Национальная картина мира и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Категория оценки рассматривается как сложная многоэлементная структура, которая включает в себя такие основные компоненты, как субъект оценки, объект оценки, сами оценки, основание оценки. Объективная оценка характеризует прежде всего объект оценки (оценивается степень его соответствия определённому стереотипу, ср. годный, подходящий , правильный и т.д.). Субъективная оценка характеризует скорее всего субъект оценки, выражает его эмоциональное отношение к объекту оценки.

Вложенные файлы: 1 файл

стилистика.реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

1.5 Образ, связанный с восприятием объекта как вместилища

Звучание голоса может  быть осмыслено не только как объект, обладающий структурой, но и как объект-вместилище, обладающий полым пространством внутри. Это распространённая языковая метафора полный голос  - не ослабленный, звучащий во всю силу, звучный, громкий. Как полагают авотры монографии, здесь актуализируется семантический компонент» вместивший в себя предельное количество», который связан прежде всего с образом сосуда.

1.6 Образы, связанные с восприятием пространственных  признаков предмета.

Динамические пространственные характеристики оказываются тесно связанными со статическими, прежде всего это изменение типа звучания, осмысляемое как изменение пространственного положения: упавший, опущены, поднятый голос.: Дарье она сказала, подняв голос до стона... ; -Знай свой срок, - и пригасила, опустила голос, понимая, что не дано его человеку знать (Распутин).

Однонаправленное движение в горизонтальной плоскости связано  с соотнесением типа звучания и способа  движения: перекатистый, раскатистый, плавный, переливчатый, текучий голос. Разнонаправленное движение связано с восприятием неконтролируемого движения объекта: вибрирующий, вздрагивающий, трепетный, трепещущий, переливчатый, текучий голос.

1.7 Образы, связанные с восприятием одушевленного  объекта

Прежде всего, это статические физические признаки одушевленного существа: тощий голос, дряблый голос, а также динамические признаки: напряжённый голос, расслабленный, натруженный, торопливый голос. Во всех этих случаях по звучанию голоса оценивается состояние его обладателя:

-О’кей! –  голос Администратора неожиданно переменился, совершенно исчезли слащавые обертона, тембр как бы подсох, растопился жирок и проступила рельефа мускулатура (Тучков).

2. Тактильные  образы звучания человеческого  голоса

Самая распространённая метафора связана с тактильным восприятием поверхности объекта, которая может  быть податливой, приятной на ощупь (нежный баритон, мягкий голос) и, напротив, неподатливой и раздражающей ранящей кожу (грубый бас, жесткий голос, твёрдый голос, огрубелый голос).

Конкретизация тактильного  ощущения представлена в метафоре бархатистый / бархатный голос. Несмотря на то, что мы имеем дело с названием ткани, материала, который может восприниматься визуально, все же, по мнению составителей монографии, основным доминантным образом здесь выступает именно тактильный образ ткани. В этом случае также оцениваются имплицитные свойства голоса (и его обладателя).

Нужно сказать, что языковые метафоры твёрдый голос и мягкий голос способны передавать не только образы ощущений, но и другие его свойства, такие как способность / неспособность объекта изменять форму вследствие механического воздействия: Голос у Жука заметно потвердел (Распутин).

  1. Болевые образы звучания человеческого голоса

Основой при метафоризации  данного типа выступают различные виды физического деструктивного воздействия, выражаемого глаголами резать, пронзать, сверлить, колоть, например: острый голос, пронзительный, резкий, колючий голос. Этот тип звучания ассоциативно связывается не только с болевым воздействием, но и с ситуацией нарушения целостности субъекта, воспринимающего такой голос.

Другой тип звучания не обязательно связан с повреждениями, но на первый план выходит именно болезненный  аспект самого воздействия: хлёсткий, щемящий голос. Например: Это не искренний голос впотьмах саднит, / но палец примёрз к диезу, лишен перчатки (Бродский).

  1. Вкусовые образы звучания человеческого голоса

 Самая разнообразная  палитра вкуса связана с ощущением  сладости: медовый, паточный, сладкий  голос. Подобная метафора передает ощущение удовольствия от приятного звучания голоса: У актрисочки, точно, голосок был хорошенький, - звонкий, соловьиный, медовый! (Достоевский). Но вместе с тем возможна слишком приятное звучание голоса может выражать негативную оценку намерений обладателя голоса. 

  1. Образы звучания человеческого голоса, связанные с восприятием давления.

В этой сфере авторами отмечено весьма небольшое количество метафорических единиц, которые связаны  прежде всего с  восприятием веса: легкий, невесомый, полновесны, голос, тяжёлый бас, тяжкий голос. Думается, что посредством использования метафоры веса передается ощущение от звучания разного по тону голоса, связанного с уже упоминавшимся выше противопоставлением высокий – низкий голос. Как обладающий незначительным весом оценивается голос высокого тона. Голос низкий, напротив, ассоциативно связан с ощущением веса, превышающего норму: Как может он произносить: лила, лила, качала – своим каменно-тяжёлым, деловым, трезвым голосом? (Одоевцева).

  1. Температурные образы звучания человеческого голос: холодный, застывший голос. Отражает эмоциональное состояние говорящего.

Вывод.

Таким образом, в своей  работе, опираясь на исходный материал, я рассмотрела различные аспекты  и особенности построения оценочной  Русской Языковой Картины Мира. Чтобы как можно более полно отразить комплекс ощущений, связанных с лексическими особенностями русской речи, я привела множество примеров, иллюстрирующих русское мировосприятие. Анализ метафорических моделей в моей работе базируется на психологических особенностях русского менталитета, что помогает наиболее ярко нарисовать пространственную картину, воспринимаемую русским человеком через сенсорно-вкусовые, тактильные, звуковые, визуальные каналы обработки информации.

________________________________________________________________

КММВ - Количественная метафорическая модель времени

ЛСВ – лексико-семантический  вариант


Информация о работе Национальная картина мира и язык