Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:41, реферат
Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления………………………………………………..28
2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………
Важнейшей проблемой остается
проблема отсутствия должного правового
регулирования статуса
В отличие от многих других
субъектов Российской Федерации, в
Читинской области до сих пор
отсутствует своё законодательство,
определяющее правовой статус эвенкийского
населения, определяющее границы земель
традиционного
В то же время на Севере Читинской
области в последние годы активно
развивается строительство
В зонах, пока не затронутых
промышленными разработками ещё
существует возможность сохранения
и развития, традиционных для эвенкийского
населения видов
Органам государственной власти Забайкальского края и местного самоуправления Каларского района следует учитывать те последствия, которые для коренного населения и окружающей среды будет иметь промышленная разработка месторождений, массовое привлечение пришлого населения. Можно сказать совершенно определённо, что серьезно пострадают эвенкийские охотничьи угодья, природная среда в целом.
Итак, в этом параграфе мыпровели краткий обзор истории эвенкийского народа, рассказали о проблеме этногенеза эвенков, об изменениях в их быту и общественном устройстве в разные исторические периоды и о некоторых проблемах современных эвенков.
Для того чтобы лучше понять
забайкальскую этническую историю,
необходимо использовать данные археологических
и этнографических исследований
на территории края. Среди исследователей
внесших весомый вклад в
В Забайкалье в распоряжении исследователейXVIIIв. был богатейший культурный материал, по которому они могли составить свое представление о народе, жившем бок о бок с двумя империями, Российской и Цинской. Кроме того, испытывавшем цивилизационное воздействие степной культуры со стороны Монголии.
Экспедиционные материалыXVIIIв. в контексте исследований XX в. дают возможность взглянуть на жизнь ныне исчезающего этноса не только по археологическим артефактам, но и по достоверным материалам научных экспедиций. Опираясь на имеющиеся источники, можно определить территории традиционного расселения забайкальской группы тунгусов на момент их исследования в XVIII в. Например, записи Д. Н. Беспалько «Тунгусы Забайкалья в материалах академических экспедицийXVIII века»[8, c. 65]. В статье предлагается анализ обзорных сведений о забайкальских тунгусах по материалам академических экспедиций XVIII в. Среди исследователей выделены следующие немецкие и российские ученые: Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, С. П. Крашенинников, П. С. Паллас. Изучение этнографического наследия прошлого может помочь в решении национальных проблем современной России.
Ф. Миллера, позаимствованные из уездных канцелярий Нерчинска и Селенгинска о сословном делении, количестве душ, проживающих в пределах каждого рода, а также взгляды студента С. П. Крашенинникова, который разделял благородные идеи просвещения отсталых народов империи, представляют собой интересные и информативные источники для современных исследователей края. Описания имеют вид сравнительно небольших по объему статей, научных заметок или содержатся в общих работах отдельными фрагментами.
В источниках содержатся сведения о мировоззрении и верованиях, обычаях и нравах, образе жизни, а также предметах одежды и украшениях, жилище и пище. Раскрывается роль скотоводства, охоты и рыболовства, собирательства, ремесел и других повседневных занятий, говорится об оружии, орудиях труда, развитии языка и культуры. Отдельные материалы посвящены социальной структуре и управлению родовой организацией, семье и формам брака.
Исследователи при составлении
целостного образа изучаемого объекта
стремились опираться на широкий
круг источников. Важное значение отводилось
непосредственному наблюдению и
описанию прямо на месте всех необычных
явлений, предметов и всего того,
что профессорский состав экспедиций
считал достойным своего внимания.
Зачастую руководители отрядов дополнительно
отправляли запросы в местные
канцелярии с целью уточнения
тех или иных фактов. Нередко проводился
опрос местного населения на предмет
взаимоотношения между
Студент С. П. Крашенинников,
будущий исследователь Камчатки
и талантливый этнограф, внимательно
изучил жизнь тунгусов, их бытовой
уклад и верования. Его этнографические
наблюдения являются ценнейшим вкладом
в отечественную науку. История
этого народа в полевых исследованиях
ученого XVIII в. – возможность для
сибиреведов взглянуть в
В его дневниках имеются
интересные записи о Забайкалье. Так,
в «Дорожном журнале» за 1734–1736 гг.
имеется следующая
Хозяйственно-культурный комплекс, хорошо приспособленный к местным условиям, вероятно, сложился в ходе расселения их пообширной территории Сибири, достаточно давно. Но столетия жизни в суровых климатических условиях затормозили развитие местных народов, способствуя консервации традиционных культурных черт. В реестре о ясачных тунгусах Баргузинского острога он проводит четкую линию сравнения баргузинских и нерчинских тунгусов. Сопоставляя жизненный уклад и верования, ритуальную атрибутику и одежду, он приходит к выводу, «что жизнь и вера тех и других ничем не отличается, а одежду конные тунгусы носят, какую и нерчинские»3. Самой распространенной одеждой считалась парка. Ее носили как мужчины, так и женщины. Парка была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию. У отдельных родов в Забайкалье кроме парки женщины носили другую верхнюю одежду, сшитую из ровдуги, бумажных и шелковых тканей. Основным головным убором являлся капор. Мужские и женские капоры различались по количеству украшений.
Отмечая сравнительно малую
плотность населения в местах
кочевий, ученый подчеркивает, что сами
условия жизни тунгусов – большая
зависимость от охотничьей удачи
и наличия промыслового зверя
и рыбы – препятствовали постоянному
скоплению вместе сколько-нибудь значительного
числа людей, даже, напротив, способствовали
их рассредоточению. Однако, при этом,
тунгусы жили общинами, при сохранении
экономической
Вместе с записями Д. Г.
Мессершмидта, по сути являющегося
одним из первых исследователей тунгусского
этноса, а, следовательно, и основоположником
тунгусоведения, имеется возможность
узнать этнолингвистические
Пограничные конфликты с маньчжурами в конце XVII в. заставили русское правительство искать пути выхода из сложившейся обстановки. Частично проблема была решена за счет привлечения к охране границ местного населения.
Выполняя распоряжение Сената
об изучении геополитической обстановки
на границе с Цинской империей,
Г. Ф. Миллер показывает, насколько может
быть взаимовыгодным сотрудничество с
местными племенами тунгусов. Обращает
внимание на эвенкийский клан князей
Гантимуровых в Нерчинском уезде, подчеркивая
его особое значение, историк осознавал,
что от позиции клана по отношению
к русской власти и маньчжурскому
влиянию в регионе, зависят настроения
тысяч тунгусов в Забайкалье. Местная
администрация в этот период перестала
выплачивать норму
Информация о работе Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья