Музей как социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;
2. исследовать социально-культурную деятельность музеев;
3. охарактеризовать проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект;

Содержание

Введение 3
Раздел I Сущность и типология социально-культурных институтов 6
Раздел II Социально-культурная деятельность музеев 12
Раздел III Проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект 22
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый без титульника.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                          3

Раздел I Сущность и типология социально-культурных институтов                 6

Раздел II Социально-культурная деятельность музеев                                      12

Раздел III Проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект                                                                                                                      22

Заключение                                                                                                             26

Список используемой литературы                                                                       29

Приложения                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По мнению Соколова А.В., культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие, т.е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных

(изделия), так и неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью[6, С.3]. Включение личности в общественные отношения происходит через ведущие институты социально-культурной сферы. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний. Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Одним из важнейших социально-культурных институтов является музей.

В широкой системе факторов, предопределяющих сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, формирование исторической памяти и обеспечение преемственности культурно-исторического развития, особое место принадлежит музеям. Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, организации досуговой деятельности, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания. Жизненность и реальная ценность музеев нашей страны с особой силой проявилась в 90-е годы XX века, когда в условиях социальных потрясений и глубокого экономического кризиса, в отличие от клубных учреждений, библиотек, лекториев, коллективов любительского творчества и других компонентов сложившейся системы культурно-просветительной работы, они не только сохранили себя, но и продемонстрировали способность успешно функционировать на качественно новом рубеже социально-экономического, политического и духовного развития. Переход от плановой, командно-административной системы к рыночной поставил музеи в новые условия их деятельности, каких не было ранее и к которым музеи были не приспособлены. Формирование демократических основ управления хозяйствующих субъектов привело к значительному росту самостоятельности в деятельности музейных учреждений, в том числе и в системе их финансирования в условиях рынка. Эти новые экономические условия их функционирования, а также новое отношение общества к музею, музейным ценностям, системе отношений социума к музею, использованию музейного пространства выдвинули необходимость использования новых управленческих

 технологий, пересмотра структуры  музейного учреждения. В современных

 условиях музеям необходимо  создавать такие структуры своих  учреждений, которые бы функционировали адекватно потребностям общества с учетом условий рыночной экономики. Ведь прежние структуры музеев с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями сотрудников, ориентированные на «спокойную» среду, - на сегодняшний день потеряли свою актуальность. Музеи испытывают сегодня немало трудностей с удовлетворением культурных и досуговых запросов потребителей, которые с каждым днем возрастают. Старые методы работы оказались неэффективны в новых условиях общественной жизни. Поэтому возникла необходимость создания и использования инновационных технологий, помогающих изменению содержания и методов работы музеев.

Цель данной работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов; 
2.  исследовать социально-культурную деятельность музеев;

3. охарактеризовать проект  «Ночь музеев» как инновационный  социально-культурный проект;

Объектом исследования являются социально-культурные институты.

Предмет – музей как  социально-культурный институт.

Базой исследования является проект «Ночь музеев».

Методы исследования: анализ теоретических источников, невключенное наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Сущность и типология социально-культурных институтов

По мнению Ариарского М.А.,социально-культурная деятельность (СКД) - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры[2]. СКД ведет свое начало от системы внешкольного образования (до 1920 г.). Затем была политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.), позднее - культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.), до середины 90-х годов она называлась культурно-досуговой работой, а с сер.90-х годов - социально-культурная деятельность. Виды социально-культурной деятельности складывались исторически, постепенно оформлялись в систему, выполняющую посреднические функции между личностью и миром культуры. Цель этих видов деятельности - приобщение личности к миру культурных ценностей, включение ее в развивающий и культуроформирующий процесс.

М.С. Каган считает, что социально-культурную деятельность можно разделить на пять основных видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. С этой точки зрения социально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческая деятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается в социокультурной деятельности человека как общественного существа[7]. Н.Н. Ярошенко утверждает, что социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы[9]. Социально-культурная деятельность оказывает влияние на внутренний мир и образ действий огромного количества людей, и кроме того, она через человека оказывает воздействие на окружающую действительность и становится важным звеном социальной жизни[5]. Важность СКД заключается в том, что она организованна в социально-значимых целях удовлетворения и развития культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. По мнению ряда научных исследователей, таких как Туев В.В., Соколов А.В., Ариарский М.А., можно выделить некоторые особенности, а также отличительные черты СКД. Итак, к особенностям относятся: СКД характеризуется многообразием видов, располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб  и т.д.). Отличительными чертами являются:

-гуманистический характер

-культурологический характер

-развивающий характер

Большинство ученых выделяют следующие общие функции социально-культурной деятельности:

· производство новых знаний, норм, ценностей;

· накопление, хранение и  распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей;

· воспроизводство духовного  процесса через поддержание его  преемственности;

· коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

· социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;

· рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Социально-культурная деятельность представляет собой достаточно крупный  общественный феномен, который связан с включением личности в общественные отношения через ведущие институты  социально-культурной сферы. Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности. Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом. Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру. В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений. С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов[3]. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями. Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности. К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельностиобъединений и т.д.). Второй уровень - учрежденческий. К социокультурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли. Так, государственные и местные, региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей. В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию. Любой социокультурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях. Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. классифицируют социально-культурные институты в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории[4].

Первая группа – социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Вторая группа – социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.

Третья группа – социально-культурные институты, преимущественно проявляющие  себя в организации различных  видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.  
В теории и практике СКД часто используются и многие другие основания                      для типологии социально-культурных институтов:

1. по обслуживаемому контингенту населения: 

a. массовый потребитель (общедоступные);

b. отдельные социальные группы (специализированные);

c. дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

a. государственные;

b. общественные;

c. акционерные;

d. частные;

3. по экономическому статусу:

a. некоммерческие;

b. полукоммерческие;

c. коммерческие;

4. по масштабам действия и охвата аудитории:

a. международные;

b. национальные (федеральные);

c. региональные;

d. местные (локальные).

Непосредственно в социально-культурных институтах осуществляется деятельность по формированию, развитию, освоению, распространению  ценностей культуры.

II. Социально-культурная деятельность музеев

Одним из важнейших социально-культурных учреждений выступают музеи. В наши дни существует целый ряд определений музея. Это связано с различными исследовательскими подходами специалистов, а также с разнообразием целей и задач, ради которых создается определение. Разные подходы к определению понятия «музей» существуют и в теоретическом музееведении, однако большинство исследователей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции. Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей - это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов[8, С.319]. В законе Республики Беларусь  от 12 декабря 2005 г. №70-З "Аб музеях i Музейным фондзе Рэспублiкi Беларусь" музей определен как юридическое  лицо или структурное подразделение юридического лица, которые реализуют большинство видов музейной деятельности[1]. В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ), согласно которому музей – это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей[8,C.319]. Разные подходы к определению понятия «музей» существуют и в теоретическом музееведении, однако большинство исследователей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции. В отечественном и зарубежном музееведении выделяют две основных функции: функция документирования и функция образования и воспитания. В области науки, образования, воспитания и культуры музеи решают специфические задачи, которые ставятся перед ними обществом.

По мнению Юреневой Т.Ю., функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев. По мнению Д.А. Равиковича  помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. В качестве самостоятельных социальных функций А.М. Разгон и А.И. Фролов выделяют научно-исследовательскую и охранную функцию, а И.В. Иксанова – коммуникативную. Как справедливо отмечает Т.Ю. Юренева, социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии.

    Каждый из музеев уникален и неповторим. Однако есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять их на определенные группы, т.е. осуществлять классификацию. Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея. Под профилем музея понимается его направленность на раскрытие той или иной области искусства, науки, техники, сферы производства или области человеческой деятельности. Коллекции профильного музея имеют заданные тематические, хронологические, территориальные, отраслевые характеристики. Профильная классификация делит музеи на группы, каждая из которых решает свои научные задачи. Такими профильными группами могут быть: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи.

Внутри своей профильной группы музеи могут иметь более  узкую специализацию в соответствии со структурой научной дисциплины, вида искусства, техники, отрасли производства и т.д.

Художественные музеи – все музеи, которые характеризуются принадлежностью к истории искусств и к искусствоведению. Это музеи изобразительного искусства, пинакотеки, картинные галереи, музеи скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественных ремесел, промыслов, гравюры,  а также театральные, музыкальные, киноискусства и т.д.

Исторические, базирующиеся на системе исторических наук. Делятся  на: общеисторические музеи (широкого исторического профиля); археологические, этнографические, военно-исторические, политической истории, истории религии, историко-бытовые, монографические (специализированные по научному направлению); музеи истории спорта, истории книги, истории науки и техники (специальные исторические).

Информация о работе Музей как социально-культурный институт