Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 11:53, реферат

Краткое описание

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Содержание

Введение
1. Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд
2. Семейно-обрядовая поэзия. Особенности свадебного обряда
3. История свадебного обряда. Структура свадебного обряда
4. Свадебные песни и причитания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Свадебный обряд-история и современность.лекция.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

7. Крук, І.І. Сімволіка беларускай  народнай культуры / І.І. Крук. - Мінск, 2000.

8. Листова, Т.А. Народный православный  обряд создания семьи / Т.А. Листова // Православная жизнь русских  крестьян XIX-XX веков: итоги этнографических  исследований. - М., 2001. - С. 7-36.

9. Ліс, А.С. Каляндарна-абрадавая  творчасць беларусаў / А.С. Ліс. - Мінск, 1998.

10. Рейли, М.А. Истоки жизни: русские обряды и традиции / М.А. Рейли. - М., 2003.

11. Соколова, В.К. Весенне-летние  календарные обряды русских, украинцев  и белорусов / В.К. Соколова. - М., 1979.

12. Сямейна-абрадавая паэзія. Народны тэатр / А.С. Емельянаў, У.М. Сысоў, М.А. Каладзінскі [і інш.]; навук. Рэд. К.П. Кабашнікаў. - Мінск, 2001.

13. Филист, Г.М. Введение христианства  на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия / Г.М. Филист. - Минск, 1998.

14. Энциклопедия обрядов и обычаев / Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. - СПб, 1996.

15. Энциклопедия суеверий. - М., 1995.

Свадебный обряд славян

Источник paganism.msk.ru

По славянскому обычаю жених «похищает» невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении:

«Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены».

Затем отцу невесты жених дает вено - выкуп за невесту.

За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха.

Жених же посылает в дом невесты живого петуха.

В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью.

Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к вен|цу.

Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам.

Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать.

Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на вен|чание.

Долгое время «вен|чание» в греко-католической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим вен|чанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков.

Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба.

Венчание происходит после полудня, ближе к вечеру.

В это время мать жениха готовит в клети брачное ложе:

  • вначале настилает снопы (числом 21),
  • поверх перину и одеяло,
  • сверху бросает кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки).

Возле ложа ставятся кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходит ложе с рябиновой веткой в руке.

[!] 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки.

Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки используются в волшебных целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше.

[!] Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку.

[!] Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия.

[!] Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом).

Перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы».

[…] Около невесты садятся  также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте.

Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба.

После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, идут к русскому (сейчас почти не осталось, не путать с христианским) храму или священному дубу.

Впереди них идут плясуньи, за ними несут каравай, на котором лежат сребреники.

Позади молодых осыпало несёт чашу с хмелем, зерном и серебром.

Сваха осыпает невесту и жениха из чаши.

Гости желают невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе.

После таких пожеланий сваха милостиво осыпает ещё и гостей.

Венчает жрец (волхв), берет невесту за руку, поручает её жениху и приказывает им поцеловаться.

Муж покрывает жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец дает им чашу с мёдом.

Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пьют из чаши. Остатки мёда жених плескает в жертвенник и бросает чашу под ноги, приговаривая:

«Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры».

Кто первый ступит ногой на чашу, тот, по поверью, становится главой в семье.

На почётном месте за свадебным столом всегда сидит деревенский знахарь или колдун. Однако он занимает почётное место не из-за того, что может, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд» (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую является потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками.

По дороге домой молодые идут, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргают их за рукава, пытаясь разлучить.

После такого нехитрого испытания все усаживаются за стол и начинают пировать.

Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается.

Когда на стол подают курник, то это означает, что настала пора:

«Тетера на стол прилетела - молода спать захотела».

В разгар веселья молодые уходят в клеть, где заранее подготовлено брачное ложе.

Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети.

У дверей (раньше - с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать! 
Друг дружку толкать! 
Здоровенько спать! 
Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через некоторое время посылают узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось.

«Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединяются к гостям, и веселье продолжается.

Дружка жениха читает благословения, например, такие:

к гостям:

Еста, добрые люди! 
Гости полюбовные, 
Званые и незваные, 
Усатые и бородатые, 
Холостые неженатые. 
У ворот приворотнички, 
У дверей притворнички. 
По полу ходючи, 
По середе стоючи. 
Из кута по лавке 
По кривой, по скамейке! 
Благословляйте!

к молодицам:

Молоды, молодки! 
Хорошие походки, 
Куньи шубы, 
Соболиные пухи, 
С поволоками глаза, 
С помали голова, 
Золоты кокошки, 
Серебрены сережки, 
Дочери отецки, 
Жёны молодецки! 
Благословляйте!

к девицам:

Красные девицы 
Пирожные мастерицы, 
Чёсаные головы, 
Обутые голени, 
Криночные блудницы 
Сметанку снимали, 
Кокурки месили 
Под застрех хоронили 
Пастушков дарили. 
Благословляйте!

к ребятам:

Еста! Малые ребята 
Свиные херята! 
Кривые желудки, 
Жимолостные ноги, 
Брюховичные рожи, 
На жопу похожи. 
Благословляйте!

После подобных благословений пир разгорается с новой силой. Застолье заканчивается игрищами, после которых те, кто ещё может ходить, расходятся по домам.

Старинные свадебные обряды славян

Этот обряд призван соединить два любящих сердца, благословить их к сотворению жизни и наделить их соответствующей силой и энергией рождения. Исторические документы и народный фольклор донесли до нас различные способы заключения брака. «Повесть временных лет», датируемая началом IIX века рассказывает об «умыкании» невесты. Более широкое распространение имел самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию. Эти способы в разных источниках имели различные названия: «тихоматная» свадьба, «самоходка», «увод», «выкрад». Все они в основе своей содержали добровольное согласие невесты на брак. Самым же распространенным способом заключения брака считался «сговор», проще «сватовство». Некоторые традиции «купли-продажи», символического выкупа невесты сохранились в свадебных обрядах до сегодняшнего дня. Например, выкуп невесты у брата или свидетелей или символическая продажа ее косы. Различные публичные подтверждения намерения вступить в брак, скажем, рукобитие при свидетелях оглашение помолвки, и последующая свадебная церемония были фактом общественного признания брака.

Некоторые исторические источники повествуют о многоженстве, бывшем в обиходе у древних славян. Многомужество тоже практиковалось, но гораздо реже. Встречались и различные формы так называемого пробного брака, когда невеста переезжала в дом жениха, а свадьбу играли только после рождения ребенка. Если брак оказывался неудачным, женщина возвращалась к родителям, получив материальную компенсацию. Вступление в брак было обязательным действием для социальной личности. Одинокие люди подвергались насмешкам и неприязненному отношению. Исключение делалось только для давших обет безбрачия.

В славянской традиции существовало жесткое соблюдение очередности брака. Особенно это касалось женской линии. Из фольклора и народных сказок нам хорошо известно, что младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Очень большой редкостью была свадьба со вдовцом (вдовой). Считалось, что овдовевшие люди соединятся в загробной жизни со своим первым избранником. Поэтому, вдовцы и вдовы часто заключали браки между собой. Кроме брака, подразумевавшего переход невесты в дом жениха, случались и браки, когда молодой становился «примаком» в доме родителей невесты. Зачастую такой зять подвергался постоянным насмешкам, его называли «подживотником», «привальнем», даже «молодухой». Будущая жена даже иногда сама сватала такого жениха.

Супружеская неверность осуждалась и каралась во все времена. Мужчину и женщину, уличенных в порочных связях, переодевали в одежду друг друга и водили по улицам на потеху и посмеяние толпы. Для развода требовалось публично разорвать над проточной водой или на перекрестке дорог одежду, пояс или рушник.

Кольцо, замкнутая окружность, и сегодня считается символом брачных уз. В старину молодую пару обводили вокруг дерева или дома. В церкви венчающихся водят вокруг аналоя. Все круглые предметы, использующиеся в свадебных обрядах, давно служат олицетворением соединения двух душ и тел. Венок невесты, свадебный каравай, круглый торт – все это отголоски древних традиций наших предков. Покрывание головы и изменение прически невесты тоже служило символом ее вступления в статус замужней женщины. Все старинные свадебные термины, так или иначе, связаны с кольцом, кругом. Например, «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба). «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «окручаться» (выходить замуж, жениться) и «крученка» (любовная связь). Мы до сих пор говорим «крутить роман», «она его окрутила», даже не задумываясь, что корни этих выражений лежат в старинных свадебных обрядах славян.


к списку статей

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, +7 921 3265026

 

   
   


   

 

© М.Шпынев, 2008-2009 
свадебный фотограф, Петербург

flash-версия  


Этот обряд призван соединить два любящих сердца, благословить их к сотворению жизни и наделить их соответствующей силой и энергией рождения. Начиная рассмотрение Обряда Венчание, мы должны напомнить, что Покон – это неизменный ход, сущность Жизни, Бытия. Обычай же – это конкретно временное, краевое и племенное проявление Покона в соответствии с периодом Суток Сварожьих (Утро, Полудень, Сумерки, Ночь). Так вот, по Покону Рода Всевышнего обряд венчания может осуществляться между совершеннолетними мужчиной и женщиной, не имеющими кровных родственников до седьмого колена и принадлежащими к родам с белым цветом кожи. Любой отход от Покона есть искажение нашей культуры и обычаев, нравственных устоев славян.

