Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:41, реферат
Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления………………………………………………..28
2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………
П. С. Паллас, путешествуя
по Забайкалью в 70-е гг. XVIII в., внес свою
лепту в изучении прошлого населяющих
его народов. Благодаря усилиям
ученого, на сегодняшний день мы имеем
подробное описание тунгусских и
бурятских шаманок Забайкалья XVIII
в. Он собрал и проанализировал небольшой,
но выразительный материал их нелегкого
ремесла. В Кулусутае нашел тунгусскую
шаманку и по собственному настоянию
стал свидетелем обряда шаманизма. Как
обычно это принято в шаманизме,
во время обряда в нем принимали
участие все представители
Взгляды тунгусов об окружающем
мире исследователи почерпнули из местных
сказаний и легенд. Мифология, впрочем,
особой оригинальностью не отличалась.
Как и у большинства сибирских
народов, она формировалась на основе
всего того, что окружало человека
в повседневности, а древние обожествленные
предки и идеалы, связанные с ними,
отражали внутренний мир тунгусов.
Так, например, существовал очень
стойкий к временным и
Экспедиционные
Итак, в этом параграфе мыописали историю изучения эвенкийского народа начиная с XVIII столетия различными исследователями и учеными.
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья.
2.1. Хозяйство и жизненный уклад.
Эвенки севера занимались охотой и оленеводством, эвенки южной зоны - кочевым скотоводством. Часть из них с 18 века входила в состав пограничного казачьего войска и занимались охраной границы. В состав южной группы входили эвенкийские и даурские роды, находившиеся в подчинении князей Гантимуровых. С 1750 года по 1851 князья Гантимуровы осуществляли управление и эвенками-казаками. Приспосабливаясь к сложным природно-экологическим условиям края, эвенки северной зоны на протяжении жизни многих поколений выработали уникальную форму жизнедеятельности, которая эффективно обеспечивала удовлетворение всех потребностей общества.
Эвенки вели комплексное
охотничье-рыболовно-
Охота была традиционным занятием
эвенков. Она обеспечивала основную
часть потребностей эвенкийских
семей в питании и сырье
для обрабатывающих отраслей домашнего
производства. Охота также давала
возможность оплатить ясак и обменять
шкурки пушных зверей на необходимые
припасы и ружья. Большие территории
охотничьих угодий эвенки осваивали
при активном использовании в
качестве транспортного средства домашних
оленей. В степных районах Забайкалья
эвенки кочевали и охотились на лошадях.
Общий ритм жизнедеятельности эвенкийских
промысловых групп их мобильности,
изменения интенсивности
Традиционное сочетание потребительских и товарных отраслей хозяйства не всегда и не обязательно сопровождались бродячим бытом. Эвенки, расселенные по берегам крупных рек и ведущие аналогичное хозяйство, вели сезонно-оседлый образ жизни, который предполагает: 1) наличие двух постоянных стойбищ, летний и зимний «мэнэйены», 2) ведение охотничьих и рыболовных промыслов на сравнительно меньшей территории, 3) участие в кочевании, связанном с пушной охотой, только самих охотников, которые уходили не на весь сезон, а в промысловые экспедиции. Вся промыслово-хозяйственная деятельность «бродячих» эвенков в конце 19, начале 20 века демонстрирует комбинируемое всестороннее освоение всего комплекса охотничьих и рыболовных угодий, нормированное природой и закрепленное в религиозно-этической практике изъятия из природных запасников ровно такого количества ресурсов, которое не подрывало бы воспроизводящих основ природы. Быт эвенков был подчинен условиям кочевого образа жизни.
Быстро сооружалось и легко перевозилось традиционное жилище - конический чум из жердей. Покровами для него служили берестяные тиски, нюки из ровдуги или ткани, корьевые плахи. Все необходимое для жизни изготавливалось в домашнем хозяйстве. Мужчины владели кузнечным ремеслом, делали различные изделия из дерева, кости и рога. Женщины обрабатывали бересту, шкуры животных и рыб и шили из них нужную утварь и одежду[11, c. 209].
Придя на очередную стоянку и сложив вещи на настил из 3-4 жердей, уложенных на короткие толстые бревна (лабаз), эвенки разводили костер, готовили чай. После чаепития устанавливали чум. Новое место для чума выбиралось в нескольких метрах от старых «чумовищ». Три основные жерди «тургу» обязательно брались из остова чумов прошлых лет. «Тургу» в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку. С этой же стороны ставили еще 2 «тургу», образующие дверной проем. За тем по кругу, двигаясь по солнцу, на равном расстоянии от центра, устанавливались остальные жерди каркаса «херам». Покрышка чума из выделаннойсохатины (ровдуги) состоит из 4 нюков, разделенных на две полупокрышки: верхнюю «унэкэн» и нижнюю «элбэнэл». Покрытия начинались с нижней половины, натягиваясь плотно на остов слева направо («как солнце ходит»). Два нижних нюка подвязывались к жердям при помощи ремешков. Левый край запускался под правый. Верхняя часть чума, за исключением дымового отверстия (в непогоду оно закрывалось отдельным куском бересты или ровдуги) покрывалась в том же порядке. В верхних углах «унэкэна» пришивались петли, в которые продевались жерди с развилкой в вершине. Два человека, поднимая жердями «унэкэн», набрасывали его на остов, закрывая при этом «элбэнэл» сверху на 60-80 см и запахивая правым краем «унэкэна» левый. За тем все покрытие прижималось несколькими толстыми жердями, а низ чума, обложенный сосновыми и еловыми веками, засыпали для тепла снегом.
Внутри чума вдоль его стен из соснового лапника устраивался плотный настил «хокто», на который раскладывали постели. Место очага в центральной части чума огораживалось уложенными «П» - образно бревнами. Справа и слева от входа (рядом со спальными местами хозяев) устанавливалась специальная жердь «чимка». К ней и стоящей напротив основной жерди «тургу» привязывалась горизонтальная жердь «икэптун», на которую на деревянных или железных крючьях подвешивался над костром котел.
С выпадением снега семьи перебирались в корьевые чумы. Основа - четыре толстые жерди «тургу», соединенные в вершине развилкой. На них в 60-70 см от вершины оставлялись сучья, в которые укладывали короткие поперечные жерди «толбоко», на которые опирались все остальные жерди - расколотые вдоль бревна, устанавливающиеся неплотно друг к другу и образующие круглую жилую площадку диаметром 4-6 метров. Две дополнительных тургу образовывали вход «урхэ». Остов «голомо» покрывался рядами косо уложенных пластов лиственничной коры.
Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи с расширением охотничьих угодий при сохранении традиционного пешего способа опромышления эвенки были вынуждены более интенсивно развивать оленеводство и широко использовать домашних оленей в качестве транспортного средства. В сезон миграции белок использование оленя позволяло эвенкам откочевывать быстро в самые дальние угодья. Охотник уходил на промысел, заказывая хозяйке, в какое место ей прийти с караваном. Навьюченные олени, соединенные в связки, выстраивались в караван, впереди которого, отдельно от всех ставился «табуированный» олень (обычно белой масти), перевозящий сумки с родовыми святынями - изображениями семейных охранителей и охотничьими амулетами.
Олени в каждую связку соединяются так: впереди стараяоленуха, задающая темп, каждый олень при помощи недоуздка привязывался к вьючному седлу впереди идущего. Для привязывания оленя к задней луке «толбоко» ремнями крепился «гилбэвун» - изогнутая пластина из рога оленя, напоминающая равносторонний треугольник без основания. В нижней части пластины было отверстие, сквозь которое «гилбэвун» соединялся с «толбоко». Таким образом, олени выстраивались в ломаную линию, что позволяло эвенку, обернувшись назад видеть сразу всех оленей в связке.
В пушном промысле использование
оленя обеспечивало возможность
расширения охотничьих угодий, что
создавало предпосылки для
В выборе маршрутов передвижения эвенки исходили из:
- соображения обеспечения охоты и рыболовства;
- постоянство мест отела и гона у оленей;
- условия летнего содержания оленей, обеспеченности дровами для дымокуров;
- удобство маршрутов движения с оленями и прочих факторов.
Т.е. кочевание совершалось
по вполне определенным маршрутам. На
местности это вытянутый
Эвенков, смешавшихся в межэтнических браках и занимавшихся скотоводством, именовали хамнегане, солоны или конные эвенки. В настоящее время эвенки в основном живут в селах, построенных по русскому образцу. Вообще эвенки современных поколений в немалой степени вобрали в себя русскую кровь и облик и говорят чаще всего по-русски. В осенне-зимне-весенний сезоны эвенки-охотники живут в тайге, используя чумы с брезентовым покрытием или брезентовые палатки (прежние ровдужные покрытия весьма редки); железная печка все чаще заменяет очаг. Используют охотничьи ружья, самострелы и проч. Успешно, но расчетливо добывают соболя, лося, изюбря, северного оленя и др. зверя. Сохраняют старинные способы обработки шкур.
Мясо и рыба употребляются в жареном, вареном, вяленом, сыром мерзлом виде, из субпродуктов приготовляются колбасы, из муки – сухие лепешки, мозг из трубчатых костей и ягоды служат деликатесами. Э. соблюдают уважение к огню, жилищу, особое почтение оказывают гостям.
Наряду с покупной одеждой носят самодельную из выделанных шкур, украшенную вышитым орнаментом, которому придают смысловое значение и считают оберегом.
Самой распространенной одеждой эвенковбыла парка. Носили её как мужчины, так и женщины. Меховая парка не имела никаких украшений. По покрою парки (короткая с прямыми сходящими полами) делали одежду и ровдуги и сукна. Одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц. Кроме парки была распространена женская верхняя одежда, имевшая вид кафтана с прямым разрезом спереди, с сходящими полами, с спинкой, кроенной в талию. Одежда конных эвенков по своему виду и покрою совпадала с одеждой бурят. Основным головным убором являлся капор. Его носили мужчины, и женщины. Различались они лишь по количеству украшений.
Информация о работе Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья