Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:44, реферат
Наука Возрождения была результатом личного творческого поиска мыслителя. Мыслитель — искатель истинных идей. Мыслитель способен Эпоха европейского Возрождения охватывает в основном период XV-XVI веков. Важной чертой эпохи Возрождения явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал гуманизм. Гуманисты выступали за создание нового уклада жизни, за возврат к духовным ценностям античного мира.
Введение.
Основные черты эпохи Возрождения.
Развитие науки.
Значения открытий эпохи Возрождения.
Литература.
В своей работе "Рассуждение
о телах, пребывающих в воде, и
о тех, которые в ней движутся"
(1612), Галилей опровергает суждение
перипатетиков о зависимости
способности тел плавать или
тонуть от их формы. В Арчетри Галилей
готовит к опубликованию свою,
ставшую основной, научную работу
"Диалог о двух главнейших системах
мира – Птолемеевой и Коперниковой",
Над ученым устроили судилище и вынудили покаяться. Галилей старался подтверждать свои результаты опытами.
Для утверждения теории Коперника не было достаточно усилий Галилея, шедшего от земной механики к всеобщим законам космоса. Необходимо было точное описание орбит планет, поскольку круговой их характер никак не доказывался и выводился из чисто эстетических соображений. Задачу точного описания орбит планет решил один из величайших астрономов мира Иоганн Кеплер (1571-1630), основываясь на точнейших астрономических наблюдениях своего учителя Тихо Браге (1531-1601).
В ходе анализа этих данных,
проявив исключительную физическую
интуицию, Кеплер пришёл к следующим
выводам:
- Орбита каждой из планет является плоской
кривой, причём плоскости всех планетных
орбит пересекались в Солнце. Это означало,
что Солнце находится в геометрическом
центре планетной системы, тогда как у
Коперника таковым был центр земной орбиты.
Кроме всего прочего, это позволило впервые
объяснить движение планет перпендикулярно
к плоскости эклиптики. Само понятие орбиты,
видимо, также было впервые введено Кеплером,
поскольку ещё Коперник полагал, что планеты
переносятся с помощью твёрдых сфер, как
у Аристотеля.
-Земля движется по своей орбите неравномерно.
Тем самым впервые Земля уравнялась в
динамическом отношении со всеми остальными
планетами.
-Каждая планета движется по эллипсу, в
одном из фокусов которого находится Солнце
(I закон Кеплера).
Кеплер открыл закон площадей (II закон
Кеплера): отрезок, соединяющий планету
и Солнце, за равные промежутки времени
описывает равные площади. Поскольку расстояние
планеты от Солнца при этом также менялось
(согласно первому закону), отсюда следовала
переменность скорости движения планеты
по орбите. Установив свои первые два закона,
Кеплер впервые отказался от догмы о равномерных
круговых движениях планет, с пифагорейских
времён владевшей умами исследователей.
Причём, в отличие от модели экванта, скорость
планеты менялась в зависимости от расстояния
от Солнца, а не от некоторой бестелесной
точки. Тем самым Солнце оказалось не только
геометрическим, но и динамическим центром
планетной системы.
Кеплер вывел математический закон (III
закон Кеплера), который связывал между
собой периоды обращений планет и размеры
их орбит: квадраты периодов обращений
планет относятся как кубы больших полуосей
их орбит. Впервые закономерность устройства
планетной системы, о существовании которой
догадывались ещё древние греки, получила
математическое оформление.
На основании открытых им законов движения
планет Кеплер составил таблицы планетных
движений (Рудольфинские таблицы), по точности
далеко оставлявшие позади все таблицы,
составленные ранее. Эти таблицы ещё более
уточнил английский астроном Джереми
Хоррокс, в течение долгих лет бывший единственным
последователем Кеплера. Трудами Кеплера
и Хоррокса был задан новый стандарт точности
планетных теорий.
Кеплер был не только великим астрономом
и математиком. Весом его вклад в оптику,
которой он занимался в приложении к астрономии.
Свой знаменитый труд по оптике он назвал
"Паралипоменон, или Добавления к оптике
Вителлия и оптическая часть астрономии"
(1604). В этой работе, состоящей из 11 глав,
первые шесть посвящены оптике, а остальные
астрономии. Кеплер дает объяснение образованию
мнимых изображений и смещению изображений
при преломлении (опыт с "переломом"
палки, опущенной в воду). При рассмотрении
оптики глаза Кеплер продолжил ход лучей
до сетчатки, объяснил назначение хрусталика,
причину дальнозоркости и близорукости.
Кеплер ввел важное понятие "фокус",
применяемое для оптических систем, создающих
изображение. Он попытался, но безуспешно,
найти закон преломления. В 1611 г. Кеплер
опубликовал другой свой труд по оптике
"Диоптрика". В этой работе он дал
теории зрительной трубы, основанную на
геометрической оптике, теорию зрительного
восприятия, теорию коррекции зрения.
Кеплер предложил конструкцию зрительной
трубы с окуляром в виде положительной
(выпуклой) линзы, схема которой носит
его имя - "зрительная труба Кеплера".
