Найка решит все проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:49, доклад

Краткое описание

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1.Наука как система знаний и вид духовного производства…..4-6
2.Развитие науки и социальный прогресс……………………..7-14
3.Как вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»…………………………………………………...15-17
Заключение…………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

культура речи наука решит все проблемы человечества.docx

— 35.39 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………….3

1.Наука как система  знаний и вид духовного производства…..4-6

2.Развитие науки и социальный  прогресс……………………..7-14

3.Как вы понимаете тезис:  «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!»…………………………………………………...15-17

Заключение…………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………...19

Введение.

Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически. В каждой науке  формулируются не только высказывания о познаниях в той или иной предметной области, но и общие правила  и предписания, относящиеся к  построению, методике и терминологии.

К концу XX века философския теория развития науки считается в значительной степени сформированной. Концепции Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и актуальности вопросы философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных специальностей.

Непосредственной целью  науки является описание, объяснение и

предсказание процессов  и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Философия всегда в той  или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с  тем прочно связывала философию  с наукой. Еще греческие мыслители  придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии.

1.Наука как система  знаний и вид духовного производства.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это  закрепляется в форме знаний как  мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования  действительности. Соответственно этому  науку принято определять как  высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных  знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания  и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной  науки в XVII столетии привело к  коренным преобразованиям образа жизни  человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый  мир от более ранних веков, обусловлено  наукой, которая достигла поразительных  успехов в XVII веке... Новый мир, насколько  это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”.

Современное развитие науки ведет  к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие  техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто культурное занятие человека. Наука - способ,  притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.

Если в других формах общественного  сознания рациональное познание действительности, ее упорядоченное и систематизированное  отражение является сопутствующей  целью, то в науке критерий рационального  осознания мира занимает центральное  место, а значит из триады Истины, Добра  и Красоты здесь в качестве приоритетной ценности выступает сама по себе вне этической и эстетической оценки Истина.

Наука – исторически сложившаяся  форма человеческой деятельности, направленная на познания и преобразования объективной  деятельности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом  целеноправленно отобранные и систематические факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что  исследуется и то как оно исследуется. Ответ на этот вопрос о том, что исследуется,  раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области  научного знания. Современная наука  – чрезвычайно развлетленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внешне расположенный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражений в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающее законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и их законы их развития, а также самого человека как существа социального.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так в естественных науках одним из главных методов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика. Вместе с тем  границы между науками достаточно условны. Для современного этапа  развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин, но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и другие.  В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в теориях, законах и принципах. Основанные на фактах научные предложения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей

Существенным феноменом  научного познания является философское  истолкование данных наук, составляющее ее мировоззренческую и методологическую основу. Уже сам отбор фактов подразумевает  большую теоретическую подготовленность и философскую культуру ученого.

Современный этап развития научного знания требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков  нового.  

2. Развитие науки и  социальный прогресс.

Наука – сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может не возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой  ступени развития немыслимо без  науки. Потребности материального  производства влияют на развитие науки  и на направления ее исследований, в свою очередь наука влияет на общественное развитие.  Великие научные открытия и связанные с ними технические изобретения оказали колоссальное влияние на судьбы всего человечества.

В разные периоды истории  роль науки была неодинакова,  но значение ее понималось уже в глубокой древности. В античности наука существовала как результат происшедшего разделения умственного и физического труда. В качестве самостоятельной формы общественного сознания наука стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура античности начала дифференцироваться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии  форм знания, обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. Однако тогда элементы научного знания оказывали еще весьма слабое влияние на производство; последнее осуществлялось главным образом рабами с помощью ручных орудий на основе эмпирических знаний, веками выработанных навыков. В условиях феодализма натуральное хозяйство продолжало обходится ручными орудиями  и ограничивалось преимущественно индивидуальным искусством и опытом мастеров. Однако и в средневековье происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия, (химическое мышление)в форме алхимии.

Роль науки в развитии производства возрастала по мере расширения и обобществления производства. Зарождавшийся  в недрах феодального общества капитализм поставил такие практические проблемы, которые могли быть разрешены  уже только научно: производство достигало  масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Наука все больше становилась  духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в  технических нововведениях. Весь последующий  ход истории представляет собой  неуклонный и все углубляющийся  процесс «онаучивания» производства. Этот процесс осуществляется многообразными путями, прежде всего путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин.

Вместе с небывалым  ранее прогрессом естественных наук получили новый импульс к развитию и гуманитарные дисциплины. Происходило  повышение интереса к познанию не только материального мира, но и  закономерностей духовной жизни.

Дальнейшее развитие науки  обусловливается неуклонно возрастающими  потребностями производства и расширением  мирового рынка. При этом интеллектуальные функции общества, развиваясь, все  больше отделяются от субъекта труда  и концентрируются в деятельности господствующего класса и быстро формирующейся социальной группы интеллигенции. Кроме того, научная работа отделяется и от труда по организации производства и становится сферой ученых. Происходит специализация и в среде ученых. Этот процесс имел прогрессивное  значение, создавая необходимые условия  для углубления познания, но вместе с тем он заключал в себе и отрицательную  сторону: узкая специализация делает знания ученых ограниченными, что не только снижает продуктивность самого научного творчества, но и способствует дестабилизации культуры. Именно в это время начинается все более углубившийся впоследствии разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием, между наукой вообще и нравственно-этическим сознанием.

Со времени зарождения капитализма и вплоть до наших  дней (независимо от общественного  строя) взаимосвязь научного и материального  производства постоянно углубляется  и совершенствуется. Сегодня этот процесс выражается во все большей  автоматизации производства вплоть до частичной замены работы человеческого  мозга кибернетическим устройством, компьютерами. Увеличивая сферу овеществленного  труда, наука позволяет с меньшей  затратой труда живого добиваться больших  результатов в материальном производстве. Создание действительного богатства  общества становится менее зависимым  от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от общего состояния науки в производстве. Повышения мощи производства достигается  путем совершенствования управления экономикой, что также является предметом  специального изучения соответствующих  наук. Так, из первоначально сугубо естественной науки – кибернетики  выросла новая общественная дисциплина – наука управления.

Социальное назначение науки  заключается в том, чтобы облегчить  жизнь и труд людей, увеличить  разумную власть общества над природой, способствовать совершенствованию  общественных отношений, гармонизации человеческой личности. Современная  наука благодаря своим открытиям  и изобретениям сделала очень  многое для облегчения жизни и  деятельности людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению  производительности труда и увеличению массы товаров. Но сокровища науки  пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям. «Наука – обоюдоострое всемогущее оружие, которое в зависимости  от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью  и благу людей, либо к их гибели». Наука без человека бессильна, более  того, наука без человека бесцельна. Необходимо не только способствовать развитию самих наук, их взаимообогащению и большей адекватной степени  восприняты человеком, развитие социальной активности которого является решающим условием социального прогресса. Большинство открытий и изобретений имеют две стороны: плодотворную и разрушительную – и в силу этого таят в себе огромные возможности и опасности. Все зависит от того, кем и как они будут использованы.

И.Кант, будучи сам выдающимся ученым, сдержанно и критично относился и к науке, и к ученым. Следуя Ж.Ж. Руссо, он видел противоречие

Вплоть до последнего времени  ученые не задумывались над драматическими и трагическими последствиями своих  открытий. Каждое приращение научного знания рассматривалось как благо и было заранее оправдано. После Хиросимы ситуация изменилась: встала проблема моральной ценности научного открытия, которое может быть использовано во вред человечеству. Оказалось, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Эстетически развитому человеку они открываются полнее. Возникло новое понимание истины: истина не просто достоверное знание, а нечто большее. Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Человечество ныне находится  на таком рубеже своей истории, когда  от него самого зависит решение поистине гамлетовского вопроса: быть или  не быть? Роковым  для судеб человечества вызовом стал такой уровень познания, овладения и контроля человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, открыв тем самым зловещую перспективу самоубийственной ракетно-ядерной мировой войны и породив архиглобальную проблему войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. К сожалению, зло совершенствуется и при определенных условиях оказывается, по выражению А. Тойнби, Молохом, пожирающим все большую и большую долю увеличивающихся продуктов человеческой индустрии и интеллекта в процессе сбора все большей пошлины с жизни и счастья.

Сегодня большинство исследователей понимают прогресс научного знания как  смену одной ошибочной теории другой, содержащей ошибки, но ближе  стоящей к истине.

Вопрос об общественном прогрессе  не нов. Он затрагивался и специально рассматривался многими мыслителями - от Тюрго и Кондорсе до Тойнби и  Ясперса. Они по-разному трактовали общественный прогресс, сам подход к его рассмотрению был у них  не одинаков. Не обошла этого вопроса  и русская мысль. У русских  мыслителей он приобретал особую актуальность в связи с их поиском исторического  пути России, выявлением места России в отношении Запада.

Специфика философского знания такова, что философские проблемы не могут быть решены однажды и  раз навсегда. Они вновь и вновь  встают в процессе развития общества, человечества и требуют нового осмысления, приобретая высшую важность на переломных этапах истории. В особенности это  относится к проблемам, прямо  затрагивающим жизнь и развитие общества. К числу последних принадлежит и проблема, связанная с трактовкой общественного прогресса.

Информация о работе Найка решит все проблемы человечества