Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:49, реферат
Категория оценки рассматривается как сложная многоэлементная структура, которая включает в себя такие основные компоненты, как субъект оценки, объект оценки, сами оценки, основание оценки. Объективная оценка характеризует прежде всего объект оценки (оценивается степень его соответствия определённому стереотипу, ср. годный, подходящий , правильный и т.д.). Субъективная оценка характеризует скорее всего субъект оценки, выражает его эмоциональное отношение к объекту оценки.
«Реальная» ситуация интерпретируется как ситуация без движения времени или с остановившемся временем. Как «крайняя» форма обозначения «медленного» хода времени возможно гиперболическое сравнение: Время шло так медленно, что казалось, будто оно остановилось» (Чернов).
В статической модели движения времени оценочная окрашенность подобной ситуации проявляется следующим образом: движение вперёд оценивается положительно, а назад – отрицательно: Мы идём к светлому будущему;/ Мы идём, возвращаемся (!) к прошлому (тёмному, мрачному и т.п.). Сочетания с подобной семантикой характерны прежде всего для публицистических текстов.
В отличие от метафорических сочетаний предыдущей группы, большая часть синхронных моделей движения времени предназначена для оценки говорящим чьих-либо действий, позиции и т.д.: идти (шагать) в ногу со временем; идти рука об руку с веком; идти в хвосте у событий и т.д.
В этих сочетаниях время и человек метафорически уподоблены субъектам, движущимся в одном направлении, параллельно друг другу, синхронно. Время и человек представлены здесь как равноправные, сопоставимые величины, в отличие от других ЯММДВ, где либо время динамично, а человек статичен, либо наоборот.
Время в РЯКМ наделе способностью не только к передвижению, но и к совершению разного рода других действий, которые можно проследить на примере метафорических сочетаний, которые отражают изменения физического облика человека, этапы его старения приписываемые влиянию времени: Через много лет время стёрло с лица печать молодости и печать красоты (Искандер). Подобного рода действия времени оцениваются говорящим негативно. Однако здесь следует учитывать следующий момент: если действовать в сторону улучшения физической оболочки человека время действительно не склонно, то в ряде случаев оно может всё-таки быть снисходительным к человеку, что и выражается в отсутствии какого-либо воздействия на него: Время милостиво обошлось с Джолионом, ибо он был Форсайт.
Сопоставление словарных значений (Пощадить ИЗ дать пощаду кому-либо, не причинить вреда кому-либо/ чему-либо. РЗ сохранить без изменений, уберечь от разрушения) уточняет понимания времени в РЯКМ: всё, что время может сделать хорошего для человека, - это не коснуться его, сохранить его состояние без каких-либо изменений, так как подавляющее большинство изменений, вносимых временем, пагубно отражаются на человеке как объекте такого воздействия.
Деструктивная функция времени может выражаться и с помощью таких метафорических сочетаний, как, например, ветер времени: Ах, ветер времени зловещий, / причина множества кручин!/ Ты изменяешь форму женщин/ и содержание мужчин. (Губерман).
В ряде случаев возможно и не столь однозначное осмысление подобного воздействия времени, согласно которому время, забирая физическое здоровье, взамен, в виде своего рода компенсации, увеличивает ментальные способности человека:
…голова моя уже седа – что придавало мне некоторое величие, наводя на мысль об опыте и разумном взгляде на вещи, что связывают, хоть порою ошибочно, со всеми знаками, налагаемыми на нас временем (Карпентъер, перевод Тыняновой)
В РЯКМ время может интерпретироваться и как некая сила, воздействующая не только на объекты физического мира, но и на сферу абстрактного. Например, оно способно разрушать и даже уничтожать разного рода социальные, эмоциональные, эстетические и т.д. явления, понятия, образы: По всем признакам, время расшатывало королевскую власть. Да, время в самом деле работало против Короля (Искандер).; Суров к подругам возраста мороз,/ выстуживают нежность ветры дней (Губерман).
Однако в ряде случаев
время может быть интерпретировано
и как субъект, вносящий положительно
оцениваемые изменения в
Кроме того, время может
вносить положительные изменени
Также время в РЯКМ метафорически наделяется способностью побуждать человека к действию. Согласно таким метафорам время может не ждать, не терпеть, поджимать и т.д.:- Не знаю, что с ним потом,- время не ждало, надо было ехать (Сергеев-Ценский).