Кеплер рассматривает в "Диоптрике"
схемы телеобъективов и теорию зрительных
труб. В этих двух работах Кеплера по оптике
были даны основы современной геометрической
оптики. Мы смотрим сегодня на Кеплера
как на гения, но его заслуги не были признаны
современниками.
Большое влияние на развитие
естествознания (и физиологии в частности)
оказала деятельность выдающегося
английского философа Френсиса Бэкона.
Ф. Бэкон звал к изучению природы, к открытию
её законов. «Целью нашего общества - писал
Бэкон,- является познание причин и скрытых
сил всех вещей и расширение власти человека
над природой, или, выражается
Бэкон,«рассекает,анатомирует»
Бэкон решительно восстаёт против средневековой
схоластики, суеверий, мистики. Сознание
должно быть очищено от предрассудков,
ложных понятий, которые Бэкон именует
«призраками», «идолами». Не слепое преклонение
перед перед авторитетами, а изучение
самой природы её законов, наблюдения
и сравнения, опыт (в широком смысле) и
эксперимент, индукция и анализ – вот
что, согласно Бэкону, должно лечь в основу
познания природы.
Выдвинутый Ф. Бэконом опытный, индуктивный,
аналитический метод был важным вкладом
в развитие материалистической философии
и естественных наук. Вместе с тем взглядам
Бэкона были присущи черты механистической,
метафизической ограниченности. Они выражались
в одностороннем понимании индукции и
анализа, недооценке роли дедукции, сведении
сложных явлений к сумме составляющих
их первичных свойств, рассмотрении движения
только как перемещения в пространстве,
признании внешней по отношению к природе
первопричины движения. Механистическая
трактовка природных явлений и метафизический
способ мышления укрепились в дальнейшем
в естествознании и философии XVII-XVIII вв.
Современник Френсиса Бэкона выдающийся французский ученый Рене Декарт. В философии Рене Декарта (1596-1650), быть может впервые четко определена ставшая затем лозунгом мысль о господстве человека над природой. В 1637 г. была издана знаменитая работа Декарта, полное название которой – "Рассуждение о методе как средстве направлять свой разум и отыскивать истину в науках. С приложениями: Диоптрика, Метеоры и Геометрия, которые дают примеры этого метода".
Декарт формулирует законы
отражения и преломления. Закон
преломления никак не давался
многим ученым. С помощью простых
геометрических рассуждений Декарту
удалось сформулировать его в
следующем виде: отношение синуса
угла падения к синусу угла преломления
есть величина постоянная. Декарт был
обвинен в плагиате, поскольку
этот закон, открытый экспериментально,
излагал в своих лекциях
В "Диоптрике" Декарт дал
принципиально новое объяснение
возникновению цвета. До Декарта
свет и цвет считались совершенно
не связанными между собой вещами.
Декарт же считал, что мы различаем
цвета по способам воздействия света
на глаза, то есть он связал между собой
цвет и свет. С помощью эффекта
преломления Декарт объяснил явление
радуги, прибегая при этом к серии
остроумных опытов, описанных в "Метеорах".
В "Геометрии" Декарт изложил начала
аналитической геометрии. Он указал
на "метод координат", пригодный
для решения уравнений и
Декарт считал невозможным существование пустоты и наделил пространство "тонкой материей", находящейся в непрерывном движении. Установив законы движения материи, можно, по мнению Декарта, определить законы чувственного мира. Декартова "тонкая материя" обладает тремя действиями: светом, теплом и тяготением. Это представление впоследствии породило гипотезу о существовании флюидов (теплорода, флогистона и прочих), которую использовали физики в течение последующих двух веков. Представление о флюидах, будучи ошибочным, тем не менее, сыграло значительную роль в развитии прежде всего оптики, электромагнитной теории, науки об электричестве. В соответствии со своей концепцией познания, Декарт искал общие закономерности, положения, лежащие в основе всех явлений природы. Он сформулировал закон, близкий по смыслу к современному закону сохранения количества движения. Декарт пишет в "Началах философии": "...способность энергии движения, которую мы наблюдаем в телах, может переходить, или вполне, или частично, от одного к другому, но не может исчезнуть из мира". Точное определение закона сохранения количества движения было получено после введения понятия массы, неизвестного тогда Декарту. Он, однако, ввел впервые понятие импульса силы как произведения приложенной силы на время ее действия. Это понятие сохраняется и в современной физике.
Значение открытий эпохи Возрождения.
Развитие науки в XIV—XVI веках существенно повлияло
на представления людей о мире и месте
человека в нем.
Литература.
1) Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
2) Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3) Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ротов-на-Дону: «Феникс», 1997 – 480 с.
4) Культурология. История
мировой культуры: Учебное пособие
для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой.
– М, 1995.
5) Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение
— ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
6) История науки в кратком изложении/ Пер.
с чеш. И.И.Богута. – М.:Мысль, 1991.
7) Баткин Л.М. Итальянское Возрождение
в поисках индивидуальности.,-М.,1989г.
8) Введение в культорологию.,-М.,1996г.
9) Радугин А.А. Культорология. ,-М.,2001г.
10) Большая Советская Энциклопедия,
т.5