Музейные коллекции Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – ознакомиться с музейными коллекциями С - Петербурга.
Задачи работы ознакомиться с известнейшими музеями С-Петербурга:
- музей «Кунсткамера»,
- «Русский государственный музей»,
- «Эрмитаж».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Музейные коллекции Санкт-Петербурга………………………………...4
1. 1 Музей «Кунсткамера»………………………………………………….4
1. 2 «Русский государственный музей»…………………………………...6
1. 3 «Эрмитаж»……………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….…17
Список использованной литературы………………………………………18.

Вложенные файлы: 1 файл

музейные коллекции Петербурга.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

К музейному комплексу, помимо Михайловского  дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный  и Строгановский дворцы,

Михайловский (Инженерный) замок, а  также уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом  Петра I и Михайловский сад [4].

1. 3 «Эрмитаж»

В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей – Государственный ордена Ленина Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней [5].

По масштабам и значению коллекций  в один ряд с Эрмитажем могут  быть поставлены лишь Британский музей  в Лондоне и Лувр в Париже. Большой  многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже. «В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и графические листы ХХ столетия, памятники древности и современности».

Эрмитаж – это  удивительный мир, полный чудес. Коллекции  музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов  и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.

1764 год принято  считать датой основания Эрмитажа. Тогда в собственность императрицы  Екатерины II из Берлина поступила коллекция крупного негоцианта Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской живописи, включавшее 225 картин [2].

Коллекция Гоцковского  положила начало систематическому собирательству художественных ценностей и составила  ядро будущего музейного собрания, хотя еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей – картин, скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, - находилось в Зимнем дворце.

В настоящее время  Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с Эрмитажем. Он доминирует в ансамбле из пяти музейных зданий «…парадный и величественный вид так соответствует масштабам и значению музея, что невольно кажется, будто дворец предназначался для размещения музейных коллекций».

Однако, Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 гг. известным русским архитектором Б. Растрелли, до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь в 1920-1930-х годах был передан музею. А зданием, – основоположником Эрмитажа можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный в 1764-1755 годах по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом. Здание Малого Эрмитажа, как и все остальные здания этого музейного комплекса, само является уникальным явлением. «С присущей ему сдержанностью и простотой архитектурного решения оно является выдающимся произведением раннего классицизма» [2].

Получение коллекции  Гоцковского, состоявшей преимущественно  из картин голландской и фламандской  школ, вызвало интерес Екатерины II, а также явилось предметом  ее гордости. Можно полагать, что это было одним из факторов, который побудил ее к дальнейшему коллекционированию живописи. Агенты за границей, русские послы (в частности большой знаток искусства, князь Ю.А. Голицын – посол во Франции и Голландии) получают указания следить за аукционами художественных ценностей и приобретать произведения искусства для императрицы.

Так, на протяжении 1767-1768 годов Д.А. Голицыну удается  купить шедевр кисти Рембрандта «Возвращение блудного сына» и на аукционах  и распродажах – десятки других картин западноевропейских мастеров.

Особо важное значение для формирования картинной галереи  Эрмитажа имела покупка трех первоклассных  коллекций – Брюля, Кроза и  Уолполя.

В Дрездене у  наследников графа Брюля, влиятельного министра саксонского короля Августа III, куплено около шестисот полотен голландской, фламандской, французской, итальянской, немецкой школ. В их числе ряд шедевров, по сей день составляющих славу Эрмитажа: «Портрет старика в красном» Рембрандта, «Персей и Андромеда» Рубенса, полотно Пуссена «Снятие с креста», картина Ватто «Затруднительное положение», «Получение письма» Терборха. Из коллекции Брюля в Эрмитаж поступило первоклассное собрание видов Дрездена, исполненных итальянцем Белотто по заказу графа, а также огромное количество гравюр и рисунков. Последние значительно пополнили эрмитажную коллекцию, в которой были рисунки и картины, купленные за год до этого у графа Кобенцля в Брюсселе.

Не все покупки  достигали берегов русской столицы. В 1771 году буря разбила следовавший  из Голландии корабль, в трюмах которого находились голландские картины, приобретенные в Гааге в 1771 г. Весь ценный груз оказался на дне Северного моря.

В 1779 году в Лондоне была приобретена  большая коллекция, составленная еще  в первой половине столетия известным коллекционером лордом Уолполем, долгое время занимавшим пост премьер-министра Англии. 198 картин перекочевали из Англии в Петербург, пополнив коллекцию Эрмитажа произведениями Ван Дейка, Иорданса, Снейдерса, Пуссена и одним полотном Рембрандта «Жертвоприношение Авраама».

В 1781 году было сделано последнее  в XVIII веке крупное приобретение для  Эрмитажа – купленное целиком  парижское собрание графа Бодуэна. В числе 119 картин, преимущественно  голландской и фламандской школ, музей обрел сразу девять картин Рембрандта, шесть полотен Ван Дейка, три пейзажа Рейсдала.

Большую роль в формировании Эрмитажа в XVIII веке играли многочисленные заказы художникам разных стран Европы. Так, в 1766 г. Шарден исполняет для петербургской  Академии художеств «Натюрморт с атрибутами искусств». Президент лондонской Академии художеств Рейнолдс пишет для Екатерины II огромное полотно «Младенец Геракл, удушающий змей», а для Потемкина – «Воздержанность Сципиона Африканского».

Великолепный подбор работ крупнейших живописцев выдвинул картинную галерею Эрмитажа уже в конце 18 века на одно из первых мест в Европе. В 1774 году на французском языке был отпечатан первый каталог Эрмитажа, и там значилось 2080 картин и полотен.

Приобретения XVIII века не исчерпывались живописью. В это же время начинает складываться уникальное собрание глиптики (ручных камней).

В 1770-1780-х годах одна за другой для  Эрмитажа приобретаются великолепные коллекции французского дипломата  барона Де Бретейля, французского герцога  Орлеанского и многие другие. В их состав входили геммы, как античные, так и нового времени. По заказам Екатерины II работают крупнейшие мастера Западной Европы, в частности английские резчики братья Браун. В результате заказов и покупок в Эрмитаже сложилось уникальное собрание их работ, насчитывающее около двухсот резных камней – почти половину их творческого наследия.

Помимо картин и книг, эстампы, монеты и медали, мебель, фарфор, серебро, табакерки, часы, минералы и многие другие высокохудожественные изделия заполняли залы Эрмитажа. Все новые поступления размещались в основном в залах Малого Эрмитажа, в галереях, где и без того уже было тесно. Быстрый рост коллекций требовал дальнейшего расширения выставочных помещений. В 1771-1787 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена возводится здание Большого Эрмитажа (которое позже стало называться Старым Эрмитажем). На втором и частично третьем этажах этого здания разместились коллекции. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и представляет собой образец «безордерного» классического здания конца XVIII века.

С начала XIX века в Эрмитаж начинают систематически поступать картины русских живописцев, с 1825 года существует специальная экспозиция русского искусства. Впоследствии эти фонды были переданы в Русский музей, основанный в 1895 году.

В 1814 году было сделано первое крупное  приобретение XIX века – 38 картин галереи Мальмезонского дворца, принадлежавших первой жене Наполеона, императрице Жозефине Богарне. Среди полотен были «Снятие с креста» Рубенса и одноименное произведение Рембрандта, такие известные картины как «Ферма» Поттера, «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» Клода Лоррена и др.

С начала XIX века, очень медленно, Эрмитаж обретает самые начальные, еще непрочные формы музейной организации. Создается несколько отделений, вверенных хранителям. Но при этом Эрмитаж по-прежнему остается чисто дворцовым музеем, находящимся в ведении придворной конторы. Неудовлетворенность положения, в котором находился Эрмитаж, особенно ощущалась по сравнению с европейскими музеями. Некоторые из них уже были открыты для публики: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо. Необходимость реорганизации Эрмитажа, превращения его в публичный музей для России становилась все более очевидной.

Необходимо было построить специальное  музейное помещение. В 1839 году архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов приступают к возведению Нового Эрмитажа. Масштаб залов, конструкция перекрытий с особыми застекленными окнами на потолке, одноцветная, равномерная окраска плоских стен, удобных для развешивания больших картин, - все создавалось с учетом специфических требований музея.

В 1852 году состоялось открытие публичного музея, то есть музея, доступного для публики. Тем не менее, еще долгое время выдавалось крайне мало входных билетов, и продолжали существовать разного рода ограничительные правила. Учет посетителей был строжайший.