В нашей культурной среде время особенно ценится. Метафора ВРЕМЯ-ДЕНЬГИ проявляется весьма многообразно. В такой интерпретации время может быть уподоблено:
-деньгам, материальным ценностям: Пустая трата времени (Голсуорси, перевод Лорие); Хандра крадёт у нас радость, энергию и время (Максимова).
-ограниченным
запасам жидкости, которые либо
расходуются человеком, либо
-тающим веществам: Три недели остались и таяли с каждым часом (Ратушинская). При такой интерпретации «растаявшее» время понимается как полностью исчезнувшее, в отличие от исходного образа, когда вещество переходит в иную форму существования, а не исчезает бесследно.
-пище, чему-то съедобному: Он (телевизор) жрёт много времени, отнимает силы, нервы, а пользы почти что ноль (Песков).
-полотну, ткани: Да и захочет вспомнить – времени выкроить не сможет: у него миллион дел (Амаду, перевод Богдановского).
В отличие от КММВ, остальные метафорические модели, которых время интерпретируется как пассивный объект воздействия, представляют собой периферийное явление, так как, во-первых, число этих метафор ограничено, а во-вторых, они не продуктивны.
В первую группу метафор входят сочетания ловить момент, захватить какое-то время, прихватить столько-то времени: Возил он (рожь) весь день с Марфой и прихватил ночь (Л.Толстой).
Втору группу метафор составляют слова со значением пространственной манипуляции со временем как с объектом: приближать, отдалять, отодвигать, оттягивать, перенести. К этому же разряду на основании сходства результирующих значений представляется возможным отнести и слова со значением изменения интенсивности движения времени: замедлять и ускорять:
Этот день мы приближали, как могли (из песни); Отец хотел оттянуть подалее время отъезда (Аксаков). Кроме того, изменения в планах на будущее также метафорически уподобляется перемещению в физическом пространстве: - Час наступления отодвинут почему-то до половины шестого утра (Сергеев-Ценский).
Метафорические модели звучания
Авторы монографии отмечают, что восприятие звучания позволяет человеку проследить динамику изменений мира, а с этим напрямую связан уровень биологической и социальной адаптации. Звучание – процесс, характеризующий предмет, - может быть осмыслен как субстанция, обладающая определёнными признаками.
Звук осмысляется как явление (слуховое), которое может быть охарактеризовано метафорически через лексику других сфер восприятия. Например, толстый голос, ровный голос яркий бас, тонкий звук, вибрирующий голос, стеклянный смех и др.
Подобные метафоры основаны на особом свойстве человеческой психики - синестезии, явлении, согласно которому различные ощущения не изолированы друг от друга, а, напротив, тесно взаимосвязаны. Для оценки звучания привлекаются такие вспомогательные объекты и их свойства, которые способны раскрыть определённые параметры звучания и передать отношение к нему.
Звучание может быть представлено как визуальная сущность, тактильная, обладающая объемом, формой, определённой поверхностью, весом, плотностью.
Итак, рассмотрим подробнее синестезические образы звучания:
Звучание голоса может восприниматься и оцениваться как материальный объект, обладающий поверхность. Голос человека может быть осмыслен как предмет, способный излучать свет, об этом свидетельствует языковая метафора яркий голос – звонкий, звучный, хорошо слышимый, выразительный.
Другая метафора - светлый голос - связана с обозначением голоса ясного, чистого тембра. Эта метафора позволяет говорить о том, что звучание включено в нормативную шкалу архетипа "свет-тьма". Степень освещенности и яркость оказываются тесно связаны. Таким образом, создается противопоставленность комплексов признаков: тусклый, бесцветный, тёмный - яркий, цветной, светлый.
Звуки человеческого голоса могут также метафорически отождествляться с объектами, способными отражать свет. Голос может восприниматься как предмет, имеющий поверхность, способную плохо отражать свет: в словаре встречаются метафорически сочетания тусклый голос и матовый голос, но нет сочетания блестящий голос.
Создаются метафорические образы и на основе уподобления предметам, имеющим окрашенную/ неокрашенную поверхность: при этом голос, как правило, редко характеризуется посредством цветовых признаков (по крайней мере, узуально): бесцветный голос – неяркий, незвучный, невыразительный: Эти слова мне диктовала не /любовь и не Муза, но потерявший скорость / звука пытливый, бесцветный голос… (Бродский).
Следующий эпитет формально может быть отнесен к цветовым характеристикам, но, по мнению авторов монографии, внутренняя форма этого слова вызывает ассоциацию, прежде всего, с названием металла: серебристый голос. Внутренняя форма прилагательного отсылает к образу металла и его звучанию.
1.2 Образы, связанные с фактурно-зрительным восприятием поверхности предмета
В этот разряд авторы монографии относят метафорические сочетания, основанные на восприятии голоса как объекта, обладающего поверхностью, но при этом речь идет о наличии/отсутствии на поверхности объекта чего-либо. Данный признак реализуется в языковой метафоре чистый голос.
Подобную этой метафоре характеристику даёт образ ржавый голос. Метафора ржавый не просто характеризует звучание, но и передает дополнительные смыслы, признаки объекта – старый, давно не используемый, не работающий, испорченный. Ржавый голос - это прежде всего оценка человека с точки зрения его коммуникабельности, вербального взаимодействия с другими людьми.
Голос может также быть охарактеризован как предмет, обладающий структурной поверхностью. Такой образ создают метафоры ровный/неровный голос, характеризуя единообразие звучания голоса. Можно говорить о том, что мы имеем дело с традиционной метафорической моделью смешения пространственно-временных параметров: Я внимал бы ровному голосу, повествующему о вещах,/ не имеющих отношенья к ужину при свечах… (Бродский).
1.3 Образы, связанные с фактурно-зрительным восприятием материала
Среди метафор,
характеризующих восприятие
Одна из распространённых моделей здесь – это модель «металл-голос»: медный бас, серебряный голос, стальной голос, чугунный голос, золотой голос. Эти метафоры позволяют охарактеризовать разные типы звучания голоса и при этом дать оценку его обладателю.
Метафора медный бас или медный голос характеризует звучный, плотный и громкий тип звучания. Возможно, что этот метафорический перенос усложняется метонимическим, т.к. модель – это материал, из которого изготавливаются различные духовые инструменты, и звучание голоса в этом случае сравнивается со звуком духового инструмента.
Метафора стальной / железный голос даёт дескриптивную оценку не столько типу звучания, сколько обладателю такого голоса: жесткость, выносливость, несгибаемость характера; отношения между коммуникантами –выражение скрытой угрозы, агрессии.
Метафора чугунный голос также оценивает звучание голоса и его носителя, но дает при этом совершенно иную оценку: чугун отличается от предыдущих металлов иным типом звучания: - глуховатым, не звонким. Поэтому названная метафора привлекается для характеристики таких свойств, как некоторая примитивность психической и интеллектуальной сферы, отсутствие психологической и коммуникативной гибкости, некоммуникабельность.
Иные характеристики
дают образы драгоценных
Метафора золотой голос основывается не на типе звучания, а на образе «драгоценности».
Вещественная метафора звучания позволяет совместить в рамках единого звукообраза сходные типы звучания разных материалов для усиления акустической ассоциации: Впущенный горничной письмоводитель еще из прихожей услышал гул множества мужских голосов, но время от времени доносился и тот, серебряно-хрустальный, волшебный (Акунин).
Метафора деревянный голос используется для характеристики глухого звучания голоса, голоса, в котором отсутствуют дополнительные тембры, делающие его выразительным.
1.4 Образы,
связанные с восприятием
Самая распространённая форма предмета, привлекаемая для характеристики звучания, - это форма отрезка или прямой (нити, струны). При этом звучание обладает динамическими характеристиками, выступает как атрибут времени, в отличие от пространства- тишины: И голос мой, на тысячной версте / столкнувшийся с твоим непостоянством, / весьма приобретает в глухоте, / по форме совпадающей с пространством (Бродский).
Еще один, менее конкретный, но также визуально воспринимаемый признак –размер предмета.
Наиболее часто употребляется метафора, связанная с параметрами поперечного сечения, что опять же отсылает к образу длинного вытянутого объекта, такого как нить или струна: Так тонок голос, / Тонок, впрямь, игла. / А нити нет….; Талант - игла. И только голос - нить. / И только смерть всему шитью – пределом (Бродский).
Семантический компонент «нецелостность», «испорченность» актуализирован в эпитетах ломающийся, разбитый, надтреснутый, надломленный, надорванный, дырявый: Здорово, Дарьюшка! – гудел он сиплым, будто дырявым голосом (Распутин).