Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление специфики организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности на примере д. Блонь Пуховичского района Минской области. В связи с этим можно определить задачи моей курсовой работы:
Дать характеристику понятию «Культурно-досуговая деятельность».
Раскрыть особенности КДД подростков в условиях сельской местности.
Выявить возможности организации КДД подростков .

Содержание

Целью данной курсовой работы является выявление специфики организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности на примере д. Блонь Пуховичского района Минской области. В связи с этим можно определить задачи моей курсовой работы:
Дать характеристику понятию «Культурно-досуговая деятельность».
Раскрыть особенности КДД подростков в условиях сельской местности.
Выявить возможности организации КДД подростков .

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Основные задачи библиотек, обслуживающих детей:

- развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;

- пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

- гармоничное сочетание социализации (освоение ребенком норм и ценностей

общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

- воспитание творческих способностей;

- пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

- обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

- обеспечение доступа пользователя - ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной для него форме;

- развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;

- развитие рекреационного потенциала библиотеки [16, с.81].

Главным в работе с детьми должен быть интерес к каждому читателю.

Следует отметить, что одной из важных задач библиотеки, работающей на селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских детей и подростков. Посещение библиотеки дает детям возможность общения. Вечера, конкурсы, самодеятельные концерты и так далее зачастую устраиваются сельской библиотекой совместно с клубной и школьной. Библиотека, совместно со школьной, делает все, чтобы создать и сохранить культурное пространство [18, с.4].

Сельская школа является естественным центром воспитательной работы с детьми. Школа может и должна быть инициатором создания новых внешкольных учреждений, разнообразных кружков, объединяющих детей [22, с.40].

Сельская школа - это учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного воспитания и обучения подрастающих поколений. Воспитательной работой в школе занимаются заместитель директора школы по воспитательной работе и классные руководители.

Заместитель директора школы по воспитательной работе - это представитель школьной администрации, педагог-воспитатель, опытный творческий специалист. Это главный педагог, организующий и направляющий воспитательную работу взрослых и детей в школе. Главная цель - создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися [16, с.6].

Организация рационального использования внеучебного времени сельских детей - проблема сложная. Важно, чтобы каждый учащийся в свободное от уроков время занимался интересным и полезным делом в кружке и в других творческих объединениях по интересам в школе, во внешкольном учреждении. Научить школьников рационально и содержательно использовать свое внеучебное время - дело, прежде всего школы.

Основными требованиями к организации работы с учащимися во внеучебное время являются: органическое единство учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной работы; предоставление каждому учащемуся в свободное от учения время возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие, увлекательность и т.д. [4, с.13].

Внеклассная работа - организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха. В условиях сельских школ проводятся предметные кружки непосредственно связанные с содержанием школьных программ, но не повторяют их, а расширяют и углубляют знания учащихся.

Для развития физических качеств в школе организована работа в спортивных секциях. Дети занимаются баскетболом, волейболом. Эти занятия в свободное время способствуют физическому развитию, взаимоотношениям между членами команд.

Таким образом, учреждения культуры, школа, библиотеки в сельской местности являются своеобразными центрами по организации досуга сельских детей. Эти учреждения должны осуществлять взаимосогласованную работу. В процессе такой работы дети учатся проводить свое свободное время рационально. Однако, следует отметить, что работа этих учреждений не в полной мере может удовлетворить потребности сельских детей, так как существует малый выбор в проведении досуга. Кружки не достаточно разнообразны в связи с отсутствием специалистов, а также низким уровнем материально-технической базы.

Социально и культурно ограниченные условия сельской среды позволяют говорить о недостатке культурной базы для развития личности ребенка, что негативно отражается на темпах детского развития.

 

 

 

2. Специфика организации КДД подростков в д. Блонь Пуховичского района Минской области

 

2.1 Характеристика КДД подростков в д. Блонь Пуховичского района Минской области

 

О работе Блонского сельского Дома Культуры Блонский СДК находится на территории Блонского сельского совета. Обслуживает деревни: Блонь, Заречье, Скобровка, Крупка, Владимировка.

На территории проживает 2570 жителей, из них 162 человека до 18 лет, 501 - пенсионеры.

Здание Дома культуры построено в 1973 году. Имеет зрительный зал, малый зал с общим количеством посадочных мест - 500, танцевальный зал, кабинеты, кружковые комнаты. Левое крыло отдано в аренду под услуги БТО, правое занимает тренажерный зал, который находится на балансе спорткомитета.

Общая площадь СДК составляет - 1942 м2, из них предназначенных для клубной работы - 5 помещений площадью - 1009,2 м2.

Блонский СДК относится к 1-ой группе по оплате труда.

Основными направлениями в работе Блонского СДК за 2011 год были:

работа с детьми и трудными подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гострольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных, областных конкурсах и фестивалях.

Важным направлением в работе Дома культуры является работа с детьми и трудными подростками, путем организации культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития у детей творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки художественной самодеятельности и любительские объединения.

В настоящее время на базе Блонского сельского Дома культуры функционирует 8 кружков и 2 любительских объединения, из них 7 посещают дети младшего, среднего и старшего возраста:

Систематически проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, где дети являются не только зрителями, но и активными участниками в их подготовке и проведении, такие как:

- музыкально-спортивная игра «Не шути с огнем..»;

- спортландия «Вперед к победе», совместно со школой;

- вечер отдыха с родителями «Когда семья вместе и сердце на месте»;

- утренники: «Пусть всегда будет солнце», «Осенние причуды».

За последний год проведено 6 концертов детской художественной самодеятельности. Организовывались экскурсии на природу и в музей. Проводились выставки детского рисунка, поделок кружка «Умелые руки», цветов, конкурсы детского рисунка и игровые программы.

Проведены следующие мероприятия с участием подростков по пропаганде народного творчества и народных традиций:

- праздник «Калядны перазвон» на базе СДК и выезд, с программой празд ника в РЦВР «Свитанак» ;

- развлекательно-познавательная программа, приуроченная к Пасхе «Ах, какие куличи»;

- купальский обряд с участием подростков и детского фольклорного кружка «Зараначка»;

- праздник Масленица.

Проведены мероприятия патриотического направления:

Цикл мероприятий к Выборам в местные советы. Это концерты, встречи с кандидатами в местные советы, оформление стендов и выставок;

Цикл мероприятий, посвященных 65-летию Победы:

- вручение медалей «Фронтовики наденьте ордена»;

- конкурс рисунка «Мир без войны»;

- экскурсия в музей;

- праздничный концерт «Беларусь салютует Победу» и праздничный концерт, приуроченный ко Дню Независимости Беларуси «Красуй, Беларусь»

- литературно-музыкальная композиция «Подвиг народа бессмертен»;

- литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо»;

Проведены мероприятия развлекательного характера:

-утренники: «Новый Год у ворот», конкурсно-игровая программа «Музыкальная карусель», «Играем вместе» и другие.

Новогодний утренник «Новый Год у ворот», в постановке которого принимали участие и дети и взрослые. Удачно были подобраны костюмы и музыкальное сопровождение. В утреннике были задействованы зрители и это создало доброжелательную веселую обстановку в зале. Проводились игры, конкурсы, защита костюмов, водились хороводы, пелись новогодние песни, а самые активные участники поощрялись призами. Дети получили хороший эмоциональный заряд и были благодарны организаторам праздника.

Встреча с ветеранами войны «Фронтовики наденьте ордена»

На встрече присутствовали представители сельского совета, которые вручили ветеранам медали и памятные подарки, а также школьники и участники кружков художественной самодеятельности. Встреча проходила в доверительной обстановке. Дети получили много интересной информации о минулых днях войны, после чего силами детской и взрослой художественной самодеятельности был дан концерт.

Рождественские посиделки «Каляда»

Подростки клуба «Балаганчик» были одеты в костюмы ряженых. Мероприятие собрало много детей и подростков, в том числе и трудных подростков, многие из которых были задействованы в подготовке и проведении этого мероприятия. Здесь присутствовал юмор, читались басни, пелись песни, частушки, загадывались загадки, скороговорки и т.д. Все с удовольствием принимали участие в конкурсах.

 

Огонек «Когда семья вместе и сердце на месте»

Мероприятие проводилось с участием членов детского клуба «Балаганчик». В мероприятии участвовали 6 семей. Были накрыты сладкие столы. Программа была построена так, чтобы как можно больше раскрыть возможности и способности каждой семьи. Проводились конкурсы, игры, номинации, вручались поощрительные призы. Все были очень активными. Особенно старались дети. Родители и дети остались довольными предоставленным отдыхом и были благодарны за такой хороший семейный праздник.

Спортивная игра «Спортландия»

Для подростков была проведена спортландия, которая проходила в тренажерном зале. Дети принимали активное участие в эстафетах, отвечали на вопросы по здоровому образу жизни. Лучшие были награждены призами, а после силами детской художественной самодеятельности был дан небольшой концерт.

Формы клубных услуг, используемых в работе Блонского СДК в 2010 году смотрите в приложениях.

 

2.2 Перспективы организации КДД подростков в деревнях, а также в д. Блонь Пуховичского района Минской области

 

Для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности предусматривается:

реструктуризация сети сельских учреждений культуры, разработка и внедрение рациональных схем их территориального размещения с учетом конкретной социально-демографической ситуации в сельских населенных пунктах, сельсоветах, районах;

создание в агрогородках социально-культурных комплексов, включающих основные объекты культурно-досуговой деятельности: клуб, библиотеку, детскую школу искусств или классы по специальностям искусств и др.;

формирование на базе реконструируемых учреждений культуры в населенных пунктах, где существование отдельных учреждений культуры является нецелесообразным, интегрированных учреждений, оказывающих культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-бытовые и другие услуги:

создание 22 районных и сельских домов ремесел, обеспечивающих сохранение, обогащение национальных и местных обычаев, обрядов и фольклора, традиций народного декоративно-прикладного искусства; открытие 6 детских школ народного творчества и народных ремесел;

определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб (музеев под открытым небом). Формирование на их основе усадебно-этнографических комплексов для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности, туристического показа и обслуживания, объединенных межрегиональными туристическими маршрутами. Обеспечение развития инфраструктуры сельского туризма с использованием местных традиций и обычаев;

улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел, возобновление и организация работы передвижных библиотек, оснащенных необходимым культурно-информационным оборудованием;

модернизация устаревшего кинопроекционного оборудования в сельских учреждениях культуры, при необходимости обеспечение их видеопроекционными системами;

обеспечение целевого комплектования библиотечных фондов общественно-политической, художественной и детской литературой, изданиями по вопросам ведения приусадебного хозяйства, строительства индивидуальных жилых домов, подписки на общественно-политические газеты, литературно-художественные периодические издания; завершение компьютеризации крупных сельских библиотек;

ежегодное проведение республиканского фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с оказанием конкретной помощи в укреплении материально-технической базы сельских учреждений культуры;

Информация о работе Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности