Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:49, реферат
Категория оценки рассматривается как сложная многоэлементная структура, которая включает в себя такие основные компоненты, как субъект оценки, объект оценки, сами оценки, основание оценки. Объективная оценка характеризует прежде всего объект оценки (оценивается степень его соответствия определённому стереотипу, ср. годный, подходящий , правильный и т.д.). Субъективная оценка характеризует скорее всего субъект оценки, выражает его эмоциональное отношение к объекту оценки.
1.5 Образ, связанный с восприятием объекта как вместилища
Звучание голоса может быть осмыслено не только как объект, обладающий структурой, но и как объект-вместилище, обладающий полым пространством внутри. Это распространённая языковая метафора полный голос - не ослабленный, звучащий во всю силу, звучный, громкий. Как полагают авотры монографии, здесь актуализируется семантический компонент» вместивший в себя предельное количество», который связан прежде всего с образом сосуда.
1.6 Образы,
связанные с восприятием
Динамические пространственные характеристики оказываются тесно связанными со статическими, прежде всего это изменение типа звучания, осмысляемое как изменение пространственного положения: упавший, опущены, поднятый голос.: Дарье она сказала, подняв голос до стона... ; -Знай свой срок, - и пригасила, опустила голос, понимая, что не дано его человеку знать (Распутин).
Однонаправленное движение в горизонтальной плоскости связано с соотнесением типа звучания и способа движения: перекатистый, раскатистый, плавный, переливчатый, текучий голос. Разнонаправленное движение связано с восприятием неконтролируемого движения объекта: вибрирующий, вздрагивающий, трепетный, трепещущий, переливчатый, текучий голос.
1.7 Образы,
связанные с восприятием
Прежде всего, это статические физические признаки одушевленного существа: тощий голос, дряблый голос, а также динамические признаки: напряжённый голос, расслабленный, натруженный, торопливый голос. Во всех этих случаях по звучанию голоса оценивается состояние его обладателя:
-О’кей! –
голос Администратора
2. Тактильные образы звучания человеческого голоса
Самая распространённая метафора связана с тактильным восприятием поверхности объекта, которая может быть податливой, приятной на ощупь (нежный баритон, мягкий голос) и, напротив, неподатливой и раздражающей ранящей кожу (грубый бас, жесткий голос, твёрдый голос, огрубелый голос).
Конкретизация тактильного ощущения представлена в метафоре бархатистый / бархатный голос. Несмотря на то, что мы имеем дело с названием ткани, материала, который может восприниматься визуально, все же, по мнению составителей монографии, основным доминантным образом здесь выступает именно тактильный образ ткани. В этом случае также оцениваются имплицитные свойства голоса (и его обладателя).
Нужно сказать, что языковые метафоры твёрдый голос и мягкий голос способны передавать не только образы ощущений, но и другие его свойства, такие как способность / неспособность объекта изменять форму вследствие механического воздействия: Голос у Жука заметно потвердел (Распутин).
Основой при метафоризации данного типа выступают различные виды физического деструктивного воздействия, выражаемого глаголами резать, пронзать, сверлить, колоть, например: острый голос, пронзительный, резкий, колючий голос. Этот тип звучания ассоциативно связывается не только с болевым воздействием, но и с ситуацией нарушения целостности субъекта, воспринимающего такой голос.
Другой тип звучания не обязательно связан с повреждениями, но на первый план выходит именно болезненный аспект самого воздействия: хлёсткий, щемящий голос. Например: Это не искренний голос впотьмах саднит, / но палец примёрз к диезу, лишен перчатки (Бродский).
Самая разнообразная
палитра вкуса связана с
В этой сфере авторами отмечено весьма небольшое количество метафорических единиц, которые связаны прежде всего с восприятием веса: легкий, невесомый, полновесны, голос, тяжёлый бас, тяжкий голос. Думается, что посредством использования метафоры веса передается ощущение от звучания разного по тону голоса, связанного с уже упоминавшимся выше противопоставлением высокий – низкий голос. Как обладающий незначительным весом оценивается голос высокого тона. Голос низкий, напротив, ассоциативно связан с ощущением веса, превышающего норму: Как может он произносить: лила, лила, качала – своим каменно-тяжёлым, деловым, трезвым голосом? (Одоевцева).
Вывод.
Таким образом, в своей
работе, опираясь на исходный материал,
я рассмотрела различные
______________________________
КММВ - Количественная метафорическая модель времени
ЛСВ – лексико-семантический вариант