Лишь в 1863 году был строткрыт  свободный доступ в музей. С этого  времени посещаемость стала быстро расти, и достигла в канун первой мировой войны внушительной по тем  временам цифры – 180 000 человек в год.

Покупка в 1866 году в Милане «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи, а в 1870 году в Перудже «Мадонны Контестабиле»  Рафаэля и, наконец, в 1912 году в Петербурге «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи  восполнили существовавший пробел в  показе творчества великих мастеров итальянского Возрождения.

Совершенно особое место в истории  Эрмитажа занимает купленное в 1910 году у знаменитого русского графа  П.П. Семенова-Тян-Шанского собрание картин голландской и фламандской школ. Составлявшееся в течение полувека, оно насчитывало около семисот работ. Крайне важно, что ученый собрал свою коллекцию именно для Эрмитажа, отказываясь от более выгодных предложений. Работы в этой коллекции были не всегда первоклассные, но принадлежащие кисти самых разных и порою редких, не представленных ныне даже в музеях самой Голландии мастеров.

Важную роль в пополнении коллекции  в начале XX сыграли дары. Среди них выделяются «Похищение сабинянок» Тьеполо, поступившее в 1910 году от С.М. Волконского, картина «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко, отданная музею в 1911 году П.П. Дурново. Подаренная в августе 1917 года академиком И.И. Толстым коллекция русских монет и медалей увеличила уже имевшиеся собрания почти в 4 раза.

Большую ценность представили переданные в 1911 году по завещанию из коллекции Г.С. Строганова в Риме «Мадонна» Симона Мартини и из собрания П.С. Строганова в Петербурге «Поклонение младенцу Христа» Филиппино Липпи.

Перед началом первой империалистической войны в Эрмитаже насчитывалось  уже 673 000 экспонатов.

Во время войны связи с военными действиями коллекции были временно эвакуированы в Москву и Эрмитаж закрыт. Возобновил он свою работу уже в 1919-21 году как советский музей. Музею, располагавшемуся в предреволюционном году в одном здании Нового Эрмитажа, были переданы помещения Старого и Малого Эрмитажей. С 1922 года музей постепенно занимает все большее количество залов Зимнего дворца, и, наконец, после Отечественной войны все здание целиком.

В состав Эрмитажа вошел также и  целый ряд первоклассных личных собраний деятелей русской науки и искусства: выдающегося египтолога Б.А. Тураева, ученого-археолога Н.И. Веселовского, собирателя среднеазиатских памятников Б.Н. Кастальского, многолетнего руководителя Археологической комиссии А.А. Бобринского. В Античный зал Эрмитажа поступили от академика живописи М.П. Боткина замечательные расписные вазы, от коллекционера А.И. Нелидова ювелирные изделия, от профессора античной филологии и ученого-нумизмата И.И. Толстого бронзы, терракоты, стекло. Раздел графики пополнился почти 4300 листами, завещанными художником и сотрудником Эрмитажа С.П. Яремичем.

Большую ценность представили многочисленные передачи из других музеев страны. Среди  важнейших были картины знаменитой Кушелевской галереи, в 1862 году поступившей  по завещанию ее владельца, графа Н.А. Кушелева-Безбородко, в Музей академии художеств и в 1922 году переведенной в Эрмитаж. Из Музея Академии художеств Эрмитаж получил и большое количество (около пятнадцати тысяч) рисунков и гравюр, а также часть скульптурного собрания этого музея.

В 1933 году Эрмитаж получил из Русского музея ценнейшие археологические  материалы, доставленные экспедициями русского путешественника П.К. Козлова  из древнего тангутского города Хара-Хото в 1909 и 1926 годах. Его всемирно известные  находки 1924-1925 годов из гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году.

Тогда же Музей антропологии и этнографии Академии наук передает Эрмитажу интереснейшие  памятники буддийского искусства  – лёссовую скульптуру и части  стенных росписей средневековых пещерных храмов Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в начале ХХ столетия.

Из бывшего Азиатского музея  приходит знаменитая коллекция восточных  монет, на основе которой в свое время  была составлена классификация монет  Востока, принятая во всем мире.

Информация о работе Музейные коллекции Санкт-Петербурга