Народные праздники и обряды хакасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 19:47, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, каждый человек, проживающий в определенной местности обязан знать духовную культуру населения данной местности. Мы жители Хакасии, а значит должны знать духовную культуру, традиции и обряды коренного населения Хакасии и придерживаться их определенных правил, их культуры.
Цель контрольной работы заключается в ознакомлении с духовной культурой хакасов, рассмотрении наиболее важных и распространенных праздников традиций и обычаев этого народа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…2
1. Народные праздники и обряды хакасов…………………………..…4
2. Обряд моления силам природы………………………………….…..10
3. Лошадь для Изых-хана………………………………………….…….11
4. Чыл Пазы……………………………………………………….………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Менее всего из обрядовой пищи семейного цикла известны обязательные блюда, готовящиеся на родины и крестины. Лишь 32,5% из 700 опрошенных в 1994 г. смогли ответить на этот вопрос (преимущественно это женщины). Наиболее часто из перечисленных блюд родильно-крестильного стола называют торт, пироги, блины, оладьи, печенье, пельмени, молочный суп, окрошку, винегрет.

 

Обряд моления силам природы

 

Вплоть до начала XX столетия хакасы, подобно своим далеким предкам, совершали коллективные моления небу, горам, воде. У неба обычно просили хорошего урожая трав для скота и хлебных культур для людей. Совершался обряд на горной вершине. В жертву небу приносили от 5 до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой. Руководили молением не шаманы, а выборные старики. Этот факт имеет большое значение. Он говорит о древности обряда, о том, что он возник в эпоху, когда у жителей Хакасии еще не было жрецов-шаманов, посредников между людьми и божествами. В молении горам, целью которого было выпрашивание дождя, шаманы уже принимали участие, но без специального костюма и бубна. То же относится и к обряду моления воде, который должен был уберечь людей от гибели на речных переправах. Вероятно, не менее древним был обычай обращаться за помощью к березе. Формально этот обряд устраивался по повелению шамана, когда в семье кто-то долго болел. Но, скорее всего, моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья, когда их главным культом был культ природы. Многие хакасские рода имели в старину «свою березу» — всеми почитаемое родовое дерево. По мере разрушения родового слоя у хакасов появились «фамильные березы», то есть деревья, считавшиеся покровителями небольших групп родственников. Если человека поражала тяжелая болезнь, его близкие выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и она считалась с этого момента святыней, духом-охранителем этой семьи.

 

Лошадь для Изых-хана

 

На протяжении многих столетий скотоводство было главным занятием хакасов. Согласно старинным преданиям степных кочевников верхнего Енисея, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, чтобы «скот хорошо держался и никто в семье не болел», Изых-хану подносили в дар лошадь. Глава семьи приглашал шамана, и тот в полном облачении и с бубном совершал камлание. После моления лошадь с вплетенной в гриву цветной лентой отпускалась на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на изыхе имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал когда-то в качестве изы-хов животных определенной масти: у рода Каска они были бурого цвета, у рода Кыргыз — серые и сизые, род Ара дарил Изых-хану рыжих лошадей.

 

Чыл Пазы

 

 Новый год – Чыл  пазы занимает особое место  в цикле календарных праздников  и обрядов хакасов. Зима – самое  тяжелое время в жизни кочевых  народов. Изнурительный холод, сильные  ветры и нехватка корма для  скота вынуждали и людей жить  на жесткой продовольственной  диете. Медленно тянулась зима, но  все ближе и ближе Чыл пазы (дословно «Голова года») – конец  зимы, начало весны. И вот наступал  канун Нового года.

 В юртах наводили  порядок, убирали мусор, скопившийся  за год, чистили и ремонтировали  старую одежду или же надевали  новую. В это время нельзя было  допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним  что-нибудь приятное, по возможности  облегчить жизнь бабушек и  дедушек, детям подарить чуточку  больше внимания и тепла. На  стол в день Нового года  обязательно ставили свежесваренное  мясо и молочные продукты. Начиналось  новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками.

 Примечателен тот факт, что у древних хакасов не  было принято массового употребления  спиртного. Национальное слабоалкогольное  изделие «айран», произведенное  на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных  обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина  селения или же шаман, он же  немного мог принимать спиртное  для вхождения в контакт с  духами. Из взрослых мужчин употреблять  айран, но в особых случаях, могли  только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три  защитника родной земли, три будущих  воина. Всем остальным, для воспроизведения  нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как  колыбель возникновения жизни, как  продолжательница рода и хранительница  семейного очага, вообще не имела  права употреблять спиртное.

 Чыл пазы празднуется 22 марта. В каждой местности, в  определенном месте, около священного  дерева хакасов- березы, разводится 3 костра. На восточной стороне  – особый сакральный костер, которому  поклонялись и просили у его  живительного огня лучшей жизни  и судьбы. На юго-западе разводится  костер для приготовления пищи, обычно из мяса барана, в огромном  котле - «хазан». На северо-западе  – особый костер для сжигания  черных «чалама». Чалама – специальная  ленточка. Кроме черной, применяются  еще белая, красная и синяя  ленты. Черная ленточка завязывается  узлами, по числу бед, болезней  и несчастий у человека за  прошедший год и сжигается  в священном очищающем огне. Остальные  чалама с просьбами и пожеланиями  завязываются на «хазын» - священной  березе.

 Цвет белой ленточки  означает в мифологии хакасского  народа чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ  тепла, жизни и достатка. Синий  цвет – символ чистого неба, связь с Космосом, с «верхним  миром».

 Праздник Чыл пазы  в Аскизе не проводился несколько  десятилетий, возрождение его произошло  в 1994 году. Жители села совместно  с работниками отдела культуры  убрали территорию вокруг Дома  культуры, произвели ритуал очищения  помещения богородской травой, затем  был праздничный концерт и  всеобщее угощение желающих национальной  пищей. Праздник стал ежегодным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, традиционный жизненный уклад во многом обусловил своеобразие обычаев и праздников хакасов.

В качестве этнодифференцирующих признаков в духовной культуре чаще всего выступают обряды, которые пронизывают жизнь каждого человека от рождения до самой смерти. Следует отметить условность деления об рядов на календарные и семейные, так как отмечаете заметное сходство форм и функций многих обрядовых действий, их фольклорного сопровождения, общности основы, на которой они первоначально возникли, также субъекта их проведения (семья, половозрастная группа, община).

Среди традиционных народных чаще всего называются сейчас такие праздники, как Новый год. Рождество, Крещение, Пасха, Троица. Иван Купала.

Пожалуй, самым любимым праздником остается Новый год, который за годы советской власти трансформировался во всенародное гулянье, отмечаемое коллективно в семье, на работе или по месту учебы.

Исходя из собранных данных, большая часть населения предпочитают надевать на праздники современный нарядный костюм. Символически стилизованную традиционную одежду можно встретить на организованных массовых гуляньях у работников учреждений культуры или участников фольклорных ансамблей. Уходит в прошлое и обрядовая поэзия, забываются песни, сопровождавшие ранее календарные и семейные праздники. Встречаются лишь отдельные упоминания о колядках, рождественских, масленичных и свадебных песнях, а также о похоронных плачах. Отдельные образцы обрядовой лирики возрождаются благодаря усилиям работников культуры и науки.

По моему мнению каждый человек проживающий на территории Хакасии должен знать праздники, традиции и обряды коренного населения. Чем больше человек изучает, познает духовную культуру, придерживается определенных правил, тем более обогащен его внутренний мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список


 

 

1.  Прищепа, Е.В. Традиционные верования  русских старожилов Хакасско-Минусинского  края. Абакан, 2003. 30 с.

2. Прищепа, Е.В. Традиционные представления  русских старожилов Хакасско-Минусинского  края о духах-хозяевах дома, леса  и о народной магии. Красноярск, 2006. 176 с.

3. Верник, А.А. Традиционная культура  русских старожилов Хакасско-Минусинского  края. Красноярск, 2005. 228 с.


  1. Русские старожилы Сибири: Историко-антропологический очерк. М., 1973. 190 с.

Быконя, Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в 18 веке. Новосибирск, 1981. 248 с.

  1. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. 525 с.
  2. Еремин В.А. «Праздники народов»

 

 

 

 


Информация о работе Народные праздники и обряды хакасов