Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:41, реферат

Краткое описание

Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления………………………………………………..28
2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эвенки.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

     Эвенки занимались обработкой бересты. Весной и в начале лета бересту срезали ножами с деревьев. Очищали от верхней кожицы и выпаривали, свернутую в трубку, в котле с водой, смешанной с золой, заполняя промежутки мхом. Котел держали на небольшом огне до 3 дней, затем полосы бересты высушивали. Из бересты делали тиски, вьючные сумки, коробки, сумки-портфели, кисеты, посуду, колыбели. Куски бересты, специально приготовленные и окаймленные обшивкой, служили и столешницей. Прошитые двойные кружки, окаймленные берестой, использовали в качестве сидения в лодке. Всю посуду из бересты эвенки шили корнем черемухи или сухожильным нитками. 

     Интересен  способ обработки шкур. Инструментами для обработки шкур копытных зверей являлись разного рода скребки (шидывун, нючивун, чучун), кожемялки (кэдэрэ) и ножи для разрезания. Все они хранились в длинной, богато орнаментированной сумке (ук, урук, кэдэрэрук) и были постоянно под рукой[10, c. 156].

Сразу после свежевания шкуру, очистив от жира, растягивали и  сушили несколько дней. Мелкие шкуры - с ног и головы - сушили на палочках - распялках, большие - с корпуса - привязывали  к раме или к внутричумным жердям. Затем, сидя на земле с одной вытянутой  ногой, под которую была подвернута шкура и, держа двумя руками скребок «у» (отточенный по наружному краю слегка изогнутый кружок, вставленный основанием между двумя палочками, плотно обвязанный с двух концов), движением по направлению к себе скоблили мездру, постепенно передвигая шкуру. Потом ее промазывали смазкой из рыбьей печени или мокрой трухой, складывали и оставляли на 2-3 дня. После этого опять скоблили скребком «чучун» (плоский кружок с зазубринами по краю, вставленный основанием в ручку). После этой обработки шкуру дымили для прочности, набрасывая ее на дымовое отверстие чума или на специальное приспособление – «нуливун» (высокую треногу с жердями, под которой разводили дымокур). Далее кожу разминали мялкой «кэдэрэ» (слегка изогнутой палкой с зубцами на вогнутой стороне с двумя ручками). При разминании движения были круговыми: вытянутой правой рукой, начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока делали круговое движение, сгибая правую руку в локте и подводя ее к правому боку.  

      Необходимо  также рассказать и о способе выделки шкуры оленя. Левой рукой только придерживали левую ручку. Чтобы убрать остатки жира при разминании посыпали кожу кусочками трухи, а в некоторых местах протирали смолой. Для изготовления ровдуги со шкуры снималась шерсть. Для этого смачивали мех водой с крошками трухи и складывали, оставляя преть в течении нескольких дней, затем соскабливали мех скребком «шидывун» и «нючивун» (металлической пластинкой с заостренным краем, вставленной в две деревянные ручки). После соскабливания шерсти шкуру растягивали на раму сушиться. Раскраивали шкуру и ровдугу ножом на доске без выкроек. При шитье мехового орнамента к вещи пришивали сначала полосу или мелкие кусочки, затем отрезали лишние части. Сшивали сухожильными нитками. Для этого хозяйка имела в запасе пучки развитых, высушенных сухожилий, снятых с ног или со спины оленя или лося. Перед шитьем заготавливали нитки, ладонью правой руки на колене закручивая по два тонких волокна сухожилия, левой рукой придерживая концы. Нитки были недлинными, до 50 см. Сшивали шкуру через край. В обуви и одежде, чтоб не проникала влага, под швы подкладывали волоски подшейной шерсти оленя. Орнаментальный шов «волоски» - подшейный волос, наложенный на ровдугу и прошитый через край, напоминал ряд белого бисера, не менял цвета и был очень прочным. Для украшения делали несколько рядов такого шва, а промежутки закрашивали черной (из сажи с жиром), бурой (из сурика или охры, заваренной в кипятке, смешанной с пеплом и смолой), и коричневой (из отвара ольховой коры, смешанной с золой из можжевельника) краской. Умели эвенки обрабатывать и рыбью кожу. Использовали ее для изготовления мелких сумочек. Кожу не выпотрошенной рыбы, очистив от чешуи, снимали, растягивали палочками, и, заткнув за жердь чума, сушили 1-2 дня. Затем смазывали рыбьей печенью, размятой в теплой воде и тщательно разминали.

Итак, в этом параграфе  мы подробно рассмотрели хозяйство и жизненный уклад эвенков, в частности рассказали о занятиях эвенками оленеводством и охотой, обработкой бересты, обработкой шкур, а также о традиционном жилище, пище и одежде эвенков.

 

 

2.2. Религиозные  представления. 

Отношение эвенков к природе  и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих  все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную  роль играл шаман как посредник  между миром духов и людей. Религией эвенков был шаманизм, развившийся  из первобытной веры вдухов, почитания  природы и тотема животных, а также  культа предков и магии.

Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение[6, c. 32]. Главное и характерное в шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.

Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному  строю, когда охота, рыболовство  и собирательство были основными  средствами добывания пищи. В последующие  периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных  представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние  на формирование культуры и образа жизни людей.

В общей картине шаманизма  народов Центральной Азии и Сибири бурятский и эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожьем) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру  и выполняет целый ряд социальных функций.

Сущность шаманистского  мировоззрения заключается в  следующих положениях:

1) мир, в том числе  человек, создан высшими существами  или же по их велению; 

2) вселенная делится на  три мира - небесный, земной и подземный,  каждый из них наполнен определенными  божествами и духами;

3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего  духа - хозяина, а животное и  человек - душу. Душа человека  после его смерти становится  духом; 

4) в мире множество  богов и духов с конкретными  назначениями и функциями, они  определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны,  урожай и т.д. Во главе всех  богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает; 

5) человек может воздействовать  на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных  правил, вызывать милость или  гнев, симпатию или неприязнь; 

6) шаманы - посредники между  сверхъестественными существами  и людьми, они обладают особыми  качествами и правами, дарованными свыше.

Содержание и формы  шаманистских обрядовых действий были весьма разнообразны и имели определенный порядок. Коллективные обрядовые действа  назывались тайлаган и сасли. Составная  часть шаманистской культовой системы - священные места, где устраиваются молебствия. В отличие от христиан или буддистов шаманисты не имеют  специальных храмов для отправления  служб и их проводят на открытом воздухе, у подножия или на вершине  горы, на берегу реки или озера, у  родника, скалы или дерева, на месте  шаманского погребения, у коновязи. Индивидуально-семейные обряды устраиваются как на природе, так и в помещении - юрте, доме, на улице, и в ограде. Места жертвоприношений относились к числу святынь.

Итак, в этом параграфе  мы описали религиозные представления эвенков, в частности о шаманизме -обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них.

 

 

2.3. Фольклор.

Фольклор – основа духовной культуры эвенков – имеет ярко выраженный национальный характер. Отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей – охотников, рыболовов, оленеводов. Формировался на ранних стадиях родовых отношений у их прапредков и на последующих этапах социально-ист. развития вплоть до наст.времени. Основные жанры эвенкийского фольклора: сказка (нимнигакин) (о животных, волшебная, героическая, бытовая, детская, новая); героический эпос (улгур); предание (улгурил); заговор, заклинание; песня (песня-пляска (икэвун), песня-импровизация (хэгэвун), песня с устойчивым текстом (давлавун)); загадка (нэнэвкэ); считалка (тангивка); пословица (гунмэк); шаманское песнопение (саман нимниганин)[7, c.87].

Произведения отдельных  жанров эвенкийского фольклора (волшебных сказок, героических сказаний, преданий) доносят очень древние мифологические воззрения человека на окружающий мир: о возникновении светил, о трехсферном строении мира (трехмирии), о появлении растений и животных, о рождении первопредков (брата и сестры) и т.п. По мнению исследователей, многие мифологические сюжеты, известные эвенкам, испытали влияние дотунгусских аборигенных групп, а также взаимно обогащались сюжетами из фольклора тюрко-монг. и угро-самодийских народностей.

Все традиционные жанры эвенкийского фольклора обладают чертами типологической общности с соответствующими жанрами мирового фольклора, но отличаются явной архаичностью. Многие сказки о животных (зафиксировано более 100 сюжетов) являются этиологическими – объясняют черты внешних отличий разных животных, их повадки, взаимоотношения в природе: «Как красные лисицы появились», «Почему медведи зимой в берлогу залегают», «Отчего у глухарей, куропаток, рябчиков глаза красные, а у сов ноги мохнатые», «Откуда комар, мошка и овод взялись» и т.п. В волшебных, героических, бытовых сказках сохраняются анимистические, тотемические воззрения, вера в магию, оборотничество, повествуется о подвигах богатырей, о борьбе за обладание огнем, борьбе со злыми духами (авааси), чужеродцами, разбойниками (чангитами) и пр. По своему содержанию, по всем формообразующим признакам, сугубо архаическим, истинно родовым, является и героический эпос эвенков («Куладай», «Кирекан», «Ятэкэ»), особенно насыщенный мифологическими мотивами, образами и разными ист. напластованиями.

Факты древней и недавней истории, социальных и бытовых отношений  в сочетании с художественным вымыслом нашли отражение в их традиционных преданиях: топонимических (о происхождении геогр. названий рек, озер, гор, населенных пунктов), исторических (о появлении в Забайкалье русских, о князьях Гантимуровых, о межродовых столкновениях) и др. Значительное количествово произведений разных жанров заимствовано эвенками из репертуара ближайших соседей – русских, бурят, якутов. Все они в той или иной степени подверглись творческой переработке, приобрели сугубо национальный характер и стали неотъемлемой частью собственной художественной культуры. Большой вклад в собирание и изучение эвенкийского фольклора внесли ученые-филологи, этнографы, учителя – Г. М. Василевич, М. Г. Воскобойников, В. Д. Колесников, О. А. Константинова, Е. П. Лебедева, Т. З. Пушковская, М. Л. Пинегина и др.

Итак, в этом параграфе  мы рассказали о фольклоре эвенков и выяснили, что он наиболее хорошо отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей.

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, в первом параграфе первой главы мы провели краткий обзор истории эвенкийского народа, рассказали о проблеме этногенеза эвенков, об изменениях в их быту и общественном устройстве в разные исторические периоды и о некоторых проблемах современных эвенков.

    Во втором параграфе первой главы мы описали историю изучения эвенкийского народа начиная с XVIII столетия различными исследователями и учеными.

    В первом параграфе второй главы мы подробно рассмотрели хозяйство и жизненный уклад эвенков, в частности рассказали о занятиях эвенками оленеводством и охотой, обработкой бересты, обработкой шкур, а также о традиционном жилище, пище и одежде эвенков.

    Во втором параграфе второй главы мы описали религиозные представления эвенков, в частности о шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них. 

    В третьем параграфе второй главы мы рассказали о фольклоре эвенков и выяснили, что он наиболее хорошо отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей.

Итак, адаптация к природно-экологическим  условиям предполагает, помимо биологического приспособления, выработку наиболее адекватной модели жизнеобеспечения. У эвенков такая модель наиболее полного удовлетворения всех потребностей общества отрабатывалась в течении  жизни многих поколений и приняла  следующие формы.

1.Кочевой образ жизни,  подчиненный природным циклам  и проходящий по отработанным  маршрутам через районы постоянных  поселений и связанные с ними  охотничьи, рыболовные и пастбищные  угодья.

2. Комбинированное охотничье-рыболовно-оленеводческое хозяйствование как многолетний непрерывный процесс хозяйственного освоения угодий.

3. Смена кочевого и  оседлого периода жизнедеятельности  как способ сезонно-сменного освоения  угодий, во время которого менялась  доминанта добывающих отраслей  хозяйства на тот или иной  источник природных продуктов.

4. Закрепление в религиозно-этической  практике изъятия из природных  запасников ровно такого количества  ресурсов, которое не подрывало  бы воспроизводящих основ природы. 

ХХ век нанес серьезный  образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно  сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала  существенное влияние на складывание  культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней  историей, который необходимо сохранять  и тщательно изучать.

Сегодня, в начале XXI века промышленная и этнокультурная политика в нашей стране требует серьезного пересмотра не только на федеральном  уровне, но и на уровне отдельных  субъектов Российской Федерации. В  противном случае, например, в Читинской  области неограниченная эксплуатация природных ресурсов забайкальского Севера может привести к катастрофическим последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Булаев В.М. Энто-национальные особенности формирования населения Восточного Забайкалья. - Улан-Удэ, 1998.
  2. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-энтографические очерки. - Лениинград, 1969.
  3. Василевич, Г. М. Значение дневников Д. Г. Мессершмидта для тунгусоведения // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. Сер. «Обществ.науки». 1969. Вып. 2, № 6.
  4. Дневник путешествия в 1734–1736 гг. Дорожный журнал // Крашенинников С. П. в Сибири. Неопубликованные материалы. М. ; Л. : Наука, 1966. С. 79.
  5. Лобанов В.Г. Старая Чита. - Чита, 2001.
  6. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984.
  7. Материалы эвенкийского (тунгусзкого) фольклора./Сост. Г. М. Василевич. – Л., 1986;
  8. Новлянская М. Г. Д. Г. Мессершмидт и его работы по исследованию Сибири. Л. : Наука, 1970. С. 80.
  9. Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства // Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л. :Лениздат, 1989. С. 523–524.
  10. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.
  11. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I. - Новосибирск, 2000.  

Информация о работе Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья