Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 11:53, реферат

Краткое описание

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Содержание

Введение
1. Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд
2. Семейно-обрядовая поэзия. Особенности свадебного обряда
3. История свадебного обряда. Структура свадебного обряда
4. Свадебные песни и причитания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Свадебный обряд-история и современность.лекция.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

Заметное влияние на народный свадебный обряд оказало православие. С ним связаны многочисленные моления с зажиганием свечей и лампад, особое отношение к благословениям, крестам и иконам, к участию в обряде священнослужителей. Христианские сюжеты проникли и в свадебный фольклор.

К началу XX века русский свадебный обряд представлял собой сплав различных исторических традиций. Свадебные обряды имели свои локальные особенности. Вместе с тем, при всем многообразии вариантов существовали общие, характерные для обряда в целом черты.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

· Сватовство

· Смотрины

· Рукобитие

· Вытие

· Девичник / Мальчишник

· Выкуп

· После этого следует таинство венчания

· Гуляние

· Свадебный пир.

Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира. Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще. Договоримся сразу, что "свадьбой" мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства.

Итак, сватовство. Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха, где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать. Чаще шли сватать вечером - если откажут, чтоб не стыдно было возвращаться. Начинали сватать у порога, сначала даже отказываясь от приглашения садиться. Разговор начинали издалека: «У нас вот телочка ушла и нету. Мы вот разыскиваем, дак вот сказали, у вас». Или так: «Нам сказали, здесь товар хороший продается.» «Мы не знаем, хороший или плохой, но можем продать». Иносказательность диалога вполне соответствовала сакральности момнета. Для продолжения разговора сватам ставили скамейку у порога. Матицу не переходили. «Если перейдешь матку - то они не будут отдавать, а не пройдешь, то тогда и хоть не отдадут, не стыдно уходить». А как поймут, что дело к договору близится - тогда к столу проходили. Выкладывали все что с собой принесли: хлеб, соль, сало, вино. И начинали договариваться о свадьбе: решали, сколько времени понадобится на подготовку, сколько будет гостей, какие будут расходы, чтобы распределить все поровну. Когда договорятся, приглашали из другой комнаты жениха и невесту. А если приходили без жениха, крестный отправлялся за ним. Молодых усаживали за стол рядом.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. По тому, как выглядела усадьба, как она обустроена, можно было судить о деловых качествах, хозяйской сметке будущего главы семейства; если случалось что у жениха «ни кола, ни двора», могли дать «от ворот поворот». Существовало  не писаное правило, связанное с распределением трудовых функций между мужчиной и женщиной: в обязанности мужа входилоо обустроиство усадьбы, а жена джолжна была поддерживать порядок в доме, создавать уют. Родственники невест, осматривая внутреннее убранство  дома жениха, считают, сколько ткани пойдет на убранство комнат, на одежду, на подарки родне жениха. Обычно эту функцию брала на себя крестная мать невесты. Потом она делала для родственников невесты соответствующее резюме: свадьба обойдется в хорошую «колышку», т.е. затраты будут большие. Соответствеенно родне предстояло подготовиться к свадебному пиру, чтобы не ударить в грязь лицом. А главное – приготовить приданое. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды" - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие.

На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости по-проще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания.

Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье.

Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все. Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе. В приданое нужно было приготовить не только одежду, но и все, что необходимо для домашнего обихода: скатерти, покрывала, постельные принадлежности. Подружки помогали ткать холст, поскольку одной невесте не справиться с таким очень трудоемким делом. Они же помогали вышивать. Предсвадебные хлопоты для невесты - своего рода экзамен на мастерство, где проверялась ее готовность к роли хозяйки. Ведь ей придется в новой семье прясть, ткать, шить. Поэтому она должна знать весь технологический процесс изготовления холстины. Перед свадьбой подружки невесты шили жениху две рубашки, одна на первый день, другая на второй, это обязателоьно должна невеста предусмотреть и приготовить.

Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту и садили на лавку на шубу перевернутую ворсом вверх - от сглаза и для благополучия, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов.

Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат, у белорусов - сестра невесты. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Икона в руках родителей освящала брак детей, придавая ему статус законности. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица. А затем начиналась свадебная кутерьма – выкуп приданого невесты. Родственники невесты одаривали всех в доме сватов, чтобы возместить приданое невесты. После того как родственники невесты уберут комнаты, расставят приданое, свадебный поезд во главе с молодыми отправлялся в церковь, где молодые венчались. К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство. Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином.

Считается, что громкие звуки отпугивают нечистую силу - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение. У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы.На свадьбе были только родственники и кумовья.никого не было, чтобы не «сглазить» молодых. Все родственники участвовали в подготовке праздничного стола. Сколько семейных пар приглашено на свадьбу, столько и домов обходили родственники, поэтому свадебный пир мог длиться надели две. Первый день свадьбы считался наиболее важным. Старшее поколение ревностно следило за тем, чтобы были соблюдены древние традиции. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками. В определённый момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались. Затем начинались «дары». Этот называлось «положить блины на тарелку». Выпивали преподнесенную стопку водки и закусывали блином, а затем выкладывали подарок для молодых.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". Наряжали лошадей, сами рядились цыганами, сажали сваху со сватом в корыто и катали по улицам. В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: «мести сор», в сорбросали мелкие деньги, даже вещи и подарки, дрова колоть в доме на полу. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, наконец разрезали и угощали гостей. Заключительный этап свадьбы – тушат свадьбу, извещают, что свадьбе конец. Забивают гвоздь в порог в доме родителей жениха, кто как: и стаканом, и молотком, и чашкой, здесь шутки и смех, забавает обычно дружка.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль". В конце свадьбы крали невесту, тещу, свекровку, чтобы молодые научились звать новых родителей.

После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству. Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег (чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины" - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.

4. Свадебные песни и  причитания

Свадебные песни являются составной частью обрядов и выполнят магическую, юридическую, эстетическую функции. Свадебный обряд, где не распеваются традиционные свадебные песни, не могут считаться состоявшимся, поэтому наши народы отмечают свадьбу торжественно и величаво, пышно и ярко.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ - песни, сопровождающие народный свадебный обряд. Происхождение свадебных обряда и песен очень сложное. В них заключаются пережитки глубочайшей старины и отпечатки позднейших эпох. Различные формы брака, последовательно сменявшие друг друга, до сих пор сохранили свои отражения в деревенской свадьбе и ее песнях. Так, те моменты свадебного ритуала, в которых жених представляется в виде какого-то наездника, разбойника, охотника, насильно добывающего себе невесту, отображают древнейшую форму брака, бытовавшую у славян -- «умыкание», похищение невесты. В другие моменты свадебной «игры» (ср. распространенное в крестьянской среде выражение «играть свадьбу») жених представляется купцом, покупающим себе невесту, а самый брак -- куплей -- продажей. При этом невеста является лишь товаром, запродаваемым ее родителями жениху.

Информация о работе Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд