Начало книгопечатания на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:39, реферат

Краткое описание

Испокон веков человечество изобретало способы передачи мысли, облаченной в слово своим потомкам. Сегодня трудно себе представить жизнь без печатного издания. С раннего детства, начиная с Азбуки мы идем по жизни бок о бок с книгой до конца дней своих. Мы учимся, мы познаем мир во всех его плоскостях. С книгой мы становимся духовно богаче. Книга открывает нам новые горизонты, подобно машине времени, перемещает нас в эпохи, подобно молниеносному транспорту отправляет в любые страны.

Содержание

1. Введение………………………………………………………..….2
2. Древнерусская рукописная книга……………………………...…3
3. У истоков книгопечатания на Руси………………………………5
4. Первые печатные книги на Руси………………………………….7
5. Московский печатный двор………………………………………11
6. Печатная и рукописная книга в XVII веке………………………16
7. Заключение………………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

начало книгопечатания на Руси.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     Параллельно с тиражируемыми массовыми произведениями в XVII веке создаются роскошные единичные  экземпляры печатных рукописных книг, предназначенных лицам царской фамилии и знати. Для этой цели существовала книгописная мастерская Посольского приказа, а в 1679 г. была создана царская типография С.Полоцкого.

       Симеон Полоцкий (в миру Самуил  Емельянович Петровский Ситнианович, 1629-1680) прибыл в Москву по приглашению царя Алексея Михайловича в качестве учителя царских детей. В 1679 г. он открыл типографию, которая выпускала светские книги, неподвластные церковной цензуре. Типография получила название "Верхней", так как помещалась в верхних покоях царского дворца. Для её оснащения с Печатного двора было велено "отпускать всякие книжные припасы". Согласно царскому указу было взято 26 пудов отлитых шрифтов, переведено 24 человека мастеровых. Симеон Полоцкий самостоятельно формировал издательский репертуар, сам сочинял произведения для печати. Его типография действовала в условиях относительной финансовой свободы. Это позволяло ему выпускать книги, тематика которых отличалась от тех, что имелись на Печатном дворе.

     Производительность  типографии за четыре года её существования  была невелика - всего семь книг исторического, математического, медицинского содержания: "Букварь языка словенска" (1680), "Тестамент, или Завет Василия  царя греческого" (1680), "Псалтырь рифмотворная" (1680), "История о Варлааме и Иоасафе" (1681), "Обед душевный" (1681), "Считание удобное" (1682). Последняя книга - "Вечерня душевная" (1683) - была напечатана уже после смерти С.Полоцкого его учеником Сильвестром Медведевым. Эти книги предназначались для домашнего чтения и являлись образцами нравственно-познавательной литературы. Книги С.Полоцкого оказали важное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения царедворцев, воспитали в них реформаторские взгляды, проявившиеся в начале следующего XVIII столетия.

     После кончины С. Полоцкого типография стала безнадзорной, и власти настояли на её закрытии. Оборудование было свезено  на Печатный двор, а печатное дело вновь  сосредоточилось исключительно  в руках государства и всецело  попало под влияние церкви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПЕЧАТНАЯ  И РУКОПИСНАЯ КНИГА  В XVII ВЕКЕ 

     Религиозное мировоззрение, главенствующее в умах русских людей обеспечивало доминирующее положение церкви в производстве и распространении книг. Отсюда преобладание литературы церковно-догматического и духовно-нравственного содержания. Знание книг, чтение текстов, прослушивание их на литургиях являлось неотъемлемой частью жизни людей, а недостающие сведения светского содержания восполнялись рукописной книгой. Вместе с тем на протяжении нескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости, что выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики, привнесенных украинской и белорусской книжными культурами. Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год (прологи), календари. Многие из этих книг переиздавались неоднократно. Так, например, Псалтырь на протяжении XVII века выпускалась 44 раза, Часовник - 27 раз, Азбука - 8 раз. Всего за столетие было напечатано 750 названий книг, из них в первой половине века 27 процентов от общего количества. На долю литургических текстов, предназначенных для богослужения, приходится около 85 процентов. Сюда входят служебники, требники, октоихи, триоди, шестодневы.

