Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:41, реферат
Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления………………………………………………..28
2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………
Эвенки занимались обработкой бересты. Весной и в начале лета бересту срезали ножами с деревьев. Очищали от верхней кожицы и выпаривали, свернутую в трубку, в котле с водой, смешанной с золой, заполняя промежутки мхом. Котел держали на небольшом огне до 3 дней, затем полосы бересты высушивали. Из бересты делали тиски, вьючные сумки, коробки, сумки-портфели, кисеты, посуду, колыбели. Куски бересты, специально приготовленные и окаймленные обшивкой, служили и столешницей. Прошитые двойные кружки, окаймленные берестой, использовали в качестве сидения в лодке. Всю посуду из бересты эвенки шили корнем черемухи или сухожильным нитками.
Интересен способ обработки шкур. Инструментами для обработки шкур копытных зверей являлись разного рода скребки (шидывун, нючивун, чучун), кожемялки (кэдэрэ) и ножи для разрезания. Все они хранились в длинной, богато орнаментированной сумке (ук, урук, кэдэрэрук) и были постоянно под рукой[10, c. 156].
Сразу после свежевания шкуру, очистив от жира, растягивали и сушили несколько дней. Мелкие шкуры - с ног и головы - сушили на палочках - распялках, большие - с корпуса - привязывали к раме или к внутричумным жердям. Затем, сидя на земле с одной вытянутой ногой, под которую была подвернута шкура и, держа двумя руками скребок «у» (отточенный по наружному краю слегка изогнутый кружок, вставленный основанием между двумя палочками, плотно обвязанный с двух концов), движением по направлению к себе скоблили мездру, постепенно передвигая шкуру. Потом ее промазывали смазкой из рыбьей печени или мокрой трухой, складывали и оставляли на 2-3 дня. После этого опять скоблили скребком «чучун» (плоский кружок с зазубринами по краю, вставленный основанием в ручку). После этой обработки шкуру дымили для прочности, набрасывая ее на дымовое отверстие чума или на специальное приспособление – «нуливун» (высокую треногу с жердями, под которой разводили дымокур). Далее кожу разминали мялкой «кэдэрэ» (слегка изогнутой палкой с зубцами на вогнутой стороне с двумя ручками). При разминании движения были круговыми: вытянутой правой рукой, начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока делали круговое движение, сгибая правую руку в локте и подводя ее к правому боку.
Необходимо
также рассказать и о способе в
Итак, в этом параграфе мы подробно рассмотрели хозяйство и жизненный уклад эвенков, в частности рассказали о занятиях эвенками оленеводством и охотой, обработкой бересты, обработкой шкур, а также о традиционном жилище, пище и одежде эвенков.
2.2. Религиозные представления.
Отношение эвенков к природе
и окружающему миру нашло свое
отражение во множестве запретов,
поверий и обрядов, пронизывающих
все стороны хозяйственной
Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение[6, c. 32]. Главное и характерное в шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.
Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.
В общей картине шаманизма
народов Центральной Азии и Сибири
бурятский и эвенкийский
Сущность шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях:
1) мир, в том числе
человек, создан высшими
2) вселенная делится на
три мира - небесный, земной и подземный,
каждый из них наполнен
3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего духа - хозяина, а животное и человек - душу. Душа человека после его смерти становится духом;
4) в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает;
5) человек может воздействовать
на богов и духов путем
6) шаманы - посредники между
сверхъестественными
Содержание и формы шаманистских обрядовых действий были весьма разнообразны и имели определенный порядок. Коллективные обрядовые действа назывались тайлаган и сасли. Составная часть шаманистской культовой системы - священные места, где устраиваются молебствия. В отличие от христиан или буддистов шаманисты не имеют специальных храмов для отправления служб и их проводят на открытом воздухе, у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у родника, скалы или дерева, на месте шаманского погребения, у коновязи. Индивидуально-семейные обряды устраиваются как на природе, так и в помещении - юрте, доме, на улице, и в ограде. Места жертвоприношений относились к числу святынь.
Итак, в этом параграфе мы описали религиозные представления эвенков, в частности о шаманизме -обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них.
2.3. Фольклор.
Фольклор – основа духовной культуры эвенков – имеет ярко выраженный национальный характер. Отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей – охотников, рыболовов, оленеводов. Формировался на ранних стадиях родовых отношений у их прапредков и на последующих этапах социально-ист. развития вплоть до наст.времени. Основные жанры эвенкийского фольклора: сказка (нимнигакин) (о животных, волшебная, героическая, бытовая, детская, новая); героический эпос (улгур); предание (улгурил); заговор, заклинание; песня (песня-пляска (икэвун), песня-импровизация (хэгэвун), песня с устойчивым текстом (давлавун)); загадка (нэнэвкэ); считалка (тангивка); пословица (гунмэк); шаманское песнопение (саман нимниганин)[7, c.87].
Произведения отдельных жанров эвенкийского фольклора (волшебных сказок, героических сказаний, преданий) доносят очень древние мифологические воззрения человека на окружающий мир: о возникновении светил, о трехсферном строении мира (трехмирии), о появлении растений и животных, о рождении первопредков (брата и сестры) и т.п. По мнению исследователей, многие мифологические сюжеты, известные эвенкам, испытали влияние дотунгусских аборигенных групп, а также взаимно обогащались сюжетами из фольклора тюрко-монг. и угро-самодийских народностей.
Все традиционные жанры эвенкийского фольклора обладают чертами типологической общности с соответствующими жанрами мирового фольклора, но отличаются явной архаичностью. Многие сказки о животных (зафиксировано более 100 сюжетов) являются этиологическими – объясняют черты внешних отличий разных животных, их повадки, взаимоотношения в природе: «Как красные лисицы появились», «Почему медведи зимой в берлогу залегают», «Отчего у глухарей, куропаток, рябчиков глаза красные, а у сов ноги мохнатые», «Откуда комар, мошка и овод взялись» и т.п. В волшебных, героических, бытовых сказках сохраняются анимистические, тотемические воззрения, вера в магию, оборотничество, повествуется о подвигах богатырей, о борьбе за обладание огнем, борьбе со злыми духами (авааси), чужеродцами, разбойниками (чангитами) и пр. По своему содержанию, по всем формообразующим признакам, сугубо архаическим, истинно родовым, является и героический эпос эвенков («Куладай», «Кирекан», «Ятэкэ»), особенно насыщенный мифологическими мотивами, образами и разными ист. напластованиями.
Факты древней и недавней истории, социальных и бытовых отношений в сочетании с художественным вымыслом нашли отражение в их традиционных преданиях: топонимических (о происхождении геогр. названий рек, озер, гор, населенных пунктов), исторических (о появлении в Забайкалье русских, о князьях Гантимуровых, о межродовых столкновениях) и др. Значительное количествово произведений разных жанров заимствовано эвенками из репертуара ближайших соседей – русских, бурят, якутов. Все они в той или иной степени подверглись творческой переработке, приобрели сугубо национальный характер и стали неотъемлемой частью собственной художественной культуры. Большой вклад в собирание и изучение эвенкийского фольклора внесли ученые-филологи, этнографы, учителя – Г. М. Василевич, М. Г. Воскобойников, В. Д. Колесников, О. А. Константинова, Е. П. Лебедева, Т. З. Пушковская, М. Л. Пинегина и др.
Итак, в этом параграфе мы рассказали о фольклоре эвенков и выяснили, что он наиболее хорошо отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей.
Заключение.
Итак, в первом параграфе первой главы мы провели краткий обзор истории эвенкийского народа, рассказали о проблеме этногенеза эвенков, об изменениях в их быту и общественном устройстве в разные исторические периоды и о некоторых проблемах современных эвенков.
Во втором параграфе первой главы мы описали историю изучения эвенкийского народа начиная с XVIII столетия различными исследователями и учеными.
В первом параграфе второй главы мы подробно рассмотрели хозяйство и жизненный уклад эвенков, в частности рассказали о занятиях эвенками оленеводством и охотой, обработкой бересты, обработкой шкур, а также о традиционном жилище, пище и одежде эвенков.
Во втором параграфе второй главы мы описали религиозные представления эвенков, в частности о шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них.
В третьем параграфе второй главы мы рассказали о фольклоре эвенков и выяснили, что он наиболее хорошо отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей.
Итак, адаптация к природно-
1.Кочевой образ жизни,
подчиненный природным циклам
и проходящий по отработанным
маршрутам через районы
2. Комбинированное охотничье-рыболовно-
3. Смена кочевого и
оседлого периода
4. Закрепление в религиозно-
ХХ век нанес серьезный образу жизни и традиционной культуре эвенков Забайкалья. Это непосредственно сказалось на их численности. Однако традиционная культура эвенков оказала существенное влияние на складывание культуры и мировоззрения забайкальцев, и до сих представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.
Сегодня, в начале XXI века промышленная и этнокультурная политика в нашей стране требует серьезного пересмотра не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. В противном случае, например, в Читинской области неограниченная эксплуатация природных ресурсов забайкальского Севера может привести к катастрофическим последствиям.
Список литературы.
Информация о работе Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья