Особенности официально – делового стиля речи. Составление личной документации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

Языковые средства официально-делового стиля образуют относительно замкнутую систему, основу которой составляют единицы трех уровней: • лексического; • морфологического; • синтаксического.
Соблюдая нормы официально-деловой речи, мы отдаем дань не штампам и канцеляризмам, а объективно сложившейся традиции построения речи в соответствии с выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания.
Так, в разговоре можно сказать: «С сегодняшнего дня я в отпуске». В заявлении же требуется написать: «Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа». Такова традиция, такова форма и манера написания заявлений и других деловых бумаг.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. по культуре речи.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культура речи

по теме: Особенности официально – делового стиля речи. Составление личной документации.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент(ка)

Специальность Юриспруденция

группа Юр-13 Тур

Ф.И.О Сидорова А.О.

Проверил: Чудинова С.Г.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Основные  языковые особенности

 

Языковые  средства официально-делового стиля  образуют относительно

замкнутую систему, основу которой  составляют единицы трех уровней:

• лексического;

• морфологического;

• синтаксического.

Соблюдая  нормы официально-деловой речи, мы отдаем дань не штампам и

канцеляризмам, а объективно сложившейся  традиции построения речи в

соответствии с выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания.

Так, в разговоре можно сказать: «С сегодняшнего дня я в отпуске». В заявлении

же требуется написать: «Прошу считать меня находящимся в отпуске с

такого-то числа». Такова традиция, такова форма и манера написания

заявлений и других деловых бумаг. И эта форма целесообразна, оправданна в

данной сфере общения. Она вырабатывалась если не веками, то десятилетиями.

Официально-деловой  стиль вполне равноправен с другими  стилями и играет важную роль в формировании и развитии русского литературного языка.   

 

Основные жанры официально-делового стиля:

• Заявление;

• объяснительная записка;

• расписка;

• доверенность;

• автобиография;

• резюме.        

Общие требования, предъявляемые к  документу.

 

Формирование официально-деловой  письменной речи в первую очередь  связано с необходимостью документально  закреплять правовые отношения юридических и частных лиц. Документированием во всем мире называют процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий ее юридическую силу.

Документирование в деловом  общении имеет особое значение: ссылка на устную договоренность может быть опровергнута или подвергнута сомнению. Но если та же договоренность или распоряжение имеют форму документа, то считается, что ссылка на него обоснована юридически. Итог документирования – создание документа. Сегодня можно говорить об интернациональных свойствах документов, поскольку в международной практике они служит инструментом делового общения, языковым средством фиксации деловой, управленческой, служебной информации.

К любому документу в любой стране предъявляются  следующие общие требования: 1) достоверность; 2) актуальность; 3) аргументированность; 4) полнота информации; 5) лаконизм изложения.

Функции документа.

Выделяют  общие и специальные функции  документа.

Общие функции:

1) информационная: любой документ создается для сохранения информации;

2) социальная: документ порожден той или иной социальной потребностью;

3) коммуникативная: документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры;

4) культурная: документ – это средство закрепления и передачи культурных традиций, отражения этапов развития цивилизации.

Специальные функции:

1) управленческая: документ является инструментом управления. Это плановые, отчетные, организационно-распорядительные документы.

2) правовая: документ – средство закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе. Правовую функцию выполняют законодательные и правовые нормативные акты, а также документы, приобретающие правовую функцию на время;

3) исторического источника: документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества.

Названные функции имеют интернациональный  характер и определяют общие для  разных языков требования к документу.

Реквизиты документа. Юридическая сила документа обеспечивается комплексом его реквизитов. Реквизиты – это обязательные элементы оформления документа. К основным (обязательным) реквизитам документа относятся: наименование автора документа; наименование адресата; подпись; дата; номер документа; гриф утверждения; печать.

Совокупность  реквизитов и схема их расположения на бланке составляют формуляр документа. Формуляр регламентирован стандартами, принятыми в той или иной стране. Например, если документ адресован зарубежному партнеру, наименование организации-адресанта на иностранный язык не переводится и печатается на бланке латинским шрифтом.

 

Составление заявления.

 

          Общаясь  между собой, мы обходимся словами,  устной речью. Но для общения  с органами власти и с руководством  различных учреждений и организаций,  этого мало. Они требуют письменного  обращения.

          Заявление-это  официальное сообщение гражданина (иногда и группы граждан) к  какому-либо должностному лицу. По  сути, заявление-это просьба о  чем либо. Законом предусмотрено,  что заявление можно подать  в устной форме, но чаще всего,  требуется подача заявления в  письменной форме. Причем, в некоторых  случаях, заявление можно подать  лишь в строго установленной  форме.

           Если  заявление пишется от руки, не  по образцу, и не на специальном  бланке, то оно все равно (традиционно)  включает в себя следующие  обязательные элементы:

1.Наименование адресата, которому  направляется заявление.

2.Фамилия, имя, отчество, должность  или адрес автора заявления.

3.Наименование документа (заявление  - пишется с маленькой буквы,  в конце ставится точка).

4.Изложение конкретной просьбы  или предложения.

5.Перечень прилагаемых к заявлению  документов.

6.Дату написания заявления и  подпись лица, обращающегося с  данным заявлением.

 

 

Образец заявления.

 

 Ректору ЮУрГУ

           Вяткину Г.П. от

 студента аэрокосмического

       факультета, гр. АК––113

         Томилина И.В.

 

 

 

 

 

заявление

 

Прошу предоставить мне академический  отпуск на 2013-2014 гг. по состоянию здоровья. Справка прилагается.

 

 

 

12.12.2013        Томилин И.В.

 

 

 

 

 

 

Составление доверенности.

 

Доверенность–документ, выдаваемый одним лицом другому для представительства перед третьим лицом. Доверенность может быть нотариальной или простой, то есть заверенной личной подписью гражданина.

Виды  доверенности:

1.генеральная-на  представление интересов доверителя  во всех сферах (выдается в  основном юристу или адвокату).

2.специальная-на  совершения каких-либо однородных  действий (выдается управлению автомобилем).

3.разовая-на  выполнение определенного, конкретного  действия (материальных ценностей).

Правила составления  и заверки доверенностей  предусмотрены законом и должны соблюдаться. Доверенность составленная с нарушениями, будет признана недействительной.

При самостоятельном  составлении доверенности следует  учесть, что в шапке документа  пишется слово «Доверенность» и  обязательно указывается город (населенный пункт, в котором доверенность выдается) и дата (прописью). Первый абзац документа  должен содержать данные личности обеих  сторон доверенности. Начинается доверенность с местоимения «Я», (подробно и  полностью пишутся Ф.И.О. доверяющего, его паспортные данные, включая место  рождения и место регистрации, гражданство. Но если доверенность от юридического лица, то указывается реквизит компании. После этого с нового абзаца перечисляют  действия, которые надо будет совершить. В завершении документа указывается  отдельным абзацам, дает ли данная доверенность право передоверить совершение доверенных действий и срок (обязательно прописью).       Максимальный срок действия доверенности три года. За исключением случаев, когда доверенность выдается для  совершения действий за границей. Если в доверенности не был указан срок ее действия, то он будет составлять один год со дня выдачи. Одна и  та же доверенность может быть выдана нескольким лицам (каждому отдельная).

 

ДОВЕРЕННОСТЬ 
на распоряжение автомобилем

 

г. Москва, первое декабря две тысячи десятого года 
(место и дата составления документа) 

 

Я, _______________(Ф.И.О.), _________(дата рождения), паспорт _________ N _________, выданный _______________, проживающий(ая) по адресу _______________, настоящей  доверенностью уполномочиваю _______________(Ф.И.О.), _________(дата рождения), паспорт _________ N _________, выданный _______________, проживающего(ую) по адресу _______________, распоряжаться принадлежащей  мне на основании технического паспорта, выданного Управлением ГИБДД _________ города _________ за N _________ от "___"__________ ____ г. автомашиной марки ________ двигатель N _________ кузов N _________ шасси N _________ VIN _________ государственный номерной знак _________, состоящей на учете в _______________, следить  за техническим состоянием автомобиля, быть моим представителем в органах  ГИБДД с правами прохождения  технического осмотра и снятия автомобиля с учета, отчуждения его любым  допускаемым законодательством  способом (в том числе по договорам  купли-продажи, мены, дарения) и получения  денег, а также расписываться  за меня и совершать все юридические  и иные действия, связанные с выполнением  этого поручения.

 
Доверенность выдана _______________ (с  правом, без права) передоверия. 
 
Доверенность действительна до _______________ 
(срок действия доверенности указывается прописью) 
 
Подпись доверителя 
Удостоверительная надпись, подпись, печать

 

 

Составление объяснительной записки.

Объяснительная  записка-это документ, содержащий должностное  сообщение лица, поясняющее какое  либо действие, факт, происшествие, предоставляемое  выше стоящему должностному лицу. Например: трудовая дисциплина, опоздание на работу, прогул.

Еще одна функция объяснительной записки- может  пояснять содержания другого документа (проект, отчет и т. д.).Тогда объяснительная записка оформляется к такому документу как приложение и подписывает его руководитель организации.

В случае дисциплинарного поступка работодатель обязан предложить сотруднику написать объяснительную. Вы должны знать, что  сотрудник не обязан давать каких-либо пояснений. Тем не менее, работодатель сможет применить дисциплинарное взыскание, составив акт об отказе.

Писать  записку следует кратко и понятно. Лучше избегать любой эмоциональности. Излагать только факты, относящиеся  к делу. Подумайте над тем, чтобы  объяснение звучало понятно, избегайте  неправды и оправданий.

Допускается написать объяснительную записку в  рукописной форме.

 

                                                                                         Директору ООО «Знамение»

                                                                                         Глухареву В.И. от 

                                                                                         Живанец К.Ю.

 

объяснительная записка

 

07.10.2011 я опоздала на работу  на 2 часа по причине транспортной  аварии. Выданную транспортным предприятием  справку прилагаю.                                                         

Живанец К.Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление расписки.

 

Расписка-это  документ личного характера, удостоверяющий факт получения денежных средств, документов, имущества, груза, исполнения обязательств.

 

Бланк расписки содержит следующее:

1.  наименование документа - Расписка

2.  текст расписки - сначала указывают основные сведения об авторе документа: фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные: серия, номер, кем и когда выдан, адрес проживания, телефон. Затем пишут данные физического либо юридического лица: фамилию, имя, отчество, должность, наименование организации. Далее идет сумма займа (сначала цифрами, затем в скобках прописью) либо наименование передаваемого имущества.

3.место (город)  написания расписки и дата (с  левой стороны под текстом).

4.подпись  составителя- с правой стороны  под текстом.

Расписка  не заверяется нотариусом. Поэтому, если вы не доверяете человеку, которому передаете что-либо, необходимо пригласить несколько посторонних людей - свидетелей, в присутствии которых и осуществляйте сделку, чтобы в случае необходимости они могли подтвердить факт передачи денег или какого то имущества в суде. В данном случае свидетели под датой и подписью автора расписки указывают свою фамилию, имя, отчество, адрес проживания и ставят личную подпись.

 

 

 

 

 

 

 

 

                Образец расписки.

 

Расписка

 

Я, Сомкина Екатерина Васильевна, паспорт серии 5375 № 153763, выдан ОВД  района Басманный УВД ЦАО г. Москвы 12.06.2004 г. получила от Филатова Ярослава Витальевича, паспорт серии 5321 № 124635, выдан ОВД Фили-Давыдково г. Москвы 11.03.2003 г. денежные средства в сумме 400000 (четыреста тысяч) рублей РФ за автомобиль Chevrolet Niva, идентификационный номер  автомобиля X9L21230050011096 по договору купли-продажи  автомобиля, заключенному сторонами 05 октября 2013 г. Оплата произведена в полном размере.

Информация о работе Особенности официально – делового стиля речи. Составление личной документации