Основные методы культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания.

Содержание

Введение
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ века……………………………………………………..4
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология…………………………………….9
2.1 Предмет культурологии………………………………………………………9
2.2 Место культурологии в системе гуманитарного знания………………….10
2.3 Теоретическая и прикладная культурология………………………………12
3.Основные методы культурологии……………………………………………………………….14
Вывод.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

 Рассматривая методологическую  роль философского знания для  развития методов культурологии,  следует учитывать, что эта  роль не проявляет себя непосредственно,  нельзя редуцировать культурные  формы к философским категориям, но нельзя и выводить методы  культурологии из философского  знания, минуя опосредующие звенья. Так, из правильного при решении  основного вопроса философии  положения о том, что бытие  определяет сознание, а общественное  бытие определяет общественное  сознание, нельзя делать вывод  о том, что материальная культура  определяет духовную культуру  общества или человека. В истории  мы можем найти множество примеров, опровергающих такого рода вывод.  Античные греки были не самым  богатым народом древности, но  их духовная культура до сих  пор оказывает своё влияние  на развитие человеческого познания, науки и искусства. Но и применительно  к отдельному человеку мы можем  сделать тот же вывод: не  всегда самый богатый, материально  удовлетворенный человек демонстрирует  нам и своё духовное богатство.  Чаще мы можем обнаружить иную  ситуацию, когда в погоне за  материальным благополучием человек начинает духовно деградировать. Указанные примеры предостерегают нас от вульгарного, упрощенного пользования философским знанием, категориями, законами в области, где начинается область существования иных законов - реалий культуры.   

 Вторая группа методов,  которыми пользуется культурология,  характеризует её как форму  науки, как отрасль научного  знания. Научное знание и наука  в целом обладает рядом признаков,  которые отличают её от ненаучных  форм познания. Например, наука использует  объективное знание, то есть знание, в наибольшей степени соответствующее  самой реальности. Кроме того, эти  знания наукой накапливаются,  отбираются, систематизируются, следовательно,  образуют определенную систему.  Но и этого мало. Например, телефонный  справочник содержит объективное  знание. Это знание собрано в  определенную систему, например, номера телефонов собраны в  алфавитном порядке. Но можем  ли мы те знания, которые заключены  в телефонном справочнике, назвать  наукой? Нет. Потому что облик  современной науки изменился.  Развитая наука уже переросла  свои более древние функции  - быть описанием чего-либо; быть "-графией" - географией, этнографией  или "-ведением" - литературоведением, востоковедением, краеведением и  т. д. Для этих наук главное  - накопление фактов, эрудиция. Они  отвечают на вопрос: от чего  мы отвлекаемся, исследуя данный  объект, и какую сторону объекта  изучаем. Становление науки и  начиналось с выполнения этой  функции. Но потом обнаружилось, что наука может решать и  иные задачи - давать рекомендации  практике в её изменении, а  для этого наука должна быть  теоретичной. Значит, научное знание  должно быть систематизировано  особым образом - с учетом причинно-следственных  и, более широко, детерминационных  и функциональных связей. А для  этого следует подняться на  более высокую ступень обобщения,  отвлекаясь уже не от отдельных  фактов, а от определенных граней  действительности. Таким образом,  существенной особенностью науки  выступает теоретичность её знания. Эта теоретичность позволяет  перейти от общего, теоретического, знания к частным, единичным  следствиям, вытекающим из общих  положений, то есть распространять  знание на ещё неизведанную  область. К научным методам  относятся: наблюдение, эксперимент,  описание, систематизация, классификация,  моделирование, прогнозирование,  доказательство, опровержение и  др. Но такие же методы присущи  и культурологии как науке;  что позволяет ей углубиться  до уровня обобщения, выявить  закономерные тенденции в культурной  жизни, доказать их определяющие  факторы. А значит, выработать рекомендации для практики, составить научно обоснованный прогноз на будущее. 

Третью группу методов  образуют методы, которыми чаще всего, по преимуществу, пользуется культурология. Следует сразу отметить, что вопрос о выделении специфических методов  культурологии не решен. Часто то или иное предлагаемое решение зависит  от склонностей автора, от тех задач, которые он ставит в своём решении, от открытий в других областях гуманитарного  знания и их заимствований в культурологии. В данном учебнике мы не претендуем на полное выявление всех методов, которыми пользуется культурология, но стремимся  решить более ограниченный круг задач. Поэтому укажем на такие приемы, как сравнительно-сопоставительный метод анализа, что позволяет  нам выделить общее в развитии различных культур, повторяющееся, устойчивое, непрерывное, а также  специфическое, уникальное, неповторимое, что характеризует культуру любого народа. В нашем изложении материала  будет широко применяться инновационный  метод исследования, позволяющий  сосредоточить внимание на достижениях, открытиях, памятниках культуры разных обществ, указать на вклад тех  или иных деятелей культуры; изобретателей  и учёных, писателей и художников, пророков и политиков, создателей новых  культурных форм.    

 В данном учебнике  будет широко применяться аксиологический  метод, позволяющий представить  те или иные культурные формы  как определённые ценности, которые  создаются творцами культуры, сохраняются,  придают смысл человеческим устремлениям. Особую группу методов составят  приемы исследования и изложения  материала, связанные с диахронным  и синхронным анализом культурных  форм. При диахронном анализе  культура предстает как последовательно  развивающаяся во времени и  пространстве форма человеческих  отношений, имеющая границы, этапы  своего существования: становления,  вызревания, упадка. Синхронный метод  анализа позволяет сопоставлять  различные во времени культуры  как находящиеся в одном культурном  пространстве. Выделенные методы  изложения материала учебника  не представляют из себя чего-то  абсолютно обособленного, но тесно  связаны между собой, переходят  один в другой, создают условия  для гармоничного и сжатого  представления материала. 

 

 

Вывод.    

Таким образом, подводя вышесказанное можно сказать, что под культурологией понимается наука о наиболее общих закономерностях развития культуры.  

 Культурология - это  наука, формирующаяся на стыке  социального и гуманитарного  знания о человеке и обществе  и изучающая культуру как целостность,  специфическую функцию и модель  человеческого бытия. Как и  всякая другая наука, она имеет  свой предмет, метод и функции.

Предметом культурологии  является изучение содержания, динамики и технологий функционирования культуры, как социокультурного опыта. Культура гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. С помощью культурологии человек подразделяет свои действия на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.  

 Таким образом, культура, как предмет культурологии, выводит  человека из мира животного  в мир "homo sapiens", человека  разумного, осознающего свое общественно-социальное  представление. Кроме этого, культура  способна выполнить роль общественной  памяти. Она создает способы и  средства сохранения и накопления  опыта духовной деятельности  всего человечества, позволяет найти  ответы на многие вопросы.

 

 

 

 

 Список литературы:  

 

1. Библер, В.С. От наукоучения  к логике культуры: два философских  введения в XXI в. / В.С. Библер. М., 2009.

2. Введение в культурологию:  учеб. пособие / под ред.

Е.В. Попова. М., 2011. Гл. 1, 2.

3. Культурология: учеб. пособие  для студентов высших

учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2006. С. 9–36.

4. Розин, В.М. Введение  в культурологию / В.М. Розин.  М.,2004.

5. Шор, Ю.М. Очерки теории  культуры / Ю.М. Шор. Л.,2001. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные методы культурологии