый фанат может иметь свои взгляды и убеждения, но если он приходит на трибуну и поддерживает свою команду, остальное никого не волнует.

  Для российского фанатизма 1990-х годов характерны две вещи: драки на стадионах с милицией и ОМОНом и применение бутылок, палок, арматуры. Первая настоящая драка между фанатами и милицией произошла в 1992 году в Нижнем Новгороде. До этого фанаты практически никогда не противостояли милиции. После 2002 года между фанатами и милицией начался диалог. Обе стороны поняли, что нужно искать компромиссы, поскольку продолжать конфронтацию бессмысленно. В результате за эти последние годы на футбольных матчах не произошло ни одного крупного столкновения между фанатами и милицией.

  Сегодня субкультура футбольных фанатов одна из самых мощных и многочисленных в России. Это и понятно: мода на музыкальные стили и соответствующие субкультуры приходит и уходит, а футбол остается всегда. Популярность его может падать и расти, но не исчезнет. Хулиганство в наши дни стало более организованным, спонтанные драки случаются редко. Но, как бы того ни хотела милиция, драки между враждующими группировками фанатов не прекратятся. Это – важная часть околофутбольной субкультуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Подводя итоги работы, хочется заметить, что в будущем обязательно будут появляться новые субкультуры. Какая-то часть молодежи захочет выделиться, быть не похожей на всех остальных. И это только хорошо. В России ситуация с неформальными молодежными субкультурами мало чем отличается от других стран. Те субкультуры, что здесь прижились, занимают свои прочные позиции, а все новое, благодаря Интернету и глобализации, доходит уже не с опозданием в несколько лет, а практически сразу.

  Нашей целью было изучение и объяснение сути субкультур, на примере тех, которые были представлены в работе.

  Мы проследили за причинами возникновения и развития этих субкультур не только там, где они зародились, но и как обстояли и обстоят дела с ними в России, определили их место в культуре и обществе, на примере того, какой заметный след в искусстве оставила каждая из субкультур. Изучили их идеологию, которая показала, что не все субкультуры создавались с целью вызова обществу и непринятия, существовавших норм. Изучили внешний стиль, представленных в работе, субкультур на примере ее представителей, а также изучили их предпочтения в музыке и литературе. В результате считаем, поставленный вопрос решенным. Тезис, выдвинутый в теме, рассмотренным.

  В заключении хочется добавить, что проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём, прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Авраменко Г. Уходили из дома. Дневник хиппи / Г. Авраменко. – М.: АПРЕЛЬ, 2010. – 352 с.
  2. Аксенов И. Готы / И. Аксенов. – СПб.: Интернет-роман, 2006. – 72 с.
  3. Быховская И.М. Личность в социокультурном измерении: история в современность / И.М. Быховская, Т.А. Меруалова, В.В. Мартынова, А.В. Иванов, И.И. Релизова. – М.: Индрик, 2007. – 416 с.
  4. Бремя развлечений: Otium в Европе XVII – XX вв. / сост. и пер. Е.В. Духов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. – 368 с.: ил.
  5. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2000. – 336 с.
  6. Беликов С. Бритоголовые. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы / С. Беликов. – М.: Книжный мир, 2001. – 256 с.
  7. Брусникина В. Все, что вы хотели знать о готах. Советы от Даши / В. Брусникина. – М.: Росмэн-Пресс, 2010. – 127 с.: ил.
  8. Вольтер Кто такой гот / Вольтер. – М.: Феникс, 2006. – 160 с.
  9. Козлов В. Реальная культура / В. Козлов. – СПб.: Амфора, 2008. – 352 с.: ил.
  10. Козлов А. Козел на саксе / А. Козлов. – М.: Вагрице, 2008. – 448 с.
  11. Кравчек Д.И. Кто такие эмо и готы: Как родителям понять, куда «вляпался» их ребенок / Д.И. Кравчек. – М.: СОВА, 2010. – 224 с.
  12. Левикова С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
  13. Манько Ю.В. Социология молодежи / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб.: Петрополис, 2008. – 316 с.
  14. Уайт Т. Сатана! Сатана! Сатана! / Т. Уайт. – М.: Хранитель, 2005. – 320 с.
  15. Фрэнсис М. Главари. Автобиография лидера футбольных фанатов / М. Фрэнсис, П. Уолш. – М.: Амфора, 2009. – 320 с.
  16. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры / Т.Б. Щепанская. – СПб.: НАУКА, 1993. – 340 с.

Информация о работе Молодежная субкультура