Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:46, контрольная работа
Наука важнейший элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем, сводок экспериментальных данных, формул и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
Наука как важнейший элемент культуры.
Историческая обусловленность эпохи Просвещения.
Основные особенности западноевропейской литературы средневековья.
Список используемой литературы.
Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
Средние века – это тысячелетний период (V – XV вв.) в истории европейской культуры между Античностью и Возрождением (Ренессансом). «Средними», т.е. «срединными», «промежуточными», их назвали мыслители эпохи Возрождения. Они считали, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания. Но сегодня к Средневековью относятся как к эпохе утверждения и торжества христианской веры.
Различают раннее Средневековье (V- XI вв), зрелое (XII-XIII вв) (или Высокое) – период расцвета средневековой цивилизации, позднее (XIV-XVвв) – так называемая осень Средневековья, когда в Италии уже торжествует Возрождение, а в других странах Европы культура начинает утверждать себя в неповторимом национальном обличье.
Человек эпохи Средневековья прежде всего христианин. Он жил с надеждой на спасение и вечную жизнь. Он с трепетом ожидал часа Страшного суда, которым, согласно христианским представлениям, должна закончиться земная история человечества. Для каждого в отдельности таким судным часом был миг его смерти, когда он представал перед Всевышним. Поэтому тема смерти занимает значительное место в произведениях средневековых авторов, а венцом Средневековья становится «Божественная комедия» Данте, аллегорически изображающая путь человека к очищению от грехов и к вечной жизни. Христианство сделало человека лично ответственным за свою жизнь и за все мысли и деяния. При этом он ощущал себя частью какого-либо человеческого сообщества и поступал как должно христианину, мужу, рыцарю, монаху, крестьянину, члену сельской общины, ремесленного цеха, жителю той или иной местности и т.д. Поэтому и персонажи средневековой литературы изображаются прежде всего как представители общественных групп, причем в согласии с уже сложившимися правилами и приемами. Так в героических поэмах мудрый король-правитель всегда седобород, рыцарь-воитель – горяч и отважен, влюбленный поэт в рыцарской лирике – молод и весел, а влюбленный рыцарь в рыцарском романе нередко безрассуден. Но средневековый человек во многом еще оставался язычником, варваром (так называли сначала германцев, живших к северу от Альп, а затем и все народы, жившие за границами Римской империи – кельтов, гуннов, славян). Христианские и варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии.
Литература Раннего
Литература Высокого Средневековья (XI-XIII вв.) - этот период известен как расцвет феодально-рыцарской литературы, которая возникла к XI веке в связи с появлением рыцарства. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, слову (что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом), и конечно же, Прекрасной Даме. Вершиной рыцарской литературы считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции.
В то время существовали трубадуры — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Трубадуры создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии". "Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Считалось, что предметом поклонения (служения) обязательно должна быть замужняя дама, причем более знатная, чем сам поэт. Соблюсти это оказывалось не так-то просто, так как среди рыцарей встречалось немало очень знатных. Чтобы приблизиться к Даме и стать «узаконенным» певцом ее достоинств, поэту требовалось пройти несколько этапов посвящения: сначала ему следовало утаивать свою любовь, затем, открывшись, ждать со стороны дамы сигнала о том, что он принят ею в услужение (таким знаком могло быть дарение кольца). Но и после этого поэт не должен искать с ней близости. Идеальная любовь, согласно куртуазному кодексу, - любовь безответная. Поэтому печаль и уныние в глазах куртуазной этики – величайший грех. Именно в эту эпоху появилось представление, что поэт – это влюбленный, а влюбленный – это человек, сочиняющий стихи. Предметом трубадурской поэзии могла быть не только любовь утонченная, истинно куртуазная, высокая, но и любовь безрассудная, низкая. Поэты никогда их не смешивали. Высокую любовь воспевали в кансонах. Низкой посвящали пастурели, альбы – песни на определенный сюжет. Так, в пастурели описывается встреча поэта-рыцаря, едущего верхом по лесной тропинке или бредущего по весеннему лугу, с пастушкой (персонаж условный, как и Прекрасная Дама). Любовь была основной, но не единственной темой поэзии трубадуров. В сирвентах («песнях служащего») они воспевали героику войн и Крестовых походов, публично выясняли отношения друг с другом, попутно затрагивая различные политические и этические проблемы.
Ваганты — «бродячие люди» в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Обычно слово ваганты употребляется для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве преимущественно латинским языком — международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики (церковники), жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. Лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского. В противовес куртуазному служению Даме, поэзия вагантов проникнута чисто земной радостью плотского наслаждения.
В период Высокого средневековья новое развитие получил героический эпос – были созданы такие героические поэмы, как «Песнь о Роланде» (старофранцузский эпос, XII век), «Песнь о моём Сиде» (испанский героический эпос, XII – начало XIII века), «Песнь о Нибелунгах» (германский эпос, конец XII – начало XIII века) и русское «Слово о полку Игореве» (конец XII века). Среди значительных литературных произведений Высокого Средневековья следует назвать французскую аллегорическую поэму «Роман о Розе» (XIII век), которая оказала влияние на поэзию последующих веков. Феодально-рыцарская литература породила жанр рыцарского романа.
Литература Позднего Средневековья (XIV-XV вв.) - этот период также называют Эпохой Предвозрождения, потому что в это время уже возникают предпосылки для последующей Эпохи Возрождения. Переход от старого сознания к новому можно наблюдать в творчестве двух поэтов этого периода: Франсуа Вийона (Франция) и Данте Алигьери (Италия), создателя «Божественной комедии».
Наконец,
в период Зрелого Средневековья
не только возникли предпосылки для
появления национальных литератур,
не только сложились окончательно основные
жанры и формы