Музей как социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;
2. исследовать социально-культурную деятельность музеев;
3. охарактеризовать проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект;

Содержание

Введение 3
Раздел I Сущность и типология социально-культурных институтов 6
Раздел II Социально-культурная деятельность музеев 12
Раздел III Проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект 22
Заключение 26
Список используемой литературы 29
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый без титульника.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

Естественнонаучные: палеонтологические, антропологические, биологические, ботани-ческие, зоологические, геологические, минералогические, экологические и т.д.

Технические, связанные с техникой и техническими науками: политехнические, музеи науки и техники, авиации, космонавтики, машиностроения, судостроения, горного дела, железнодорожного транспорта, музеи отдельных предприятий и др.

Литературные, посвященные как  жизни и деятельности тех или  иных писателей, так и темам развития литературного процесса.

Мемориальные, расположенные  в домах и усадьбах, где жил  исторический деятель, где творил тот или иной деятель искусства, науки, литературы. В этих музеях сохраняется или воссоздается обстановка дома, интерьер, собираются личные вещи, рукописи, принадлежавшие владельцу дома и его обитателям.

Музей, имеющий несколько профилей, относят к числу комплексных. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, которые сочетают в себе как минимум историческую и естественнонаучную специализацию, т.к. их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль. Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, которые создаются на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, с изобретением акваланга в 1940-х гг. зародилась и начала развиваться подводная археология. Хотя остатки древних судов и ранее поднимались на поверхность водолазами, но только с изобретением автономного аппарата для дыхания археологам выпала возможность вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше. Разработка новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы — музеев подводной археологии. В их собраниях разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Очень популярны в наше время так  называемые «кунсткамеры» - музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.)

       Основной социально-культурной деятельностью музеев является культурно-образовательная и рекреационная работа. Музей не относится к той категории мест, посещение которых обязательно для человека (школа – для ребенка, работа – для взрослого). Следовательно, задача музея – привлечение посетителей. Это требует выработки специфических форм работы с людьми, побуждающих их посещать музеи, осматривать экспозиции и выставки, участвовать в музейных мероприятиях и т.д. Выработка этих форм – главная задача такого направления музейной работы, как культурно-образовательная и рекреационная деятельность. На сегодняшний день имеются вполне сложившиеся традиции, хотя идет поиск и новых форм. Основная форма культурно-образовательной и рекреационной работы музеев – подготовка и проведение экскурсий.

     Экскурсия (музейная) (от латинского excursio – поездка) – форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода. Участники экскурсии, посетители называются экскурсантами. Экскурсии, как форма образовательной и воспитательной работы, появились в России в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А. Коменского. Отдельные элементы экскурсии присутствовали в работе музеев изначально: объяснения, даваемые хранителями посетителям музеев, можно считать своеобразными предшественниками современных экскурсий. В России формирование экскурсионной работы как особого направления музейной деятельности относится к 1870-м гг. К концу XIX в. с формированием музейной педагогики появляются экскурсии, рассчитанные на разные возрастные, социальные, профессиональные категории. В экскурсии сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации (появилось даже понятие «музейная коммуникация»), предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода.

Классификация экскурсий ведется по разным признакам:

по профилю представляемых коллекций: естественнонаучная, историческая и т.д.;

по целевой направленности: общеобразовательные; методические (ориентированы на специалистов и связаны с раскрытием принципов отдельных направлений музейной работы, особенностей организации фондов, принципов построения экспозиции, применения музейных экспозиций в учебном процессе и т.д.); учебные (связаны с реализацией программ учебных заведений), академические или специальные (по профильным дисциплинам для специалистов);

по широте охвата тематики: обзорные (по всем экспозициям музея, в основном рассчитаны на экскурсантов, ранее не посещавших данный музей), тематические (детально раскрывают какую-то одну тему или проблему), цикловые (несколько лекций, связанных какой-то сквозной темой; чаще ориентированы на группы постоянных посетителей);

по составу экскурсантов: по возрасту (детские, взрослые), по социальному составу (для разных профессиональных групп), по месту жительства (для местных жителей или приезжих, для граждан или иностранцев), по характеру экскурсионных групп (для однородной по составу аудитории или для разнородной, например родители с детьми и т.п.).

по месту проведения и  объектам показа: 1) музейная экскурсия: по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении), экскурсия по музейной территории; 2) внемузейная экскурсия: по памятным местам и т.д.; 3) комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);

по способу передвижения: автобусная, пешеходная, морская и т.д.

Возможны и иные классификации  экскурсий. Например, немецкими музеями  с 1997 г. вполне успешно внедряется идея «музейных ночей» – ночных экскурсий по экспозициям музеев. Участникам экскурсии предоставляется автобус, перевозящий их от музея к музею, а также еда. Первым городом, предложившим этот эксперимент, был Берлин, в 2004 г. в нем участвуют 50 городов ФРГ. Города Европы (вместе с немецкими на сегодняшний день в эксперимент включились около 120 городов) также используют этот опыт (например Париж, Рейкьявик, Амстердам, Базель). Однако экскурсия отнюдь не единственная форма культурно-образовательной работы музея. К базовым формам культурно-образовательной работы относят, кроме экскурсии, лекцию, консультацию, научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.); конкурс (викторина, олимпиада и т.д.); вечер встреч, концерт (киносеанс, театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.); музейный праздник, семейные абонементы выходного дня, музейную игру, выездной день музея, мастер-класс. Число этих форм – постоянно меняющаяся величина: одни формы появляются, другие сходят на нет, переставая удовлетворять запросы публики. Например, популярные в 1950–1970-е гг. «воскресные чтения», «устные журналы», «дни музеев» на предприятиях или в учебных заведениях явно утрачивают свою актуальность.

