Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 08:45, реферат
Важнейшими компонентами человеческой культуры наряду с нормами и идеалами являются ценностно-смысловые механизмы культуры, которые выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека.
Цель работы: проанализировать нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые средства и механизмы культуры.
Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Нормативно-регулятивные средства культуры
1.1. Социальные формы систематизации социального опыта коллективной жизни людей ……..4
1.2. Содержание культуры: ценности, нормы, обычаи ………7
1.3. Классификация норм. Нарушение норм и нормотворчество ……11
Раздел 2. Ценностно-смысловые средства и механизмы культуры
2.1. Ценностно-смысловой аспект культуры ……….13
2.2. Ценности культуры и их классификация ……….14
2.3. Механизм действия ценностей ……… 18
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 19
Список литературы…………………………………………………………………………………………21
Даже в христианской символике Бог помещался на небе. Соответственно где-то под землей находилось царство мертвых, а на еще более низком уровне — в Преисподней — царил Сатана как воплощение зла и погибели. Подвергаются ценностному разделению и другие дуальные пары, хотя и в разной степени. Если прежде свет сменялся тьмой, и наоборот, чередовались жизнь и смерть, то теперь между ними возникает противостояние, соперничество и непримиримая борьба — за «Вечную жизнь» и «Торжество света», «Победу Добра и Правды» и т.д.
Такого рода ценностная оппозиция создает в культуре поле напряженности, в котором формируется ориентация субъекта. Человек не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение позитивному началу: добру, а не злу; свету, а не тьме; правде, а не кривде; любви, а не ненависти; жизни, а не смерти и т.д.
Во всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества.
Конечно, разработанную систему такого внедрения воплощает в себе всякая религия («добродетель — грех»). По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.
Заключение
Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.
Элементы культуры - нормы, ценности -- составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции, такими, как экономика, социальная структура и политика. Однако не только указанные выше социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее "носителем" является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.
Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества. Именно при обращении к проблематике личности можно выявить противоречия и конфликты, которые вызывает в человеке несоответствие между утверждаемой нормой и ситуацией, что нередко приводит к тяжелым психическим стрессам или социальным потрясениям.
1. Культурология для
2. Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.
3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.
4 Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М ., 1996.
5 Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 1995,стр.45
6 Мальцев Г.В. “Очерк теории обычая и обычного права” в кн. “Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики”, Ростов-на-Дону, 1999, стр.8
7 Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та,1993
8 J.Carbonier, Essais sur les
9 См. например: Европейское права. Учебник для вузов. Ответсв. редактор- Л.М.Энтин. - М, -Норма.-2000
10 Жан-Луи Бержель. Общая теория права. - М., Nota Bene,- 2000, стр. 95
Информация о работе Нормативно-регулятивные и ценностно-смысловые средства и механизмы культуры