Основные процессы библиографирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:19, реферат

Краткое описание

Одним из направлений библиографической работы в библиотеке является библиографирование.
Библиографирование – это процесс подготовки библиотечной информации. Занимаются этим сотрудники разных подразделений библиотеки, имеющие дело с документами: комплектования фонда, обработки поступивших документов, создание каталогов, хранение и выдача читателям. На каждом из этих участков той или иной форме фиксируется в документальном виде библиографическое описание, которое дополняется по мере надобности индексами классификации (УДК, ББК, ГРНТИ и др.)

Содержание

Введение
1. Основные процессы библиографирования
1.1 .Библиографическое выявление
1.2 .Библиографический отбор
1.3 .Библиографическое описание
1.4.Библиографическая группировка, способы.
- формальная
-содержательная
2. Заключительный этап библиографирования.
2.1.Справочный аппарат
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа 23.10..docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

Главная цель библиографической группировки — упорядочить, привести в четкую систему библиографические записи, сделать информацию целенаправленной и действенной. Библиографическая группировка разделяется: формальную и содержательную.

       Формальная группировка имеет ряд разновидностей: расположение в алфавите заглавий документов или фамилий их авторов, по виду изданий, по месту издания или хранения; формату, хронологии издания или написания произведений, языку, издающим организациям, учреждениям и т. п. Однако при любой из этих разновидностей не затрагивается содержание документов. Расположение материала по внешним признакам является наиболее простым и легким для составителя библиографического пособия.

       Содержательная группировка, в отличие от формальной, не может базироваться только на библиографических описаниях, так как включенные в них данные о документах зачастую не раскрывают их тематику. Здесь необходимо непосредственное обращение библиографа к тексту документов или к аннотациям (рефератам). Поскольку одно и то же произведение, как правило, нередко посвящено ряду тем (вопросов), возникает необходимость или дублирования его описания в разных разделах пособия, или применения отсылок.

       Содержательная группировка может быть систематической, тематической и предметной.

       При систематической группировке материал располагается какой-либо схеме классификации. В универсальных пособиях чаще всего используются ББК, УДК и другие аналогичные универсальные классификации. В отраслевых пособиях применяются научные классификации, разработанные в данной научной дисциплине и содержащиеся обычно в учебниках и программах для высших учебных заведений, обобщающих научных трудах, в справочных изданиях.

      Тематическая группировка близка к систематической, однако ей присущи большая подвижность, менее жесткая внутренняя структура. Это означает, что при тематическом расположении наименования разделов и подразделов, их последовательность, степень дробности делений могут быть различны в пособиях на одну и ту же или близкую тему. Тематическая группировка чаще всего применяется в комплексных или проблемных библиографических указателях, отражающих литературу по одной или нескольким отраслям знания.

При предметной группировке библиографические записи комплексируются под предметными рубриками, а сами рубрики располагаются в алфавите их наименований. Достоинство такого способа расположения заключается в том, что он позволяет быстро находить материалы по конкретным узким вопросам. Однако предметная группировка носит в какой-то мере формальный характер, поскольку в соответствии с ней рубрики, близкие по содержанию, располагаются в разных местах. Приходится широко использовать систему отсылок и перекрестных ссылок, но и этого бывает недостаточно.

Рекомендательная группировка преследует цели руководства чтением и может быть осуществлена в различных вариантах от общего к частному, от простого к сложному. Совершенно очевидна ее педагогическая направленность.

Сложная группировка предусматривает распределен описаний по разделам подразделениям, рубрикам и подрубрикам, а в пределах каждого последнего деления материал также располагается в определенной, заранее избранной последовательности (в алфавите фамилий авторов или заглавий, хронологии издания, по типам литературы, в логической последовательности - от общего к частному, от простого к сложному и т. д.

Заключительный этап библиографирования

Заключительный этап библиографирования включает в себя подготовку справочного аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.

В состав справочного аппарата входят: предисловие, вступительная (вводная) статья, вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы.

Предисловие, которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие (основой для него служит план -проспект), содержит сведения об основных задачах пособия, значении данной темы. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе (по разным параметрам), разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы не перечисляются, для такой цели служит оглавление), сообщается о расположении записей внутри последних делений. Если в разных разделах такая последовательность различна, то в предисловии это оговаривается.

Характеризуя аннотации, следует показать их роль в ознакомлении читателей с документами, назвать используемые в данном пособии виды аннотаций. Недостаточно просто перечислить имеющиеся вспомогательные указатели, надо обратить внимание читателя на особенности их построения практического использования. В предисловии обязательно указывается верхняя хронологическая граница отбора материала (год, месяц, число).

Вступительная статья. Крупные рекомендательные и ретроспективные научно - вспомогательные пособия, помимо предисловия, иногда открываются вступительной (вводной) статьей. Она представляет собой более или менее развернутый обзор основной литературы по теме пособия. Статья должна быть обязательно связана с основным текстом пособия путем отсылок к соответствующим библиографическим записям.

Вспомогательные указатели. Сложная структура пособия обеспечивает многоаспектное раскрытие объектов библиографирования по их содержанию, значимости, формальным признакам. Однако даже самая совершенная группировка не обеспечивает ответы на все вопросы, с которыми читатели обращаются к тому или иному библиографическому пособию. Этот недостаток любой группировки позволяют преодолеть вспомогательные указатели, которые представляют собой часть библиографического пособия, отражающую сведения о произведениях печати в ином разрезе, чем в основном тексте пособия, с отсылкой к соответствующим библиографическим записям.

Традиционным и очень распространенным является именной указатель. Иногда он включает заглавия всех отраженных произведений (как авторских, так и коллективных). Такие указатели особенно важны в рекомендательных библиографических пособиях.

Именные указатели нередко содержат сведения о составителях, редакторах, переводчиках, иллюстраторах и других лицах, принимавших участие в создании произведений.

Персональные указатели (указатели личных имен) составляют и как самостоятельные. В них персональные рубрики желательно снабжать указаниями на профессию, род деятельности, отличая, заслуги того или иного лица. Это расширяет и уточняет характеристику лиц, дает читателю дополнительную информацию о них.

Для выявления персональных рубрик используется не только библиографическое описание, но и другие элементы библиографической записи: аннотация, реферат. Более сложны с точки зрения составления вспомогательные указатели, раскрывающие содержание документов. К их числу относятся, в частности, предметные вспомогательные указатели. Естественно, одних библиографических описаний для их создания недостаточно; приходится обращаться к аннотациям и рефератам, а также непосредственно к текстам произведений.

Составление предметного указателя связано, кроме того, с соблюдением ряда методических требований. Так, внутри крупных рубрик обязательно выделяются более частные подрубрики. Родственные или близкие по содержанию понятия связываются перекрестными ссылками. Соблюдается инверсия в сложных сочетаниях с вынесением на первое место основного смыслового слова (партии политические, машиностроение тяжелое, животноводство молочное и т. п.). От старых или отвергнутых понятий даются отсылки к современным.

Содержание документов, включенных в пособия, раскрывают систематический и тематический вспомогательные указатели. Такими указателями полезно снабжать пособия с формальным расположением записей в основном тексте (алфавит фамилий авторов, хронология издания и пр.).

В пособиях, включающих сведения о периодических и продолжающих изданиях, очень важны вспомогательные указателями редакторов, издающих организаций и коллективов. К ретроспективным библиографическим трудам составляется хронологический указатель, позволяющий находить издания, вышедшие в определенном году. Встречаются также указатели мест издания, языковые и др.

Технология составления любого вспомогательного указателя сводится к следующему. Библиограф внимательно просматривает основной текст пособия и выбирает из записей понятия, соответствующие виду указателя. Каждое из них записывается на отдельную карточку, а рядом - проставляется порядковый номер записи или страница, на которой она помещена. Затем карточки подбираются в строгом алфавите понятий. Одинаковые понятия переносятся на одну карточку с указанием всех номеров или страниц текста. В картотеке выделяются буквенные разделители, и она переписывается на отдельные листы в один или два столбца. К указателю должны быть составлены пояснительные замечания: о его содержании, принципе отсылок к тексту, принятых условных сокращениях.

Приложения. В состав приложений к библиографическим пособиям входят: списки просмотренных источников, списки условных сокращений, дополнения, а в некоторых рекомендательных пособиях и советы библиотекарю: В отличие от вспомогательных указателей приложения не имеют непосредственной (путем отсылок) связи с основным текстом пособия.

Списки просмотренных источников дают представление о реальной источниковой базе, на которой велось выявление документов. Они составляются на основе картотеки источников, создаваемой еще в процессе выявления материалов. Следует подчеркнуть, что пособие должно быть снабжено списком всех просмотренных, а не только использованных источников (хотя последнее нередко встречается на практике). Дело в том, что, обследуя различные источники, библиограф в некоторых из них может и не обнаружить документов по теме пособия. Тем не менее их также необходимо указать в списке, дабы избавить читателей от ненужного обращения к материалам, которые уже были в поле зрения составителя.

К перечням источников предъявляются два требования: они должны быть полными и точными. Первое требование заключается в том, что в списке обязательно перечисляются все источники - не только библиографические пособия, но и каталоги и картотеки библиотек, периодические и продолжающиеся издания, справочники, прикнижные и пристатейные списки литературы, которые просматривались составителем.

Второе требование - точность производимых описаний. Нельзя просто указать, что просмотрена, например, «Книжная летопись», но следует перечислить все номера (и годы), которые были обследованы. Точно так же надо назвать просмотренные каталоги и картотеки (а при необходимости - и разделы) конкретных библиотек. Если список включает значительное число просмотренных источников, то целесообразно разделить их на группы (библиографические пособия, каталоги и картотеки, периодические издания пр.).

В процессе подготовки и издания пособий выходят в свет новые произведения. В связи с этим составители могут включать сведении о таких документах в качестве особых дополнений. Они помещаются в виде основного текста и не входят в общую структуру пособия.

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением. Различают научно - библиографическое, литературное, и технико - библиографическое редактирование. Первое осуществляется в течении всей работы над пособием, а второе и третье - после ее окончания.

В процессе литературного редактирования осуществляется вычитка всего текста пособия. При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, отпечатки.

Литературному редактированию подлежат также вступительные тексты к разделам, наименования разделов, подразделов и рубрик. Надо следить за тем, чтобы такие наименования наиболее точно отражали содержание документов соответствующего деления.

В процессе технико-библиографического редактирования проверяется единообразие описаний и точность, их соответствие действующим стандартам (на библиографическое описание и сокращение русских слов и словосочетаний).

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем или на обороте следует указывать фамилию (фамилии) составителя и его инициалы, На титульном листе приводится также заглавие указателя, подзаголовок (сведения о типе пособия, переиздании, научном редакторе и пр.), выходные данные и - в над заголовке - наименование подготовившего работу учреждения (библиотеки). Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, вступительной статьи, основного текста, вспомогательных указателем и т. д.) применяются шрифты различных кеглей. Так, аннотации (рефераты) обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом, аннотации - отделяться от описаний пробелом и начинаться с красной строки. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик. Существенное значение (что не всегда учитывается па практике) имеет правильное оформление оглавления (содержания): при наборе названий разделов подразделов, рубрик и т. д. должны применяться втяжки, чтобы хорошо были видны их взаимосвязи и внутренняя соподчиненность.

Художественное оформление библиографических пособии предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства (в персональных указателях библиографических словарях), карт (в страноведческих и краеведческих пособиях).

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекомендательных указателях. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы художественного оформления во всех выпусках серии. Решающую роль в достижении успеха играют творческое содружество, тесные контакты художника с библиографом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список литературы:

  1. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. [Текст] / М.Г. Вохрышева. – М.: Книжная палата, 1989.
  2. ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст].- М .: Изд. стандартов, 2004
  3. Диамидова Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Диамидова. – СПб.: Профессия, 2003.
  4. Диомидова. Г. Н. Библиография: Общий курс. [Текст] - М.: 1991.
  5. Диомидова. Г. Н. Библиографоведение:  Учебник для средних профессиональных учебных заведений. [Текст] - СПб.: Профессия. – 2003.
  6. Коршунов. О. П. Библиографоведение: Общий курс. [Текст] - М.: 1990.
  7. Моргенштейн И.Б., Уткин Б.Т. Занимательная библиография.  [Текст] –М.: Изд-во "Кн. палата", 1987
  8. Справочник библиографа. [Текст] / сост. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. –      СПб.: Профессия, 2003.

Информация о работе Основные процессы библиографирования