Обычаев семейных союзов на Руси было несколько. Нашим предкам были известны семейные союзы путем умыкания невесты, покупки невесты, заключения соглашения и небесный семейный союз. Все они были присущи тому или иному времени Суток Сварожьих. Небесные союзы свойственны времени Утра Сварожьего, заключение соглашения – Полудню Сварожьему, покупка – Сумеркам Сварожьим, умыкание – Ночи Сварожьей.

Мы с вами живем в век Рассвета Сварожьего, времени перехода к Утру Сварожьему, возвращению к Светлым Обычаям. Так что для нас важно возродить Небесный союз и обряд венчания соответствующий ему. Небесные союзы создавались по той причине, что так происходит во Сварге Синей, так живут Боги Светлые. Вот как поется об этом в наших родовых песнях:

Зійшла зоря, зійшла зоря, місяць опізнився 
Вийшла дівка на вулицю, козак опізнився.

В этой песне заря есть образом девицы, а месяц – молодца, что говорит о космогоничности идеи семейных союзов у славян.

Семейный союз людей – это живой единый Бог в Яви, это единство двух частичек одной души. Символами небесных союзов у Русинов (Славян) есть Луна и Заря, Луна и Солнце, Гром и Облако (облачко).

Но, нужно понимать, что венчание – это лишь часть целого ряда свадебных обрядов Русинов. В целом они состоят из трех частей: предсвадебных, свадебных и послесвадебных (об этом мы писали в предыдущих номерах). Не касаясь полного обрядового Кола, мы укажем на то, что на его проведение имеет право только та девушка, которая сохранила свою девственность до свадьбы. Только девица имеет право на проведение всех свадебных обрядов.

Интересно, что староруськое слово «шлюб», которым обозначают семейные союзы, означает «злюб», то есть создание семьи с любовью, по любви.

У Славян не вынуждают молодых к женитьбе, этот обычай издавна выделяет нас даже среди близких арийских народов. С наступлением Ночи Сварога у нас появилась такая форма союза по Кривде, как умыкание невесты. Поскольку церковь препятствовала осуществлению союзов без её вмешательства, а роды теряли влияние на молодежь, местные попы начали венчать тайно. Но, несмотря на это, включительно до XIX в. на Руси церковный брак не считался семейным союзом, пока его не признает община через проведение обряда свадьбы (свайбы).

Семьи создавались «по любви», посему тому способствовал Родовой Покон, предусматривавший так называемые «пробные союзы», когда молодожены проживали вместе без вступления в половые отношения, так сказать, «притирались». Когда молодожены выясняли, что подходят друг другу и смогут создать крепкую семью, волхвы давали им право на свадьбу. Таким образом, не было принуждения и сохранялась чистота девушки.

После свадьбы обязательно проводили «хороший» или «плохой» понедельник, когда вывешивали свадебную рубашку невесты с «калиной», «венком» или, как еще говорят, «честью девичьей». Затем сваха подпоясывала молодую красным поясом и надевала богатый платок. Когда рубаху не вывешивали, или же она была без «калины», судьба для девушки могла окончиться достаточно трагично. В Обычае считалось, что если сваха перепояшет нечестную молодую, то у неё могут умереть дети и скотина в хозяйстве, а, если это сделает жених, все беды всё равно перейдут на неё. Даже, если к преждевременному снятию «венка» имел отношение сам молодой, красным поясом невесту не подпоясывали.

Итак, добрачные половые отношения в Обычае не поощрялись, а нарушители этого права становились в обществе объектом общественного порицания и презрения.

Что же такое венчание? Это освящение семейного союза родом (всей общиной, народом). Само слово происходит от слова «венок», ведь именно венками украшают головы друг  друга молодожены. Очень долгое время ортодоксальная церковь пыталась взять на себя функцию венчания, но даже в XVIII веке Русины не признавали церковного венчания. А тем же отступникам, которые в нарушение Покона принимали церковное венчание, запрещалось совместное проживание до проведения родовой свадьбы. Лишь в 1744 г. Синод принудительно приказал молодоженам совместно проживать до свадьбы, если они приняли церковное венчание.

В момент венчания Родители благословляют семейный союз именем своего рода и наделяют силой непосредственных предков, а волхв благословляет и наделяет Силой Духа всего Рода Руського, всей скупы Богов Славянских. В древности венчания проходили в храмах Сварога и Лады, яко хранителей семейных союзов. В эпоху господства чужеверия жрецы освящали союзы в священных рощах возле зеленых ив. Так и сейчас мы проводим венчания в священных рощах и на святилищах Предков.

Информация о работе Обряд как вид народной культуры. Календарный обряд