     Появление первых светских книг потребовало иного  подхода мастеров к изготовлению изданий, выработке новых форм организационного и творческого характера. Создатели  книг впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования  книги, её оформления. Привнесение западноевропейской книги на русскую почву побуждало печатников и организаторов производства печатной продукции искать новые решения и новые подходы к формированию облика книги. Не случайно XVII век - это век зарождения "типографского художества", когда приемы старых русских мастеров сочетаются с элементами новаторства.

     В 1649 г. в русской книге появились  гравюры на меди. Ими была украшена книга "Учение и хитрость ратного  строения пехотных людей". Она была переведена с книги датского капитана Иоганна Якоба фон Вальхаузена "Воинское искусство". Русское издание сопровождалось 35 пояснительными иллюстрациями - гравюрами, которые были изготовлены в Голландии мастером Теодором де Бри. Титульный лист, гравированный также в Голландии, был сделан по рисунку русского золотописца Григория Благушина. В том же, 1649 г., было напечатано "Соборное Уложение" царя Алексея Михайловича - первая печатная книга государственного назначения. Она представляла собой свод законов, юридически оформивших крепостное право на Руси.

     Процесс перехода от первоначального церковного репертуара к светскому особенно заметен со второй половины XVII века. В оформлении русских книг наблюдается  тяготение к западноевропейской традиции. Во-первых, наряду с господствующей гравюрой на дереве (ксилографией) используется техника гравюры на меди. Отдельные заглавные буквы шрифта напоминают по очертаниям ренессансную антикву, усиливается звучание декоративных элементов в украшении книг. Совершенно новым изданием была книга «Считание удобное» (1682). В ней впервые был применен сложный табличный набор для печатания таблиц умножения.

     Немногочисленные  печатные светские книги не могли  удовлетворить потребность в  литературе исторической, естественнонаучной, художественной. Основным источником светских знаний являлась рукописная книга, имевшая широкий спрос. Она полнее удовлетворяла общественную потребность в научной информации и прикладных знаниях. Кроме того, рукописные книги зачастую стоили дешевле печатных.

     Переписка книг традиционно велась в монастырях. Крупнейшими из них были Чудов монастырь, Антониев-Сийский, Соловецкий. В каждом трудилось по двадцать писцов. Производительность их была в среднем по 17 книг в год объемом от 300 до 1200 листов каждая. Переписывали книги духовные лица и представители светского населения, в основном жители посадов. Иногда в этой роли выступали крепостные люди знатных бояр - холопы.

     В 1621 г Анисим Михайлович Радишевский  составил "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки". Книга основывалась на иностранных источниках, но в ней был обобщен опыт русских пушкарей. "Устав" содержал практические сведения из области математики. В книге дано описание приборов, употреблявшихся в артиллерии; подробно изложены знания в области химии, что нашло применение в изготовлении взрывчатых веществ, красок, чернил, олифы. Примером обобщения производственного опыта служила "Книга сошного письма", содержащая знания по геометрии и их применению в измерении земельных площадей.

     Разнообразны  были книги медицинского содержания - травники, лечебники, зелейники. В них содержалось описание трав, их полезных свойств и давались рекомендации по их применению. Деятельность медиков и фармацевтов (их называли алхимистами) возглавлял Аптекарский приказ, в котором имелась обширная библиотека медицинской литературы.

     В 1627 г. впервые была составлена сводная  карта Русского государства «Большой чертеж» с подробным рукописным комментарием. Переписывались от руки календари, которые были запрещены  церковью, так как содержали астрономо-астрологические сведения. Эта литература пользовалась спросом среди населения, потому что люди нуждались в точных календарных вычислениях и в определении времени церковных праздников. Была переведена книга польского астронома Я.Гевелия "Селенография". В ней дана попытка объяснения гелиоцентрического строения земли. С системой строения мира Н.Коперника русского читателя знакомил труд И.Блау "Позорище всея Вселенныя, или Атлас новый".

     Прочно  вошли в рукописную книжность исторические сочинения. Они распространялись в многочисленных списках среди разных социальных слоев. Это "Повесть об Азовском сидении", "Повесть о начале Москвы". Наиболее традиционными историческими сочинениями были летописи. Значительным произведением этого жанра был "Новый летописец", отразивший официальную политическую идеологию самодержавия. Появились произведения, посвященные одной теме. Это "Сказание" Авраамия Палицына.

     В области художественной литературы появляются повести, сказания, сатиры. Наиболее популярны "Повесть о  Еруслане Лазаревиче", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде". Переводная литература представлена рыцарскими романами и плутовской новеллой. "Повесть о Бове королевиче" восходит к французскому рыцарскому роману. Куртуазный роман "О Петре Златых Ключей" также пришел из Франции. Обращалось много произведений типа романа "Повесть увеселительная о славном короле Брунцвике", дошедшая до нас в тридцати списках. В конце века возникает бытовая повествовательная литература. В некоторых произведениях обнаруживается критика церковной идеологии.

     Крупным центром по производству книг был  Посольский приказ. Особого расцвета "дело книжного строения", как  тогда называли рукописное книгопроизводство, достигло в 1670-е годы. Здесь создавалась  придворная литература, предназначенная  для лиц царской фамилии и знатных бояр. Это были книги по истории, геометрии, космографии, артиллерии, географии.

     Первой  книгой был исторический труд "Титулярник" - генеалогия русских царей с описанием  их титулов, гербов, печатей. В 1674 г. для  царя Алексея Михайловича была написана книга "Василиологион", в которой описаны биографии восемнадцати монархов, начиная с правителей Древнего Востока. Переводная книга о жизни и деяниях Александра Македонского называлась "Александрия" (1675).

     Книга "О седми свободных учениях и о музах" (1672) вводила в мир наук и искусств. Имелись в Посольском приказе так называемые "потешные" книги, созданные по принципу "играя - обучайся".

     Основную  долю занимали книги естественнонаучной и военной тематики. С приближением военных действий популярность этих книг возрастала. Появились переводы с иностранных изданий: "Книга огнестрельного художества" (перевод с французского языка, 1685), "Марсовы дела" (перевод с голландского языка, 1695).

     Переписывались  литературные произведения, например, цикл басен "Зрелище жития человеческого", сборник новелл "Великое зерцало". Писались рыцарские романы, близкие по сюжету русским сказкам, другие произведения художественной литературы.

     С 1620 г. Посольский приказ выпускал первую русскую газету "Вести-Куранты". В ней содержались сведения о жизни различных государств, о важнейших политических и культурных событиях.

     В 1692 г. впервые был напечатан знаменитый Букварь Кариона Истомина, украшенный гравюрами Леонтия Бунина на 43 листах; гравюры на меди, частью заимствованные с Запада, а частью сочиненные Истоминым, представляют предметы, названия которых начинаются с соответственной буквы букваря. Он предназначался для обучения царевича Алексея Петровича. С гравюрами Бунина было сделано еще несколько изданий конца XVII  в. и начала XVIII в., выпущенных славянским шрифтом и религиозного содержания.

     В 1701 г. Заведующий Московской типографией, Федор Поликарпов, печатает Букварь  с гравюрами на дереве, иллюстрирующими  жестокую русскую педагогику того времени; в 1704 г. он же печатает «Славяно-греко-латинский лексикон».

     Однако  в это же время выходили такие  издания, которые уже никак не укладываются в историю древнерусского книгопечатания. Дни самого славянского  шрифта были сочтены, и скоро он остался  лишь для духовных книг, которые пошли в хвосте развития нового русского книгопечатания. Ко второй половине XVII в. Относится любопытный труд неизвестного автора «Оглавление книг, кто их сложил» - заключительный аккорд книжного дела в Древней Руси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

     Россия  и по сей день считается самой  читающей страной. Хотя интерес молодого поколения к книге, увы, угасает. На ее место встает компьютер и  Интернет.

     Видоизменялась  «книга», пройдя путь от наскальных рисунков, через гравюры, пергамен, бумагу и  получила новый облик – электронный. Сложно сказать, что будет с книгой дальше. Но в одном можно быть уверенным – без книги нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература  и источники

 

1.    Книга в России в 2ч./ под ред. В.Я. Адарюкова, А.А. Сидорова; 2-е изд. –         М.: Изд-во Гос.  публ.  ист. б-ка России, 2008. – (Книжное дело)

 

2. Издательское дело: основы. История. Взаимосвязь техники и технологии/ Ситников В.П.  – М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

 

3. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров/ Немировский Е. Л. — М., 1964

 

4. История книги: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой. М.: Издательство МГУП "Мир книги", 1998.


Информация о работе Начало книгопечатания на Руси