Музейно-краеведческая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:20, отчет по практике

Краткое описание

Музейно-краеведческая практика является важным этапом обучения студентов-культурологов, поскольку позволяет применять на практике усвоенные в процессе обучения знания по дисциплинам «Основы музееведения», «Сохранение природного и культурного наследия», «Экономика социокультурной деятельности» и многим другим. Подобный уникальный опыт дает возможность студентам приобрести практикоориентированные знания и навыки, способствующие в дальнейшем успешному трудоустройству.
Изученная студентами литература по дисциплине «Основы музееведения» помогает практиканту легко освоиться в музее и незамедлительно приступить к работе, минуя адаптационный период.

Содержание

Введение 4
1 История Музея 5
2 Общая характеристика учреждения 8
2.1 Основные цели и задачи 8
2.2 Источники финансирования и форма собственности 10
2.3 Структура учреждения и должностные обязанности сотрудников 10
3 Основные направления музейной деятельности 12
3.1 Научно-фондовая работа 12
3.1.1. Комплектование музейных фондов 12
3.1.2 Учет музейных фондов 13
3.1.3 Хранение фондов галереи 14
3.2 Научно-исследовательская работа 15
3.3. Экспозиционная работа галереи 16
3.4. Культурно-образовательная и рекреационная работа галереи 17
4 Анализ посещаемости 20
5 Анализ анкетирования 21
6 Оценка эффективности музея 22
7 Анализ работы практиканта 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ 1.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

- из ассигнований, отпускаемых галерее по смете из федерального бюджета;

- из ассигнований, отпускаемых галерее по смете из бюджета края;

- из специальных средств от  взимания входной, за проведение  экскурсий, прочитанные лекции, от  продажи изданий, рекламной продукции,  проведения выставок, мероприятий;

- спонсорство.

2.3 Структура учреждения и должностные  обязанности сотрудников

Организационно-управленческая структура  ПГКГ построена в соответствии с  направлениями работы и является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого  сотрудника.

ПГКГ состоит из таких подразделений: дирекция, бухгалтерия, архив, отдел учета и хранения, выставочный отдел, образовательный отдел, художественный музей, библиотека, научный отдел.

Количество сотрудников ММВЦ - 67, из них 9 научных сотрудника.

Во главе Приморской государственной  картинной галерее стоит директор, отвечающий за всю деятельность галереи, его фонды и имущество в пределах присвоенных ему прав и обязанностей Уставом ПГКГ. Назначается управлением культуры администрации Приморского края.

Директор действует на основе контракта, Устава ПГКГ, договора о закреплении имущества, действующего законодательства, а также других обязательных для него нормативных актов. Директор  без  доверенности  действует  от  имени   Галереи,

представляет ее интересы,  распоряжается  имуществом Галереи, совершает сделки  и  заключает  договора,   в   том   числе   трудовые,   выдает доверенности,  открывает  в банках расчетные и иные счета,  пользуется правом распоряжения средствами,  утверждает штаты,  издает  приказы  и дает  указания,  обязательные  для  всех  работников Галереи,  и несет полную ответственность за результаты деятельности Галереи.

Отношения работника ПГКГ, возникшие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде РФ. Трудовой коллектив ПГКГ составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

ПГМ является научно-методическим центром  для заводских и городских  музеев, сельских музее Партизанского района. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и годовыми планами работы, утвержденными администрацией ПГОМ, в подчинении которого находится данный музей. Заведующий филиалом, сотрудники ежегодно составляют планы по своему объему работы: годовой, квартальный, месячный; текстовые и статистические отчеты о работе музея и о своей деятельности за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Кроме этого составляются специальные планы и отчеты к знаменательным датам по массовой научно-просветительской работе. Все планы и отчеты направляются в головной музей и Управление культуры администрации г. Партизанска.

В целях повышения квалификации научных сотрудников внутри музея  проходят методические занятия, совещания  по изучению новейшей политической, экономической, исторической, краеведческой, музееведческой литературы, а также обеспечивается участие сотрудников музея в  постоянно действующем теоретическом  семинаре, конференциях, общемузейных семинарах, проводимых ПГОМ и внутри ПГМ. Еженедельно проводится планерка в музее, сдача на проверку карточек по всей научно-исследовательской, библиотечной деятельности, хроники событий, написанных сотрудниками за неделю.

Все должностные инструкции сотрудников  разработаны в управлении ГУК  «Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева». В инструкциях  ясно указаны должностные обязанности  каждого из сотрудников.

Таки образом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления  музейной деятельности

3.1 Научно-фондовая работа

Научно-фондовая работа - одна из основных областей музейной        деятельности –

 осуществляется на основании  Федерального закона «О Музейном  фонде Российской Федерации и  музеях в Российской Федерации»  и нормативных правовых актов  Российской Федерации по вопросам  сохранения и развития культурного  наследия народов Российской  Федерации. Сфера деятельности  этой области охватывает два  главных направления: учет и  хранение произведений изобразительного  искусства музейного собрания.

Цель научно-фондовой работы –  создание оптимальных условий для  отбора, сохранения, исследования и  использования музейных предметов. Работа с фондами состоит из ряда этапов:

1) комплектование музейных фондов  – отбор предметов музейного  значения из среды их бытования;

2) учет музейных фондов –  закрепление за отобранными предметами  определенного юридического статуса  (принадлежность к всемирному, национальному  и т.п. достоянию, принадлежность  к определенной форме собственности  и т.п.);

3) хранение музейных фондов –  меры, направленные на защиту  музейного собрания научно-вспомогательных  материалов от порчи, посягательств  и т.п., обеспечение доступности  фондов для использования как  самим музеем в его деятельности, так и другими учреждениями  и лицами;

4) научно-исследовательская работа  с коллекциями, направленная на  введение их в научный оборот (в том числе, через организацию  стационарных и временных экспозиций). Хотя научные исследования могут  проводиться на всех стадиях  фондовой работы: и при комплектовании, и при решении вопросов консервации  и реставрации предметов и  т.д.

3.1.1. Комплектование  музейных фондов

Деятельность галереи начинается с комплектования собрания – фондов галереи. Фонды галереи – главный показатель его эффективной работы.

Для комплектования своих фондов в  ПГКГ осуществляются следующие формы  деятельности:

1) научные командировки сотрудников;

2) обмен с другими галереями  и музеями;

3) покупка предметов и коллекций за счет музейных средств;

4) целевые заказы на выполнение оригинальных работ;

5) работа с дарителями (как частными лицами, так и учреждениями).

 

В целом  в процессе работы галерея формирует связи с творческой интеллигенцией, издательствами, предприятиями, букинистическими, комиссионными, антикварными магазинами, коллекционерами, научными учреждениями и т.д. Это особенно важно при формировании современных коллекций (плакаты, современные нумизматические материалы, предметы современного промышленного производства легче всего получить от непосредственного производителя).

Сегодня фонды ПГКГ составляют 5487 единиц хранения, из них 4957 предметов основного фонда. Ее фонды отражают историю западно-европейского искусства от эпохи Возрождения до ХХ в., русское искусство – от иконописи до современности. Галерея является ведущим центром коллекционирования и пропаганды произведений приморских художников.

Основу коллекции ПГКГ составляют работы, переданные в 1965 г. из ликвидированного художественного отдела Приморского  краеведческого музея им. В.К. Арсеньева. Фактическим создателем коллекции  ПГКГ является заведующий Владивостокским  государственным музеем Александр  Александрович Половинкин.

В настоящее время комплектованием  фондов занимается научно-фондовый отдел. Который в частности занимается комплектованием музейного собрания, созданием оптимальных условий для обеспечения сохранности музейных ценностей и памятников истории, культуры и архитектуры, ведением учетно-хранительской документации, научно-исследовательской работой.

3.1.2 Учет музейных  фондов

 

Учет музейных фондов – направление  фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному и  т.п. достоянию, принадлежность к определенной форме собственности, принадлежность конкретному учреждению) за отобранными  предметами, обеспечивает юридическую  охрану музейного собрания и прав музея на полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций  научные данные о них.

Учет фондов ПГКГ ведется на основании  «Положения о Музейном фонде Российской Федерации» и предполагает включение  предметов фонда галереи в  состав Музейного фонда страны и  их фиксацию в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.

Учет фондов галереи проходит в  три этапа:

1. Первичная обработка материала  (составляется акт приема, покупки,  фиксируется в каталоге галереи  при помощи записи на учетной  карточке, вносятся в книгу поступлений  или в книгу учета научно-сырьевого  материала);

2. Поступление в соответствующие  фондовые подразделения (прохождение  научной инвентаризации, заполнение  книги научной инвентаризации  в соответствии с фондовым  подразделением, на сам предмет  наносится шифр подразделения,  конкретной группы, в которую  он передан, порядковый номер  по книге научной инвентаризации).

3. Каталогизация ( совокупность работ по созданию каталогов фондов галереи).

В настоящее время для учета  фондов галереи используется система  КАМИС (Комплексная автоматизированная музейная информационная система) –  это современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач: учета и  хранения, каталогизации, подготовки выставок и экспозиций, полиграфических и  электронных публикаций, создания интерактивных  баз данных в Интернет.

3.1.3 Хранение  фондов галереи

Хранение музейных фондов – направление  научно-фондовой работы, осуществляемое на основе режима хранения и системы  хранения с целью обеспечения  физической сохранности и доступности  для использования предметов  музейного фонда.

Т.к. фонды галереи в основном – картины, которые в большей  степени подвержены негативному  влиянию влаги и температуры, то и хранение фондов должно осуществляться в соответствии со всеми нормами.

Поэтому создание оптимально благоприятных  условий, постоянный контроль над влажностью, освещением, чистотой воздуха, вентилируемостью помещений, микроклиматом (с помощью ветрин) для иконописных произведений и ряд других мероприятий – немаловажная часть работы музейных хранителей.

В 2002 году Приморская государственная  картинная галерея перевела часть  коллекции (живопись и графика) –  примерно 1200 единиц – в филиал, так  как головное здание ремонтировалось. Помещения филиала уже были отремонтированы, снаружи проведены дренажные  работы, что позволило отвезти  грунтовые воды от фундамента, а  хранилища и экспозиционные залы оборудованы кондиционерами и оснащены приборами для осушения и увлажнения воздуха. В зале классического искусства, который не оснащен автоматической системой обеспечения микроклимата, для поддержания нормального  режима необходимо строго регулировать количество посетителей и время  их пребывания в зале, особенно в  летний период, сезон дождей, для  которого характерна повышенная влажность (критической для холстов является 74-процентная влажность).

Степень сохранности всех экспонатов фиксируется в музейной документации. Реставратор регулярно проводит осмотры произведений, находящихся  в хранениях и экспозиционных залах. Если картину выдают на выставку или иные цели, то составляют акты с  подробным описанием состояния  музейных предметов в этот момент и после возвращения. ( Актуальные проблемы фондовой работы музеев:сб.тр. М: Полиграфис, 1978. 202 с.)

3.2 Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская деятельность – одно из основных направлений  деятельности музеев, определяемое задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки  и введения в научный оборот.

В процессе изучения происходит выявление  свойств музейных предметов (коллекций, собраний) как источников знаний, эмоций, как культурных, исторических или  природных ценностей. Изучение музейных предметов (коллекций, собраний) имеет  огромное значение для проведения комплектования и учета музейных фондов, для реализации экспозиционной работы, для развития научно-исследовательской деятельности музеев.

Научно-исследовательская работа для ПГКГ является сравнительно новым направлением работы т.к. длительное время в галеее не было специалистов. Работа по изучению коллекций, начатая в конце 1970 г.г. возобновилась лишь в 2002 году. Полноценно реализовать научный потенциал галереи позволило постепенное изменение ее статуса и увеличение финансирования на основные виды деятельности.

Сейчас в галерее функционирует  свой научный отдел, который отвечает за разработку научных проблем по истории Приморской государственной картинной галерее, искусству и культуре Приморского края, подготовкой научной документации и проектов для выставок и экспозиций.

Кроме того ПГКГ является организатором  международной научно-практической конференции «Художественная жизнь Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Данная конференция проходит один раз в год на базе ПГКГ.

В рамках конференции На рассмотрение выносятся следующие проблемы:

-Исследования в области теории  и истории искусства 

-Культуры Дальнего Востока России  и стран АТР 

-История развития музейного  дела (концепции развития музеев)

-Музейные коллекции: комплектование, изучение, хранение и реставрация 

-Художник – коллекционер - музей 

-Персоналии в искусстве 

-Эстетическое воспитание: музейная  педагогика, научная популяризация  изобразительного искусства 

Информация о работе Музейно-краеведческая практика