Одна из традиционных форм массовой работы музеев, наряду с экскурсией, – лекция. Лекции могут объединяться в циклы – лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2-й половине XIX в. Первоначально для чтения лекций приглашались ведущие специалисты в какой-либо научной области. Сейчас чаще всего лекции читают научные сотрудники соответствующих отделов музея. Особенность музейной лекции – тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т.д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад. Примером может служить работа Научно-исследовательского и учебно-просветительского центра Музея-заповедника «Московский кремль». Центр располагает двумя компьютерными классами на 5 и 6 мест, а также залом для публичных заседаний на 30–35 человек с 2 компьютерами, компьютерным проектором и экраном. В зале читаются лекции как для профессиональных (студентов профильных вузов, историков, искусствоведов и т.д.), так и для смешанных аудиторий. В программу лекториев «вплетают» экскурсии по музейным экспозициям, беседы со специалистами, круглые столы.

Традиционная форма работы – консультация. Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией). К сожалению, для отечественных музеев (в отличие от зарубежных) наличие консультантов в штате музея не слишком привычная практика. Гораздо чаще консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев. Индивидуальный посетитель часто оказывается «брошенным». В настоящее время музеи уделяют больше внимания организации консультаций. Огромную роль играет появление новых технических средств, а следовательно и форм оказания консультационных услуг, прежде всего, компьютерных справочников, каталогов, информационных систем, открывающих новые возможности и для музеев, и для посетителей.

Первоначально в рамках краеведческой  работы музеев вырабатывались такие  формы работы, как кружок, студия, клуб и т.п. Все это формы массовой работы, призванные объединить единомышленников. Принципиальное отличие между ними зависит от способа организации объединения. Тематика кружков, студий задается самим музеем исходя из его представлений о направлениях массовой просветительской работы и корректируется в зависимости от проявленного интереса к их работе или отсутствия такового. Клуб – самоорганизующийся организм. Студии, кружки, клубы возможны и вне музеев. В рамках музеев специфика их деятельности состоит в активном участии музейных специалистов. Кружки, студии, как правило, возглавляет работник музея, выступающий в роли педагога, консультанта, методического руководителя. Что касается клубов, то они имеют Советы (или иные руководящие органы), в которые включаются музейные специалисты. Музейный специалист выступает в работе клуба как профессиональный консультант и в проведении каких-то исследований, и в подготовке выставок, и собственно как научный консультант. Кроме того, клубы получают помещения в музее. Каких-то возрастных ограничений для организации клубов или кружков нет (только с большой «натяжкой» можно отнести студию и кружок к «детским» формам работы, а клуб – ко «взрослым»). Экспозиция музея намеренно выстраивается на предметах типовых, филиал не «охотится» за уникальными экспонатами. Зато его экспозиции, выставки и вся работа ориентированы на жителей этого отнюдь не элитарного района. Музей выполняет роль клуба для местных жителей: дети получают там навыки грамотности, подростки пополняют школьный запас знаний, музей ведет социальную работу со взрослыми – женщинами, подвергающимися насилию в семье, безработными и т.д.  Достаточно часто родственные кружки и клубы объединяются в музейные центры. В рамках центров проводятся конкурсы, викторины, олимпиады. Они способствуют знакомству участников с музейными коллекциями и закреплению теоретических знаний через освоение музейных экспозиций.

Популярной формой музейной культурно-образовательной работы с детской аудиторией стала ролевая игра, которая считается одной из наиболее эффективных форм культурно-образовательной деятельности, способствующих развитию исторического сознания. Ее особенность состоит в том, что она целиком строится на ролевом поведении участников и дает возможность погрузится в определенную среду в процессе игры.

Изменения в понимании  функций музея в обществе, характерное  для ХХ века, особенно второй его  половины, заставляет музеи искать новые, нетрадиционные формы работы с посетителем. Одна из самых популярных форм работы с посетителем – мастер-класс. Как форма «связи с общественностью» (PR-работы) мастер-класс зародился вне музея и был частью рекламных кампаний фирм-производителей, в основном технических и т.п. товаров для дома. Впоследствии эта форма, из-за успешности воздействия на зрителя, оказалась востребована и другими общественными структурами, заинтересованными в пропаганде своей деятельности. В рамках музейной работы мастер-классы имеют определенное своеобразие. Первыми их начали применять этнографические музеи, включавшие в процесс демонстрации экспозиционных комплексов ансамблевого типа живые «экспонаты»: актеров, демонстрировавших, как жили люди данной культуры, эпохи, как изготовлялись и использовались различные предметы в повседневной или праздничной жизни этих культур. В этом смысле мастер-класс в музее можно воспринимать и как еще один метод построения музейной экспозиции. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы.

Задачу развлечения посетителя (как взрослого, так и детского) успешно решает музейный праздник. Как правило, праздник объединяет несколько форм музейной работы: показ экспозиций, театрализованные представления с элементами ролевых игр, конкурсами и викторинами, мастер-классами. Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций – мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта (таким продуктом могут выступать музейные и научные издания и т.д.).

Интегральные формы культурно-образовательной  работы получают все большее распространение  в современной музейной практике. Выбирая предпочтительные формы работы, музей должен учитывать интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучать эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей-посетитель[8].

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Музей как социально-культурный институт