Основные методы культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания.

Содержание

Введение
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ века……………………………………………………..4
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология…………………………………….9
2.1 Предмет культурологии………………………………………………………9
2.2 Место культурологии в системе гуманитарного знания………………….10
2.3 Теоретическая и прикладная культурология………………………………12
3.Основные методы культурологии……………………………………………………………….14
Вывод.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Содержание 

Введение 

1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ века……………………………………………………..4

2.  Предмет культурологии. Место  культурологии в системе гуманитарного  знания.    Теоретическая и прикладная культурология…………………………………….9

2.1 Предмет культурологии………………………………………………………9

2.2 Место культурологии  в системе гуманитарного знания………………….10

2.3 Теоретическая и прикладная  культурология………………………………12

3.Основные методы культурологии……………………………………………………………….14

Вывод.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование. Но культурология подобно многим другим гуманитарным дисциплинам вынуждена периодически устанавливаться заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям нашего быстротекущего времени. Сегодня ощущается потребность в таком очередном переосмыслении культурологического знания. Не в последнюю очередь, потому, что накопленные знания позволяют выйти на новое понимание культуры, но и потому, что приходится обсуждать парадоксальное заявление о смерти культуры.

«Процессы, ныне происходящие, - пишет С.Неретина, - можно назвать постхристианскими и потому, что мы вступили в иной мир этики, точнее не - или внеэтики, хотя бы потому, что ХХ век является веком, когда киллерство стало профессией. И это нельзя игнорировать...«Ризомное» сознание (образ связи и мыслимости реальности, предлагаемый постмодернистами. - В.Р.) не требует не то что всеединства, но даже простого единства. Можно сказать, что оно отвергает саму идею единомышленников. И это сознание столь же правомерно и равноправно в современном мире, что и культурное сознание, но почему-то культурное сознание не принимается в расчет, а следовательно, оно не глобально... Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры. Не о конце жизни, не о смерти человека, а именно о конце культуры как явления, имевшего свое начало и соответственно долженствующего иметь свой конец… Поэтому, на мой взгляд, сейчас, в эпоху переходности, необходимо не упование на культуру (сродни религиозной мольбе). Необходима критика культурного разума...».    

В этой работе мы рассмотрим историю становление  понятия «культуры». Увидим, какие  этапы прошло понятие «культура». 

 

 

 

1. Предыстория культурологии:  анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ века.   

 Культурология как  наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном  сформировалась в конце 19 в.  и тогда появилось впервые  слово культурология. Окончательно  название науки закрепил Америк. ученый Уайт в 1947 году.     

 КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, гуманитарное  исследование явлений и законов  культуры. От культурологии следует  отличать философию культуры, требующую  выявления сверхопытных начал  культуры (однако, четкого размежевания  культурологии и философии культуры  пока не произошло).    

 Как самостоятельная  дисциплина, культурология формируется  лишь в 20 веке (в России —  с нач. 90-х гг.). В устоявшейся  на Западе системе наук у  культурологии нет ни определенного  места, ни общепризнанного статуса.  Ее функции обычно делят между  собой этнография, этнология, культурная  антропология, социология, семиотика  и философия культуры. Остаются  нерешенными проблемы ее размежевания  с другими гуманитарными и  социальными науками.      

 Понятие «культура»  впервые начинает употребляться  в античности. Однако оно еще  не обладает статусом научности.  Оно подразумевает целенаправленное  воздействие на природу, а также  воспитание и образование самого  человека.        

 В древнегреческой  философии воспитанность и культурность  противопоставляется варварству, отсутствию  образованности. Античные мыслители  различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем  превосходство греков над варварами.  В Древней Греции сформировались  и два подхода к решению  проблемы субъекта культуры. С  одной стороны своим возникновением  культура обязана богам, а с  другой – ее творец – человек.  Человек свободен в мыслях  и действиях. Искусство Древней  Греции полностью игнорировало  негативное начало в человеке  и мире, который его окружает. Ничего грубого, унижающего достоинство  или патологического не находило  в нем место. Оно возносило  человека и его культуру до  недосягаемых высот, идеализируя  жизнь. Рассматривая культуру, через  призму человека-гражданина, наделенного  разумом и свободой, греки дали  идеал гуманизма демократии.       

 В позднеримский период  культура уже традиционно ассоциируется  с персональными особенностями  человека. Возникает тенденция переноса  комплекса представлений о культуре  на уклад городской и имперской  жизни.    

 Наибольшее воплощение  эти идеи получили в трудах  Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании  земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и  духа с философией. Культура для  него не только образность, развитие  искусства и науки, но и особый  строй жизни, где духовное состояние  человека и интересы государства  находятся в противоречивом единстве.      

 Таким образом, в  период античности были намечены  основные подходы к интерпретации  культуры:     

1. понимание культуры  как глобального явления, характеризующего  форму человеческого бытия, выраженного  в способах и результатах деятельности  человека и в этом плане  противоположного и противостоящего  природе;     

2. сведение культуры к  деятельности как воплощению  духа и разума;     

3. рассмотрение культуры  как позитивной качественной  характеристики личности. При этом  во всех подходах присутствовала  одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность  к совершенству как общества, так и личности на основе  развития человеческого духа  и разума. Существенные изменения  в трактовке культуры происходили  в средние века.    

 Место человека в  ней занимает бог, мир получает  божественную окраску. Это период  изменения основных систем ценностей.  С их переориентацией происходит  и изменение формы культуры. То, что раньше признавалось в  качестве единственно ценного,  устраняется, начинает приобретать  противоположное значение и, наоборот, а также христианство называло  знание на истине чувств глупостью.      

 Эпоха Возрождения  – период перехода к Новому  времени (почти 3 века, 14-17 в.в.). Период  возрождения не только принес  мировоззренческую парадигму с  ее вниманием к человеку как  совершенному существу, направляющему  деятельность на достижение нравственного,  художественного и культурного  идеала. В литературе Ренессанса, космическая, социальная и телесная  даны в неразрывном единстве. Традиция возврата к ценностям Античности сказалось и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенствования личности.      

 Формирующееся мировоззрение  не восстанавливает и возрождает  идеи античности в их оригинале,  а адаптирует их к изменяющейся  социальной реальности и ее  потребностям. Человек не просто  и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и  творящее.   

 Т.о. период Ренессанса  – переходная стадия, когда только  закладываются основы нового  мировоззрения (антропоцентризма) в  центре которого находится человек-творец. Человекоутверждающие ценности  Античности в изменившейся социальной  реальности наполняется соответствующим  содержанием: обзор генезиса представлений  о культуре с периода Античности  до Нового времени позволяет  сделать следующие выводы:   

-культура не выступает  предметом специального изучения  мыслителей, но ее проблематика  присуща всему процессу теоретических  размышлений.   

-в скрытой форме зародились  основные подходы к пониманию  культуры, оформились смыслы и  цели человеческой жизнедеятельности,  а значит решались проблемы  культуры: ее сущности, природы, смысла, цели и др. важнейшее достижение  – представления о культуре  как форме бытия, в которой  воплощаются самые высокие духовно-нравственные  ценности, возвышенные устремления  человеческого духа к идеалам  Истины, Добра, Любви, Красоты.    

 Формирование культурологии  как самостоятельной науки к  серединеХХ века.     

 Становление культурологии  как самостоятельной дисциплины - процесс долгий, имеющий большую  историческую традицию. О вкладе  философов, мыслителей Древнего  мира, эпохи средних веков. Просвещения  уже вкратце упоминали. Исследованием  проблем культуры активно занимались  философы более позднего периода,  и особенно актуальна эта проблематика  сегодня.     

 Активное движение  к культурологии как самостоятельной  дисциплине началось в философии  XIX - начала XX веков". Следует отметить  вклад в философскую культурологию  Ф. Ницше и О. Шпенглера, М.  Вебера и Г. Риккерта, Э. Гуссерля  и М. Хайдеггера, 3. Фрейда и  К.-Г. Юнга и многих других. Культурология  и сегодня наука философская,  а степень ее самостоятельности  от философии достаточно призрачная, неоформившаяся. Русская мысль нашего времени долго оперировала понятием "философия культуры".    

 Американский культурантрополог  Лесли Уайт (1900-1975) положил начало  основам культурологии как самостоятельной  области знаний, введя сам этот  термин "культурология", а потом  и самостоятельную учебную дисциплину. Науке же известны факты, что  само введение понятия способно  стимулировать исследования, что  и произошло.   

 Суть же происшедшего - переход от осознания, вычленения, фиксации проблем, входящих в  рамки предметности культурологии,  к их систематизации, формирование  достаточно определенной и довольно  закрытой системы знаков, понятий,  ее описывающей. Да, генетически,  исторически культурология восходит  к философии, но постепенно  обретает черты научности. Тем  более, что она опирается, в  отличие от философии, на богатый  эмпирический (фактологический) материал. Ведь формирование культурологии  как отдельной сферы гуманитарного  знания тесно связано с достижениями  археологии, этнографии, антропологии, психологии, истории, искусствоведения, социологии и других наук. При  этом, однако, трудно утверждать, что  культурология вполне наука, т.е.  наука в ее строгом смысле  слова. Но это характерно для  любой науки гуманитарного цикла:  в отличие от естественнонаучного  знания, знание гуманитарное более  субъективно (ведь известно, что,  сколько людей, а тем более  ученых, столько мнений, особенно  когда речь идет о таком  сверхсложном предмете, как человек  и общество). Кроме того, сама система  культурологических понятий еще  только находится в стадии  становления, когда вопросов гораздо  больше, чем ответов. Сегодня существует  большое количество представлений  о культурологии. В рамках исторического  подхода обозначим три основных:    

1. Культурология как раздел  дисциплин, изучающих культуру (философия  культуры, история культуры, социология  культуры, культурантропология).   

2. Культурология как комплекс  дисциплин, изучающих культуру (здесь  можно перечислить весь перечень  предметов гуманитарного цикла).    

3. Культурология как самостоятельная  научная дисциплина (со своим  предметом, методами, местом в  системе других наук).   

 В структуре культурологии  как самостоятельной дисциплины  вычленяют:

1.Теорию культуры(ее предметом являются определение самого этого понятия, его структурирование, типизация, проблема человека  в культуре, взаимоотношения человека и общества,место и роль форм общественного сознания в системе  культуры и т.д.);

2.Историю мировой культуры:первобытной, древней, средних веков, эпохи Возрождения, Просвещения, современности, взаимоотношения культур Востока и Запада;историю отечественной культуры (ее социодинамики,  менталитета, идеалов, "русской  идеи", проблемы русской интеллигенции и тоталитарной культуры, новой ситуации на рубеже XX - XXI вв.).

Информация о работе Основные методы культурологии