Нормативно-регулятивные и ценностно-смысловые средства и механизмы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 08:45, реферат

Краткое описание

Важнейшими компонентами человеческой культуры наряду с нормами и идеалами являются ценностно-смысловые механизмы культуры, которые выражают субъективное, личностное отношение человека к миру, решают проблему взаимосвязи культуры и человека.
Цель работы: проанализировать нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые средства и механизмы культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Нормативно-регулятивные средства культуры
1.1. Социальные формы систематизации социального опыта коллективной жизни людей ……..4
1.2. Содержание культуры: ценности, нормы, обычаи ………7
1.3. Классификация норм. Нарушение норм и нормотворчество ……11
Раздел 2. Ценностно-смысловые средства и механизмы культуры
2.1. Ценностно-смысловой аспект культуры ……….13
2.2. Ценности культуры и их классификация ……….14
2.3. Механизм действия ценностей ……… 18
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 19
Список литературы…………………………………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культурология.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

Даже в христианской символике Бог помещался на небе. Соответственно где-то под землей находилось царство мертвых, а на еще более низком уровне — в Преисподней — царил Сатана как воплощение зла и погибели. Подвергаются ценностному разделению и другие дуальные пары, хотя и в разной степени. Если прежде свет сменялся тьмой, и наоборот, чередовались жизнь и смерть, то теперь между ними возникает противостояние, соперничество и непримиримая борьба — за «Вечную жизнь» и «Торжество света», «Победу Добра и Правды» и т.д.

Такого рода ценностная оппозиция создает в культуре поле напряженности, в котором формируется ориентация субъекта. Человек не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение позитивному началу: добру, а не злу; свету, а не тьме; правде, а не кривде; любви, а не ненависти; жизни, а не смерти и т.д.

Во всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества.

Конечно, разработанную систему такого внедрения воплощает в себе всякая религия («добродетель — грех»). По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.

    

Заключение

Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.

Элементы культуры - нормы, ценности -- составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции, такими, как экономика, социальная структура и политика. Однако не только указанные выше социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее "носителем" является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.

Та или иная степень индивидуализации имеется в каждой культуре, и поэтому зачастую рассматривается типичная или базовая личность в культуре как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. В этом случае речь идет большей частью об индивиде, вписанном в общую систему регуляции. Собственно личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность, принимая на себя издержки риска и успех в достижениях.

Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества. Именно при обращении к проблематике личности можно выявить противоречия и конфликты, которые вызывает в человеке несоответствие между утверждаемой нормой и ситуацией, что нередко приводит к тяжелым психическим стрессам или социальным потрясениям.

Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами, структурами масс-медиа, творческими организациями и т.д. Вместе с тем, как мы видели, культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности и межличностных отношений. Именно взаимодействие всех этих компонентов и обеспечивает постепенное, но полноценное и устойчивое решение сложных проблем культурной трансформации.

Настойчивая, постоянная, упорная работа по самоорганизации на всех уровнях и в самых различных сферах и является процессом формирования срединной культуры, обеспечивающей поддержание всех значимых жизненных функций, а вместе с тем сочетание факторов интеграции и дифференциации, необходимое для успешной модернизации. В этой сети отношений создается то взаимодействие различного рода компонентов и структур, которое так или иначе включает всех, хотя и разводя по разным местам, уровням и блокам общественной регуляции. В нем и достигается взаимная адаптация социальных слов, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, реализуется симбиоз и синтез разнородных структур, распределяются функции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местное самоуправление, находящееся в органическом соотношении с целостной системой общецивилизационных связей.

Культурология — это наука о процессах и способах социального воспроизводства общества и личности — (межпоколенной трансляции социального и культурного опыта — норм и правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков их обозначения и т. п.)

Социальное воспроизводство общества возможно только методом специального обучения и воспитания его членов — личностей, в совокупности составляющих его массив, на что направлены усилия систем образования, просвещения, религии, искусства, специализированных культурных институтов, средств массовой информации и пр. При этом воспроизводятся не только лояльные члены общества («продукты» данной культуры, владеющие языками коммуникации и средствами социальной конкурентоспособности в этом обществе), но и активные участники социальных процессов («потребители» и «производители» культуры). На это направлены процессы социализации личности (воспитания индивида в традициях социальной адекватности нормам жизнедеятельности, обычаям взаимодействия и размаху социальных притязаний, приемлемых в данном обществе), а также инкультурации личности (обучения индивида должной «культурной компетентности» в ценностно-смысловых порядках и установках этого общества).

Таким образом, всякое общество, воспитывая своих лояльных членов, по существу стремится воспроизвести легитимный социальный порядок, господствующий в данном коллективе на данном этапе его истории. Социальное воспроизводство — это прежде всего воспроизводство порядка коллективных форм и содержаний жизнедеятельности, т. е. культуры.

 

 

Список литературы

1. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.— 496 с. 1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов- н/Д., 2000.

2. Радугин К.А. Социология: курс  лекций. – М., 1999.

3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.

4 Фролов С.С. Социология: Учебник  для высших учебных заведений. – М ., 1996.

5 Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 1995,стр.45

6 Мальцев Г.В. “Очерк теории  обычая и обычного права” в  кн. “Обычное право в России: проблемы  теории, истории и практики”, Ростов-на-Дону, 1999, стр.8

7 Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. Ростов-на-Дону: Изд-во  Рост. Ун-та,1993

8 J.Carbonier, Essais sur les lois, 1979, pp.251

9 См. например: Европейское права. Учебник для вузов. Ответсв. редактор- Л.М.Энтин. - М, -Норма.-2000

10 Жан-Луи Бержель. Общая теория  права. - М., Nota Bene,- 2000, стр. 95

 

 

 

 


Информация о работе Нормативно-регулятивные и ценностно-смысловые средства и механизмы культуры